Главная страница - Анонс новостей

Репортажи с Юбилейной Конференции к 10-летию Закона о ЧОПах



На конференцию вынесена очень актуальная, на мой взгляд, тема, которая затрагивает жизненно важные вопросы функционирования частных охранно-сыскных предприятий и их развитие. Крайне важно, в сложившейся ситуации с государственных позиций определить наши общие перспективы.Криминогенная ситуация в стране за последние два года имеет тенденцию к ухудшению.Возросло количество тяжких преступлений, прежде всего против личности и собственности. Увеличилось количество убийств и покушений на убийство, разбоев, в том числе с проникновением в жилища и грабежей. Почти половину от общего количества зарегистрированных преступлений в прошлом году составили кражи, грабежи и разбои.МВД РФ наработан и осуществляется широкий комплекс мер по стабилизации оперативной обстановки. Ведется активный поиск новых форм и методов деятельности патрульно – постовой службы, участковых уполномоченных милиции, много внимания уделяется совершенствованию деятельности подразделений криминальной милиции.Могу сказать, что мы сегодня активно прорабатываем вопросы широкого привлечения к участию в борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности общественных формирований по месту жительства населения, работы и учебы.В системе этих формирований важное место занимает многочисленный отряд охранников и детективов. Организации их деятельности, в т.ч - правоохранительной, мы придаем особое значение.Подводя итоги 10-летия, следует отметить, что частные формы обеспечения безопасности, охраны имущества коммерческих фирм и акционерных обществ получили широкое развитие в Российской Федерации.Лицензионно-разрешительными подразделениями Министерства зарегистрировано более 14 тысяч охранно-сыскных структур, в т.ч. 9.000 частных охранных предприятий и 5000 служб безопасности юридических лиц.Общая численность лицензированного персонала этих структур достигла 296,5 тысяч человек, что значительно превышает их численность в таких развитых странах, как Швеция, Германия и Италия.Частными охранно-сыскными структурами охраняется более 72 тысяч объектов, при оказании охранных услуг ими используется свыше 100 тысяч единиц огнестрельного и газового оружия.В частных охранных и сыскных структурах сосредоточен значительный интеллектуальный, кадровый и экономический потенциал. Около 30% работающих в них составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и других правоохранительных органов.Это дает основание рассматривать охранно-сыскные предприятия как реальный резерв и опору государства в борьбе с криминальными проявлениями во всех сферах жизни общества.МВД России вкладывает немало сил в объединение усилий органов внутренних дел и негосударственных организаций правоохранительной направленности, прежде всего охранно-сыскных предприятий, в борьбе с преступностью.На сегодня накоплен большой практический опыт работы указанных структур к решению задач по обеспечению правопорядка.Нас радует, что только в 2001 году в охране общественного порядка и борьбе с преступностью участвовало около 180 тысяч охранников, в т.ч. более 160 тысяч на безвозмездной основе. С участием охранников задержано 32 тысячи правонарушителей, в т.ч. 29 тысяч - за административные правонарушения, и 2,5 тысячи – по подозрению в совершении преступлений.В настоящее время определились концептуальные основы сотрудничества органов государственной власти, в первую очередь правоохранительных органов, с частными структурами безопасности.Необходимость для обеих сторон создания эффективной системы взаимодействия уже никем не оспаривается.Данные тезисы отражают сложившуюся на сегодня систему теоретических взглядов и практических рекомендаций по совершенствованию имеющейся практики взаимодействия органов внутренних дел с охранно-сыскными структурами.Практически во всех структурных подразделениях системы МВД сформированы координационно-методические советы по профилактике правонарушений, в составе которых функционируют отделения и группы по обеспечению взаимодействия с частными охранно-сыскными структурами. Они взяли на себя многие функции, в том числе по обобщению имеющегося положительного опыта и методического сопровождения всей нашей совместной работы. В соответствии с действующим законодательством, определяющем правовой статус органов МВД, и регулирующем деятельность частных охранно-сыскных структур, а также фактическим содержанием охранных услуг, взаимодействие между ними осуществляется в процессе:1. Выполнения органами МВД функций лицензирования и контроля за деятельностью частных охранно-сыскных структур.2. Реализации органами МВД информации о противоправной деятельности отдельных лиц, полученной охранно-сыскными структурами во время выполнения ими договорных обязательств.3. Привлечения органами МВД охранно-сыскных структур к обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью вне рамок оказания ими платных услуг.4. Решения социальных и кадровых проблем, как органов МВД, так и частных охранно - сыскных структур.Очевидно, что по всем четырем направлениям между органами МВД и частными охранно–сыскными структурами существуют как точки соприкосновения, так и объективные коллизии. Поэтому в независимости от субъективных обстоятельств, при организации взаимодействия каждая из сторон, в конечном итоге, должна руководствоваться общепризнанными приоритетами и ценностями.Эти принципы и накопленный опыт позволяют сделать следующие выводы о тактических подходах к организации взаимодействия:1. Необходимо создать механизм эффективного решения вопросов, по которым интересы органов МВД и охранных структур совпадают.2. По конфликтным проблемам во взаимоотношениях сторон необходимо совместное совершенствование нормативно-правовой базы, с той степенью регламентации, когда любые конфликты могли бы быть разрешены строго в рамках правового поля и исключали бы возможность субъективного подхода.При этом следует отметить, что наиболее регламентированными и проработанными с правовой точки зрения, являются вопросы, связанные с исполнением контрольных функций. Существующие пробелы и возникающие вопросы сравнительно легко и в сжатые сроки можно устранить совместной работой экспертов со стороны МВД России и частных охранно-сыскных структур при наличии доброй воли сторон. Нормативная база для взаимодействия по 2 и 3 направлениям обеспечена только частично и не носит целостного и системного характера.В связи с этим практическое взаимодействие, во многом, обеспечивается личными связями. Это не способствует планомерной и долгосрочной организации взаимодействия. И мы ставим вопрос о том, что данная сфера деятельности должна быть более регламентирована и конкретизирована.Анализ деятельности ЧОП и СБ коммерческих структур свидетельствует о том, что они активно участвуют в: - обеспечении правопорядка при защите прав и законных интересов юридических и физических лиц в процессе выполнения своих договорных обязательств в соответствии со статьей 3 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации",- оказании непосредственной помощи органам внутренних дел путем безвозмездного выделения сил и средств для обеспечения общественного порядка на основании договоров о сотрудничестве между предприятиями и отдельными подразделениями МВД, - содействии оперативным подразделениям МВД России путем предоставления информации, - проведении совместных или согласованных мероприятий, в т.ч. при расследовании конкретных уголовных дел. - охране правопорядка в определенных районах или на объектах по договорам с органами исполнительной власти, в т.ч. на возмездной основе.Таким образом, частная охранная и сыскная деятельность в настоящее время объективно является одной из специфических форм правоохранительной деятельности, отличающейся от правоохранительной деятельности государственных органов, на договорной основе, и, как правило, возмездным характером. Одной из важнейших функций негосударственной охранно-сыскной деятельности является создание условий расширения социальной базы противодействия преступности за счет включения в процесс борьбы с правонарушениями бывших военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, а также наиболее физически развитой и здоровой части молодежи.Анализ состояния дел по привлечению частных охранных предприятий к обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью, говорит о том, что их потенциал используется не в полном объеме, я бы сказал только на половину.Положительный и отрицательный опыт сотрудничества еще раз продемонстрировал актуальность и необходимость перехода от простых двухсторонних договоров отдельных подразделений МВД, ГУВД с охранными предприятиями к созданию эффективной системы постоянного взаимодействия и координации деятельности с охранно-сыскными структурами, которая должна строиться с учетом специфики, правового статуса и организационных форм данных структур. Целью создания системы взаимодействия является снижение уровня криминогенной напряженности в обществе в результате максимального использования потенциала охранно-сыскных структур для обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, а также решения ряда не менее важных задач. Это, прежде всего, придание процессу развития охранно-сыскных структур управляемого со стороны государства характера, качественное улучшение контроля за их деятельностью, активизация процесса вытеснения криминальных элементов из сферы предоставления платных услуг в области обеспечения безопасности, сокращение числа правонарушений связанных с недостаточной квалификацией руководителей охранных предприятий.Сотрудничество должно носить договорный характер, и базироваться на принципах законности, добровольности, взаимовыгодности и невмешательства во внутренние профессиональные дела друг друга. Основные формы сотрудничества – это взаимный обмен информацией, проведение совместных либо согласованных мероприятий. Негосударственные предприятия безопасности, выступая относительно самостоятельной силой, должны дополнять государственную правоохранительную систему. Потенциально они могут оказать существенную помощь правоохранительным органам, и принять на себя обязательства по обеспечению правопорядка на территории охраняемых, на договорной основе с юридическими лицами и органами исполнительной власти, объектов экономики, социальной структуры, территории объектов муниципальной собственности, и сократить, таким образом, нагрузку на правоохранительные органы.Для успешного функционирования системы взаимодействия необходимо решить ряд проблем правового, организационного, экономического и психологического характера, касающихся, как деятельности охранных структур, так и государственных органов.Существующие проблемы, требующие решения, можно сформулировать следующим образом:Правовые – необходимо регламентировать как вопросы взаимодействия охранных предприятий с правоохранительными органами, так и статус частных охранников, привлекаемых к охране правопорядка, позволяющий им эффективно выполнять данные функции на законной основе.Экономические – необходимо разработать и экспериментально опробовать экономически обоснованные и выгодные нормативы цен на оказание платных услуг по обеспечению правопорядка, а также меры экономического стимулирования предприятий оказывающих, в той или иной форме, помощь правоохранительным органам с целью компенсации возникающих при этом затрат. Я имею в виду льготы по налогам, аренде, оплате коммунальных услуг, и иные льготы.Психологические – необходимо изменить отношение к негосударственной охранно-сыскной деятельности со стороны сотрудников государственных органов, в том числе правоохранительных, рассматривать их как естественных союзников в борьбе с преступностью, и своего рода, резервную вспомогательную силу. Одновременно воздействовать на сознание занятых в данной сфере деятельности для выработки понимания, что они занимаются не только зарабатыванием денег, но и выполнением общественно важной функции в государстве, повышать и поддерживать высокий уровень их правосознания.Организационной – одной из особенностей охранно-сыскной деятельности является ее распыленность по субъектам и отсутствие координирующих организационных структур. Поэтому считаю необходимым в системе МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации выделить специализированное подразделение, либо сотрудников, основной задачей которых стала бы функция практической организации взаимодействия различных подразделений с охранно-сыскными структурами и их объединениями: сбор, обобщение и анализ эффективности практики такого взаимодействия.Отдельно хочу сказать, что практика применения Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" показывает, что его положения не в полной мере обеспечивают в настоящее время правовое регулирование деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности. Отсутствие в отдельных статьях действующего Закона четких формулировок затрудняет их понимание, допускает двойное толкование, что приводит к многочисленным обращениям граждан в различные инстанции, и нередко, в судебные органы. Жизнь ставила и ставит проблемы, которые невозможно предугадать. Это относится и к проблемам становления и роста частных охранных и детективных структур.Необходимость принятия нового законодательного акта в сфере частной охранной и детективной деятельности обусловлена тем, что существенно изменились правоотношения субъектов, в связи с не урегулированием ряда принципиальных положений, возникли новые виды правонарушений.Министерством внутренних дел России с участием представителей заинтересованных министерств и федеральных органов исполнительной власти, частных охранно-сыскных организаций ведется работа по подготовке нового проекта. Законопроект должен обеспечить единую государственную политику в области частной охранно-детективной деятельности, ввести систему мер государственного контроля со стороны уполномоченных федеральных органов за указанными видами деятельности в целях защиты конституционных прав граждан, обеспечении интересов личности, общества и государства. Законопроект должен четко определить понятия: частного детектива, частного охранника, негосударственная (частная) охранная, негосударственная детективная организация. Установить основные правила оформления и выдачи лицензий на частную охранную и сыскную деятельность, дать перечень видов частных детективных и охранных услуг, для осуществления которых требуется получение лицензий. Безусловно, необходимо усилить гарантии социальной и правовой защиты частных охранников и сыщиков, с учетом возрастающей роли охранно-сыскных структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью. В настоящее время идет проработка его положений, в ходе работы межведомственной рабочей группы, созданной решением Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Перечисленные выше проблемные позиции нашли особое отражение в ходе работы Всероссийской конференции "Роль и место негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности в обеспечении общественной безопасности: проблемы и перспективы", и совещания представителей Координационных (Консультативных) советов при органах внутренних дел по взаимодействию с охранно-сыскными структурами, проведенных под эгидой Комитета Госдумы по безопасности и МВД Росиии 5 февраля текущего года. На них отмечалось, что одним из важнейших условий эффективной деятельности охранно-сыскных структур является их тесное взаимодействие с правоохранительными органами, и в первую очередь, с органами внутренних дел. Считаю, что в этом направлении нами много сделано, но предстоит сделать еще больше.В заключение, хочу искренне и сердечно поздравить с вашим юбилеем - 10-летием образования института частного сыска и охраны, всех руководителей предприятий и их работников, кто в это период прошел вместе с нами нелегкий путь становления, и свято хранил верность государственным принципам и общечеловеческим ценностям. Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

(Расшифровка аудиозаписи)




Похожие по содержанию материалы раздела: Международная выставка-форум "Информационная безопасность региона, организаций, граждан" ("ИНФОФОРУМ-Сити-2006") Цифровое охранное телевидение в вопросах и ответах ГУВД МО: анонс брифинга Презентация в Украине электронных ключей GUARDANT STEALTH III Авторский проект Оксаны Барковской "Голоса из безмолвия". Выставка «Системы защиты и безопасности» II-я специализированная выставка «БЕЗОПАСНОСТЬ-2006» "Security China" - крупнейшая выставка по безопасности в Китае Ознакомительный семинар «Методики и практические аспектыАудита Информационной Безопасности» Владивосток: В музее Арсеньева выставят уникальное холодное оружие 18-20 веков (галерея) Третий международный форум «Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма» IV Международная выставка "МОЛЛ-2007" Выставка-ярмарка «Безопасность 2006» в г. Владивостоке Третий Московский международный Форум "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма" Семинар: "Кадровая безопасность в компании" "МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ БЫЛА ИНТЕРЕСНОЙ" Семинары ESMI по вашему расписанию Выставка в Узбекистане: «Охрана, безопасность и противопожарная защита, CAIPS — 2007» Мнение в отношении "Кодекса чести охранных предприятий".

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация