Главная страница - Анонс новостей

Сохранение банковской тайны и борьба с легализацией незаконно нажитых капиталов



В трагические сентябрьские дни, когда террористы атаковали Беслан-скую школу, Ассоциация Российских Банков обратилась ко всему сообщест-ву с призывом повысить бдительность и ужесточить меры по противодейст-вию отмыванию грязных денег, подпитывающих терроризм. Это был практи-чески первый случай, когда банкиры, заявили об открытости в борьбе с тер-роризмом. Неслучайно, одним из актуальных вопросов в настоящее время является проблема соблюдения кредитными организациями банковской тай-ны, и осуществление мер по борьбе с легализацией средств нажитых пре-ступным путем. Эти вопросы остро стоят не только в нашей стране, но и во всем мире. Если Соединенные Штаты уже достаточно давно либерализиро-вали свое банковское законодательство, фактически упростив само отноше-ние к понятию «банковская тайна», то Швейцария и ряд других стран стре-мятся сохранить исторически сложившиеся подходы к организации сохран-ности банковской информации и совершенствованию инструментов доступа к ней. На путь прозрачности банковских вкладов и операций встают страны объединенной Европы. Министры финансов 15 стран Евросоюза подписали закон, который должен запретить банкам анонимные счета и устранить поня-тие банковской тайны в вопросах обмена информацией об уплате налогов. Дни, когда европейцы могли скрывать свои доходы на секретных счетах, со-чтены - хотя решение это далось властям нелегко. Закон, предусматриваю-щий в числе прочего обмен информацией об иностранных вкладчиках, всту-пил в силу с января 2004 года. Однако необходимо признать, что часть госу-дарств справедливо полагает, что либерализация банковского законодатель-ства ведет к оттоку клиентов и денежных средств. Не случайно, вопрос банковской тайны - один из сложнейших в совре-менной практике банковского дела, и в этом смысле те же швейцарские бан-ки, которые всегда заявляют о том, что им «легче отказаться от Альп, чем от банковской тайны», не всегда демонстрируют единообразное в понимании сущности банковской тайны. Несмотря на все усилия румынских властей, им так и не удалось принудить швейцарские банки раскрыть информацию о счетах семьи поверженного диктатора Н. Чаушеску, ничего не вызнали и российские власти о счетах КПСС. В то же время банки Швейцарии с необычайной легкостью раскрыли информацию о вложениях бывшего премьер-министра Беназир Бхутто и ее мужа, та же участь постигла и некоторые счета бывшего премьера Турции Тансу Чиллер. Скандал, разразившийся в связи со счетами жертв фашизма во время второй мировой войны, ясно дал понять, что раскрытие тайны банков-ского вклада очень часто из чисто правового вопроса превращается в поли-тический. О чем свидетельствует согласие Швейцарских банкиров сотруд-ничать с Евросоюзом в вопросах открытости счетов иностранцев налоговых резидентов других стран.Проблемность ситуации состоит в том, что большинство клиентов бан-ков не хотят, чтобы кто-то знал о наличии и размере их капиталов, а госу-дарство, в лице определенных структур, напротив, желает знать об этом как можно больше. Любопытство государства продиктовано двумя основными и вполне понятными причинами: - возможность эффективного поиска криминальных денег для затруднения осуществления преступной деятельности, и особенно террористической,- возможность контроля над уплатой налогов.Для того чтобы вкладчики, банкиры и государство смогли достигнуть баланса интересов и одинаково понимали «правила игры», существует зако-нодательство о банковской тайне. Важность его развития и применения трудно переоценить, а анализ его состояния и перспектив чрезвычайно поле-зен как для специалистов безопасности банков, клиентов, так и для государ-ственных институтов.Являясь одним из важнейших институтов банковского дела, от средне-вековья, до современности, банковская тайна рассматривается как - осо-бого рода конфиденциальная информация о деятельности банка и связанной с ним деятельности клиентов банка. Банковская тайна прошла в своем историческом развитии путь от полной ее абсолютизации и незыблемости, что рассматривалось как естественное условие банковской деятельности, до современного состояния разумного и пропорционального ограничения ее конфиденциальности.Институт банковской тайны, как и всё банковское законодательство, носит комплексно-правовой характер и связан с такими отраслями права, как конституционное, административное, гражданское и уголовное, но наиболь-шая часть правоотношений регулируется всё-таки нормами гражданского за-конодательства. Первый закономерный вопрос, возникающий при изучении того или иного правового явления, заключается в определении исследуемого понятия. В настоящее время в науке не сложилось четкого определения банковской тайны, нет его и в законодательстве. Большинство уче-ных правоведов считает, что тайна - особый правовой режим ин-формации с ограниченным доступом с таким подходом можно со-гласиться. Если все же обратиться к историческому экскурсу, то можно найти оп-ределение банковской тайны, данное в Уставе Государственного банка Рос-сийской империи - соблюдать банковскую тайну - значит «хранить в тайне все, касающееся вверяемых банку частных коммерческих дел и счетов». (Свод законов Российской Империи. Ч. 2. Т. Х1). В более современном виде банковская тайна может быть определена как - разновидность коммерческой тайны, заключающаяся в том, что клиенты и банки стремятся скрыть сведения о своих операциях в целях закрепления за собой высоких прибылей. - обязанность банковских работников в интересах клиентов не разглашать сведений о состоянии их счетов и осуществляемых ими операциях.Как уже отмечалось, прямое определение понятия банковской тайны в зако-нодательстве отсутствует, оно дается через определение ее составляющих в ст. 857 Гражданского кодекса РФ (тайна банковского счета, банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте) и в ст. 26 Федерального закона «О банках и банков-ской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 23 декабря 2003 г., далее – Закон о банках) (тайна об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспон-дентов, об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону).Согласно статье 857 Гражданского Кодекса РФ, статье 26 Федерально-го закона "О банках и банковской деятельности" любая кредитная организа-ция гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граж-дан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией только им самим, су-дам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государст-венной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Кроме всего, при наличии согласия прокурора сведения, содержащие банков-скую тайну, могут быть выданы органам предварительного следствия по де-лам, находящимся в их производстве. Перечень органов, осуществляющих производство по уголовным делам, определен уголовно-процессуальным за-конодательством.Под сведениями, составляющими банковскую тайну, следует по-нимать сведения о личности клиента, о движении его вкладов (размер, время и сумма поступления или снятия со счета), иные сведения об опе-рациях по счету. При определении пределов и объемов банковской тай-ны следует руководствоваться Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», поскольку банковская тайна охватывается понятием коммерческая тайна, которая составляет конфиденциальную информацию, позволяющую ее обладателю при существующих или воз-можных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или по-лучить иную коммерческую выгоду.Положения закона о сохранении банковскими учреждениями тайны об обороте денежных средств своими клиентами является неотъемлемым усло-вием заключения договора банковского вклада и банковского счета. В связи, с чем статья 857 ГК РФ и статья 26 Федерального закона "О банках и банков-ской деятельности" предусматривают ответственность банковского учрежде-ния как контрагента по сделке за разглашение банковской тайны в форме возмещения убытков. Должностные лица кредитных организаций и их ра-ботники несут уголовную ответственность за разглашение банковской тайны по статье 183 УК РФ. Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда за разглашение банковской тайны в порядке, предусмот-ренном статьями 151, 152 ГК РФ. Такой прецедент нам всем хорошо извес-тен, когда гр-ка В. Уемлянина выиграла с Санкт-Петербургского Промст-ройбанка судебный процесс за разглашение сведений составляющих банков-скую тайну.Однако сфера банковских учреждений в России, на протяжении по-следних лет претерпевала существенные трения с органами исполнительной власти по вопросам доступа правоохранительных органов и их спецслужб к раскрытию банковской тайны.В свете последних изменений на мировой арене в России был принят ряд фундаментально новых правовых актов, касающихся установления госу-дарственного мониторинга за финансовыми потоками субъектов гражданско-го оборота. В России была предусмотрена целая система мер, направленных на борьбу с отмыванием преступно полученных доходов. На подобный отча-янный шаг отечественного законодателя подтолкнули международные орга-низации – Национальный инвестиционный совет (НИС) и Организация по противодействию отмыванию капиталов (FATF).С принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" № 115-ФЗ от 07.08.01 и о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, казалось бы, была поставлена точка в дискуссии о пределах дос-тупа правоохранительных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" обяза-тельному контролю со стороны государственных органов подлежат практи-чески все крупные сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей. Перечень этих сделок указан в тексте закона. В законе также указан перечень конкретных действий организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по документальному фиксированию, как самих сде-лок, так и идентификации лиц, совершающих данные сделки. Законом воз-ложена обязанность на кредитные учреждения в срок не позднее одного бан-ковского дня уведомлять специально созданный уполномоченный орган о совершенных сделках и лицах, их совершивших. Более того, согласно пункту 3 статьи 7 Закона кредитные учреждения и их работники обязаны направлять в уполномоченный орган сведения обо всех "подозрительных" сделках, со-вершенных на сумму менее чем 600 000 руб., не входящих в перечень сделок, подлежащих в силу закона обязательному контролю. Таким образом, после вступления данного закона в силу, т.е. с 01.02.02, следует говорить о тоталь-ном контроле государства за финансовыми операциями субъектов граждан-ского оборота. Функции по организации такого контроля и его координации возложены на специальный уполномоченный орган – Комитет по финансо-вому мониторингу Российской Федерации (сегодня он переименован в Феде-ральную службу финансового мониторинга). Данный комитет образован Указом Президента РФ № 1263 от 01.10.01. Этот орган был включен в струк-туру федеральных органов исполнительной власти и вошел в систему Мини-стерства финансов РФ. Возглавил данный Комитет первый заместитель ми-нистра финансов России. Исходя из компетенции данного органа, его следует отнести к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, постольку, поскольку основными задачами данного органа является сбор, об-работка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом физических и юридических лиц на негласной от этих лиц основе.Остается неясным, каким образом должна действовать ФСФМ в случае обнаружения в полученной ей информации признаков совершения либо под-готовки к совершению иных преступлений либо правонарушений, не связан-ных с легализацией преступных денег. Например, информация о готовящейся сделке, целью которой является совершение хищения в форме мошенничест-ва. Несомненно, что такие данные должны быть переданы в правоохрани-тельные органы в соответствии с их компетенцией. Но в этом случае ФСФМ выйдет за пределы своих полномочий, поскольку материалы, содержащие банковскую тайну, могут быть раскрыты последним только в связи с проти-водействием легализации преступных доходов. Кроме всего, данные, полученные подобным путем, будут лишены дока-зательственного значения, поскольку они будут получены в нарушение части 2 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и в силу части 2 статьи 50 Конституции РФ не могут быть использованы в каче-стве доказательства. Больше того, данный орган должен будет нести ответст-венность за разглашение подобной информации.Сегодня в соответствии со статистическими данными МВД о состоянии преступности за 8 месяцев текущего года правоохранительными органами выявлено 1349 правонарушений связанных с легализацией (отмыванием) де-нежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления либо приобретенных другими лицами преступ-ным путем, что составило 0,5 % удельного веса от общего числа правонару-шений по стране, 1070 материалов передано в судебные органы. Учитывая, что из указанного числа правонарушений только 831 выявлено подразделе-ниями по борьбе с экономическими преступлениями МВД, оставшаяся часть приходится на органы прокуратуры и ФСБ.Вопреки действующему законодательству, обязывающему кредитные организации соблюдать банковскую тайну, отдельные силовые структуры, не имея на то достаточных оснований, нередко пытаются получить доступ к банковской тайне, направляя в банки запросы. Действуя в рамках закона, банки отказываются их удовлетворять. Приведу один пример Управление по борьбе с налоговыми преступлениями УВД г. Саратова направило в АКБ «Экспресс-Волга» запрос на предоставление информации по движению средств на всех счетах клиентов банка предпринимателей без образования юридического лица. В качестве обоснования запроса приводился Указ Пре-зидента о ликвидации налоговой полиции и передачи ее функций МВД. По-лагаю, что юристы УВД прекрасно понимают, что передача функций и изме-нение допуска к информации это не одно и то же. Не говоря о том, что сам запрос, по сути, абсурден.Бороться против банковской тайны готов кто угодно, начиная с самых вроде бы не имеющих отношения к делу чиновников, до людей, чьи интере-сы кровно связаны с интересующей информацией, приведу несколько приме-ров только последнего времени;3августа 2004 на пресс-конференции намерения МВД России озвучил исполняющий обязанности начальника контрольно-методического управления следственного комитета при МВД РоссииС. Манахов. Новые изменения будут касаться банковской тай-ны. А вводятся они для того, чтобы упростить получение оперативной информации о банковской деятельности подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную работу. По словам Манахова, предлагается установить в обязательном порядке кредитным организациям выдавать справки оперативным подразделениям государственных органов, уполномо-ченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность при наличии оснований, предусмотренных законодательством, по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкла-дам физических лиц.Такое заявление в банковском сообществе сочли, по меньшей мере, странным. Ведь на сегодняшний день согласно статье 26 Закона "О бан-ках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юри-дических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятель-ность без образования юридического лица, выдаются кредитной органи-зацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и нало-говой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, пре-дусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по де-лам, находящимся в их производстве. Другая когорта борцов с банковской тайной – пламенные налоговые инспекторы. Не успел еще Президент подписать Положение о созданной Фе-деральной налоговой службы, как 28 августа 2004 года начальник управле-ния кредитных организаций Федеральной налоговой службы Д. Вольвач заявил что, в скором времени будет создан общефедеральный ресурс по бан-ковским счетам. Это позволит не только упорядочить, поступающие от бан-ков сведения открытии или закрытии счетов своими клиентами, но контро-лировать как крупных, так и рядовых налогоплательщиков. С помощью но-вой базы в любой инспекции можно будет проследить всю динамику движе-ния средств на счетах налогоплательщика, где бы ни были открыты эти счета. И далее - под контроль налоговиков попадут не только предприятия и част-ные предприниматели, но опосредованно и граждане, в частности те, кто соз-нательно дробит свои банковские счета так, чтобы сумма каждого вклада не превышала гарантированных государством к возврату 100 тысяч рублей. И это в условиях, когда только 27 мая 2004 г. вышло Письмо МНС РФ от N 24-2-02/410"По вопросу направления мотивированного запроса налогового ор-гана в адрес банка", в котором в основных чертах определены требования и взаимоотношения между кредитными организациями и налоговиками. Доку-мент конечно неоднозначный, но вносящий на наш взгляд некоторую упоря-доченность в запросы информации.Вне всякого сомнения, все чиновники «борцы за открытость» пре-красно знают, что в соответствии со ст.857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского вклада и банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам ис-ключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом и только Зако-ном.На наш взгляд, наиболее правильным было бы установление возмож-ности получения сведений, составляющих банковскую тайну, только по ре-шению суда, как во многих зарубежных странах (Швейцария, Люксембург, Германия). Это повысило бы доверие к российским банкам и способствовало прекращению "оттока" капиталов за рубеж. Однако данная мера требует вне-сения изменений и в процессуальное законодательство, которое в настоящий момент практически не регламентирует порядка получения и использования конфиденциальной информации и настало время говорить о самостоятельном Законе, о банковской тайне. Основная и на наш взгляд, одна из лишь двух достойных причин, по которым необходимость сохранения в тайне всех операций и остатков по счетам клиента, а также другой информации о нем, может быть поставлена под сомнение, – это риск финансирования террористической деятельности за счет непрозрачных капиталов. И действительно, проблема борьбы с терро-ризмом перевернула многое и в умах так называемых простых людей, и в изощреннейших умах конституционных и прочих правоведов. Оказалось, что для достижения такой цели, как защита человеческих жизней от террористи-ческих действий, можно смести с пути и презумпцию невиновности, и свя-щенность права частной собственности, и неприкосновенность частной жиз-ни, а уж какую-то банковскую тайну – так просто раз плюнуть.Вплотную к терроризму по серьезности оснований для раскрытия банковской тайны стоит отмывание доходов, полученных преступным путем – деньги, «грязные» не только по фискальной системе оценок, но и просто полученные от аморальной деятельности.Порог для истребования информации о банковских операциях в самое последнее время стал очень низким.Формулировки в законодательных актах разнятся, но в целом смысл пример-но таков: информация должна быть раскрыта, если имеется достаточно осно-ваний для подозрений об отмывании денег или о связях с террористической деятельностью. Контролирующие органы пытаются разъяснять эту широкую формулировку.В итоге перед кредитными организациями встала проблема выбора. С одной стороны за разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность, с другой непредставление в уполномоченный орган, осуще-ствляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, может повлечь отзыв лицензии. Я никоим образом не хочу сказать, что максимальная секретность банков-ских операций – всегда оптимальный выбор. Для каждого случая желательно найти баланс интересов. Для одного – достаточная степень секретности не-обходима, но недопустимо, работать с банком, чей негативный имидж может также негативно сказаться на бизнесе клиента. Для другого – можно сми-риться с либеральными подходами к теме банковской тайны, но использовать респектабельность банка для формирования респектабельной кредитной ис-тории.Таким образом, институт банковской тайны пока не получил четкого законодательного регулирования, необходимость которого очевидна для по-строения правового государства и развитой экономики.По мнению отечественных специалистов, утрата 20% информации, составляющей коммерческую тайну, в 60 случаях из ста приводит к банкрот-ству фирмы, а потери от действий недобросовестных конкурентов, исполь-зующих шпионаж в кредитно-финансовой сфере, составляют сегодня 30% от всего ущерба, который несут банки. С созданием системы «прозрачности» в деятельности хозяйствующих субъектов (без развития адекватной защиты) возникает опасность «утечки» информации из-за постоянно растущих пото-ков информации, в том числе о подозрительных сделках, исходящих из кре-дитных учреждений в центральный банк и другие государственные органы.

Но сегодня вызовы нового времени (прежде всего, необходимость борьбы с организованной преступностью и финансированием терроризма) заставляют отказываться от абсолютизации банковской тайны, во всяком случае, значительно упрощается доступ государства к информации о клиен-тах и их деньгах.Эксперты отмечают, что основной тенденцией развития бан-ковской систем развитых стран будет повышение прозрачности.Итак, подводя итог, можно сказать, что время, столь красочно пока-занное в фильмах про Джеймса Бонда, с его тайными кодированными счета-ми в крупнейших банках по всему миру, уже проходит. Банкиры находятся меж двух огней – желанием угодить клиенту, с одной стороны, и не оказаться в стане изгоев – с другой. И обычно выбирают последнее. Глобализация ми-ровой экономики, скорее всего, будет вызывать процессы по дальнейшему нивелированию понятия банковской тайны. Конечно, иногда маятник будет отклоняться и обратно, но эти экскурсы в прошлое будут связаны лишь с ин-стинктивной потребностью сильных мира сего иметь уникальный сервис или финансовые инструменты, с помощью которых они сами могут эффективно пользоваться тем, что раньше называлось банковской тайной.

Валерий Прасолов, руководитель Службы безопасности ОАО «ПРО-БИЗНЕСБАНК»




Похожие по содержанию материалы раздела: Выставка в Узбекистане: «Охрана, безопасность и противопожарная защита, CAIPS — 2007» В Петербурге откроется выставка, посвященная создателю пистолета ТТ Обращения депутатов Госдумы к участникам научно-практической конференции Маркетинговый семинар по брендингу в рамках Форума «Технологии безопасности» В рамках Форума "Технологии безопасности" состоится грандиозный концерт с участием лучших представителей… отрасли безопасности Впервые на Форуме "Технологии безопасности" – турнир по пляжному волейболу Биометрические методы распознавания в системах контроля и управления доступом – на конференции MIPS 2007 Совет Федерации Федерального Собрания РФ оказывает поддержку выставке и конференции MIPS 12-я специализированная выставка Безопасность-2007 «О роли профсоюза в деятельности негосударственных структур безопасности» Маркетинг - 2004 Исполнительный Директор подводит итоги Международного Форума В Киеве состоится международная конференция «Антирейдер 2007: защита от недружественных поглощений» Начальник Департамента государственной защиты имущества МВД России В.В. Савичев пригласил предприятия - производителей охранной техники принять участие в выставке "Интерполитех-2007" 5 апреля откроется конференция "Информационная безопасность предприятия" В Красноярске пройдет III специализированный форум «Современные системы безопасности – Антитеррор» В Вене пройдет конференция по проблемам антивирусной защиты 19 апреля в Москве откроется 3-я Всероссийская конференция "Безопасность бизнеса. (Национальные проекты. Антикоррупционные программы)" 25 апреля откроется конференция "Современная Безопасность. Законодательство. Новации. Практика"

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация