Главная страница - Анонс новостей

Роль и место негосударственных структур безопасности в обеспечении безопасности бизнеса



Становление новых экономических отношений в России, вызвало бурный рост разнопрофильных коммерческих структур. Вы все помните это время – появление Кооперативов, резкое усложнение криминальной обстановки, появление многочисленных организованных преступных группировок, появление такого явления как рэкет.С возникновением рыночных отношений, рыночной экономики встал вопрос обеспечения ее безопасности. Молодое российское предпринимательство оказалось совершенно незащищенным от криминальной среды. В силу объективных обстоятельств государственные силовые структуры не смогли эффективно противостоять бурно развивающейся преступности в стране, что заставило самих предпринимателей искать и создавать себе защиту.Тут подошел август 1991 года, после событий которого, на улицу были выброшены тысячи сотрудников правоохранительных органов, спецслужб и армии, из которых и начали создаваться первые охранные и детективные структуры.Т.е. появление негосударственного сектора безопасности в российской действительности вызвано в первую очередь появлением в России самой рыночной экономики, когда предпринимателю понадобилось охранять и защищать свою личную безопасность, свою собственность, свои секреты. Другая основная причина – это резкий рост преступности, когда правоохранительные органы оказались не в состоянии защищать каждого отдельно взятого предпринимателя, финансиста, банкира и т.д.Негосударственный сектор безопасности начал легально действовать в России с марта 1992 года, с вводом в действие Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Закон позволяет предпринимательским и банковским структурам создавать свои собственные службы безопасности, а также создавать частные охранные и детективные агентства, которые имеют право на использование огнестрельного оружия. Контроль за деятельностью частных детективных и охранных агентств возложен на МВД.К настоящему времени в негосударственном секторе безопасности работает более полумиллиона человек. 80% из них – это бывшие сотрудники правоохранительных органов и армии.Негосударственные службы безопасности являются инструментом реализации гражданского права. Они не могут и не должны выходить за рамки защиты гражданских прав предпринимателей. Поэтому их деятельность ни в коем случае нельзя путать с оперативно – розыскной деятельностью правоохранительных органов, монополия на которую принадлежит исключительно государству. Общее у государственных правоохранительных органов и у негосударственных служб безопасности сегодня одно – их противник, преступность, но если государственные органы должны бороться с преступностью, то негосударственные службы предназначены для защиты предпринимателя от преступников. Т.е. мы не подменяем правоохранительные органы, а только их дополняем.Я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что была, есть и будет монополия государства на борьбу с преступностью. Но точно также государство не может отказывать предпринимателю в праве на обеспечение безопасности, на приобретение им тех средств и услуг, которые гарантируют защиту и реализацию его прав.Что сегодня представляют из себя негосударственные структуры безопасности? Это в первую очередь 18 тысяч частных охранных предприятий, около 5 тысяч Служб безопасности банков, страховых компаний, фирм, производств. Я уже говорил, что общее количество более 0,5 миллиона человек. Все они проверены органами МВД и имеют лицензию МВД на частную охранную и детективную деятельность.Какие функции выполняют негосударственные структуры безопасности?Это – охранные функции, т.е. личная охрана предпринимателя, его офиса, техническая защита офиса, производства, защита информационных сетей, все вопросы экономической безопасности, проверки надежности партнера, юридическая защита клиента и т.д.За 13 лет накоплен уникальный опыт работы негосударственных структур безопасности. Цифры свидетельствуют, что это внушительная сила, способная в сотрудничестве с органами власти и в первую очередь правоохранительными органами, эффектно защитить предпринимателя, бороться с терроризмом и преступностью.В н.в. только в Москве зарегистрировано около 4 тысяч ЧОПов, в которых трудятся 220 тысяч человек, под их охраной находится более 13000 жилых домов, 305 городских площадей, более 60 спортивных сооружений, свыше 1000 торговых центров и магазинов, более 5000 предприятий и фирм.Для охраны школ города решением Департамента народного образования г. Москвы отобрано 80 ЧОПов из общего количества. Аналогичным образом отобраны ЧОПы для охраны бюджетных строительных объектов, медицинских учреждений. Т.е. ЧОПы стали рассматриваться как реальная сила, способная обеспечить безопасность объектов охраны.Последние террористические акты показывают, что сил и средств правоохранительных органов не хватит, чтобы обеспечить нашу безопасность дома, в офисе, на транспорте, в магазине, театре, школе и т.д. Не поможет и двукратное и трехкратное увеличение численности МВД. Какие сферы обеспечения безопасности целесообразно оставить в исключительном ведении государственных ведомств, а какие передать частным структурам?Негосударственная охрана во всем мире обеспечивает безопасность атомных электростанций, аэродромов, железных дорог, тюрем и даже военных баз.Военные объекты бундесвера и НАТО на территории Германии охраняют на контрактной основе частные службы безопасности. В Ираке охрану военных городков и объектов экономической инфраструктуры несут южноафриканские частные охранники.В Великобритании негосударственные структуры безопасности по контракту с правительственными организациями выполняют даже «специфические» задачи ведения переговоров с террористами, захватившими заложников.Как видим, список внушительный. Передача большинства функций обеспечения безопасности частным структурам позволит государственным силовым ведомствам сосредоточиться на превентивных мерах и на уголовном преследовании преступников.На протяжении длительного времени происходят попытки организовать взаимодействие частных охранных структур с государственными правоохранительными структурами по территориальному принципу. Создан Координационный совет по взаимодействию с органами МВД при ГУВД г. Москвы. В настоящее время должны быть сформированы подобные организации при каждом подразделении УЛРР в г. Москве.Мы неоднократно обращались в Правительство России и Президенту с конкретными предложениями по совершенствованию нашей работы. Но Правительство не хочет нас замечать и какой – либо помощи и внимания нам не оказывает. Мы нашли понимание и поддержку лишь у бизнес – сообщества.В 1995 году мы пришли в Московскую ТПП и палата взяла на себя определенные обязательства по обеспечению безопасности бизнеса в регионе. Она вошла в ассоциацию в качестве учредителя, создала Гильдию с аналогичным названием и таким образом палата выполняет функцию координирующего центра по формированию инфраструктуры по обеспечению безопасности предпринимательства в Москве.Приведу конкретный пример. В 1999 году предпринимателей Москвы захлестнула волна проверок. Мы насчитали 44 проверяющих организаций.Руководство Палаты доложило это безобразие Мэру Москвы и тогда появилось его указание о создание в Палате Бюро экономической безопасности, которое имело право выяснить у руководителей проверяющих организаций цель и необходимость данной проверки. В н. вр. этот вопрос упорядочен, жалоб на проверяющие организации практически нет. Но БЭБ продолжает работать, существует постоянно действующая «горячая» телефонная линия, по которой предприниматель в любое время может получить консультацию и помощь.Кончилась эпопея с проверками, началась, как сказал Мэр, «экономическая диверсия» и в этой работе Палата принимает активное участие во взаимодействии с Управлением экономической безопасности Правительства Москвы.Я не буду подробно останавливаться на теме по «захватам» предприятий, т.к. здесь будет выступать на эту тему начальник Управления экономической безопасности Москвы Корсак А.Б., а лишь хочу доложить о опыте работы Ассоциации в сфере экономической безопасности предприятий. Мы используем годами проверенный опыт органов КГБ. Когда к нам обращаются за помощью в обеспечении экономической безопасности предприятия, мы командируем на это предприятие своего сотрудника на должность зам. Руководителя или советника, который на месте изучает ситуацию, и уже используя физические, юридические информационные возможности Ассоциации оказывает предприятию необходимую помощь. Таких сотрудников мы называем менеджерами по экономической безопасности. Сейчас более десяти таких менеджеров работают у наших клиентов.Но тут возникла другая проблема. А где брать подготовленных сотрудников по экономической безопасности? Кто их готовит?Попросили помощи у Московской ТПП и они готовы на базе своей Международной школы бизнеса по нашим программам готовить специалистов и проводить семинары для предпринимателей по этому вопросу.У негосударственных структур безопасности сегодня очень много проблем и нерешенных вопросов, требующих помощи государства.Основное – отсутствие нужного правового поля. Закон 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности» устарел. Мы шестой год не можем провести через Государственную думу новый вариант Закона. Органы МВД этому всячески препятствуют. На наш взгляд коммерцилизация сотрудников МВД страшная вещь, а государство видимо из-за отсутствия необходимых средств на их содержание, закрывает глаза на «левые» заработки милиции. В магазинах, офисах и где только не встретишь охранников – милиционеров.А на основании каких законов работают Службы безопасности банков, которые должны уведомлять Контролирующие органы о деньгах, идущих на финансирование терактов? Далее, отсутствие какой – либо открытой для предпринимателя информации. Работа наших информационных отделов основывается на информации, которые мы покупаем на рынках. А хотелось бы у государства. Один пример. Потребительский кредит. Ведь всем ясно, что за 15 минут невозможно проверить человека, которому ты даешь кредит. Поэтому и ставка кредита доходит до 30 %. А если бы у Служб безопасности банков были бы базы данных, адресного бюро, утерянных паспортов и др., можно было бы давать заключение о надежности кредитора и процентную ставку кредита делать нормальной.Нам кажется, назрела необходимость подготовки Закона «О безопасности предпринимательства». В Законе должны быть расписаны права и обязанности Служб безопасности банков, страховых фирм, Служб экономической безопасности предприятий, права и возможности информационных отделов. И задачу эту должны взять на себя Российский союз предпринимателей и промышленников и Торгово-промышленная палата.Заканчивая, несколько слов об Ассоциации. Ассоциация международного сотрудничества негосударственных структур безопасности, которую я представляю, одна из первых Ассоциаций в стране, была создана сразу после вхождения в силу закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности» в 1992 г. для координации и взаимодействия созданных на то время охранных структур. В 1995 г. в нее вошла Московская ТПП и в настоящее время Ассоциация объединяет наиболее крупные ЧОПы Москвы, имеет отделения, филиалы и связи практически со всеми областными центрами России. Сегодня членами нашей Ассоциации являются Владимирская, Тульская и Ярославская Ассоциации НСБ, тесно сотрудничаем с аналогичными структурами в Калужской, Воронежской, Липецкой, Брянской, Смоленской, Тамбовской, Белгородской, Костромской областей.Поддерживает контакты с коллегами в странах Прибалтики и СНГ. Активно сотрудничаем с предпринимателями из Германии, Франции, Италии, США.Сегодня негосударственные структуры безопасности это емкий рынок занятости. К нам идут уволившиеся из МО, МВД, ФСБ офицеры, молодые парни после службы в армии. Факт, что в ряде регионов страны сотрудник охраны на свою зарплату кормит семью и престарелых родителей. По сути, профессия охранника стала самой народной, как не странно, самой востребованной. Верхний слой управленцев и сотрудников негосударственных служб безопасности – наиболее профессиональная когорта специалистов, покинувших по разным причинам «государеву» службу. Они обеспечивают не только безопасность отдельных предпринимателей предприятий, граждан, территорий, но и дают работу почти полумиллиона человек.Карабанов Е. П., президент Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности (АНСБ)





Похожие по содержанию материалы раздела: Впервые на Форуме "Технологии безопасности" – турнир по пляжному волейболу Биометрические методы распознавания в системах контроля и управления доступом – на конференции MIPS 2007 Совет Федерации Федерального Собрания РФ оказывает поддержку выставке и конференции MIPS 12-я специализированная выставка Безопасность-2007 «О роли профсоюза в деятельности негосударственных структур безопасности» Маркетинг - 2004 Исполнительный Директор подводит итоги Международного Форума В Киеве состоится международная конференция «Антирейдер 2007: защита от недружественных поглощений» Начальник Департамента государственной защиты имущества МВД России В.В. Савичев пригласил предприятия - производителей охранной техники принять участие в выставке "Интерполитех-2007" 5 апреля откроется конференция "Информационная безопасность предприятия" В Красноярске пройдет III специализированный форум «Современные системы безопасности – Антитеррор» В Вене пройдет конференция по проблемам антивирусной защиты 19 апреля в Москве откроется 3-я Всероссийская конференция "Безопасность бизнеса. (Национальные проекты. Антикоррупционные программы)" 25 апреля откроется конференция "Современная Безопасность. Законодательство. Новации. Практика" Глава московской ГАИ встретится с автомобилистами Выставка Мир безопасности Тезисы выступлений на 3-ей Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России в 2004 году. Перспективы, тенденции, проблемы» (Часть вторая) Выставка новых систем связи и технологий безопастности Круглый стол на тему «Совершенствование деятельности служб безопасности и охранных предприятий в профилактике и предотвращении краж на торговых предприятиях»

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация