Главная страница - Законодательство в области безопасности

Проект федерального закона «Об участии граждан в обеспечении правопорядка»



Глава 1. Общие положения 

Статья 1. Основные понятия 

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают: 

1) обеспечение правопорядка - деятельность по предотвращению и ликвидации угроз человеку, обществу и государству, возникающих в связи с нарушениями урегулированного законодательством состояния общественных отношений, по направлениям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона;

2) органы обеспечения правопорядка - органы государственной власти и органы местного  самоуправления,  уполномоченные законодательством осуществлять функции по обеспечению правопорядка. 

Статья 2. Правовая основа участия граждан в обеспечении правопорядка 

Правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые актов субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Статья 3. Принципы участия граждан в обеспечении правопорядка 

1. Участие граждан в обеспечении правопорядка основывается на принципах:

1) законности;

2) уважения чести и достоинства граждан;

3) добровольности;

4) взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

5) правовой и социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка;

6) недопустимости подмены полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Участие в обеспечении правопорядка рассматривается в качестве добровольного исполнения общественной обязанности. 

Статья 4. Направления деятельности органов обеспечения правопорядка, в которых принимают участие граждане 

1. Граждане принимают участие в следующих направлениях деятельности органов обеспечения правопорядка: 

1) защита прав и свобод человека и гражданина;

2) охрана общественного порядка;

3) безопасность дорожного движения;

4) общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания;

5) общественный контроль за соблюдением законности органами обеспечения правопорядка;

6) охрана государственной границы Российской Федерации;

7) общественный контроль за миграционными процессами;

8) благоустройство, содержание и эксплуатация жилых домов, близлежащих территорий;

9) правовая пропаганда и пропаганда безопасного и правомерного поведения;

10) формирование общественного сознания в духе неприятия  антиобщественного, противоправного поведения;

11) общественный контроль за правильностью разрешения трудовых и иных правовых споров;

12) профилактика наркомании и алкоголизма;

13) профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

14) защита собственности;

15) охрана окружающей среды, недропользования и животного мира, экологическая безопасность;

16) защита от катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, ликвидация их последствий;

17) пожарная безопасность;

18) охрана памятников истории и культуры;

19) нормативное правовое регулирование сферы обеспечения правопорядка;

20) финансовое, материально-техническое и иное обеспечение правопорядка.  

2. Участие граждан в уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, гражданском  судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральным законодательством об этих производствах. 

3. Привлечение граждан к решению задач оперативно-розыскной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».  

4. Законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их полномочий могут устанавливаться иные направления участия граждан в обеспечении правопорядка. 

Статья 5. Ограничения и запреты, связанные с участием граждан в обеспечении правопорядка 

1. Органы обеспечения правопорядка не могут привлекать граждан для участия в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.  

2. Органы обеспечения правопорядка не вправе разглашать сведения об участии граждан в обеспечении правопорядка, если это прямо не установлено федеральным законом или не является  желанием гражданина. 

3. Гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка, запрещено выдавать себя за должностных лиц органов государственной власти, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к компетенции данных органов, использовать права, предоставленные настоящим Федеральным законом, в целях, не связанных с обеспечением правопорядка. 

4. Гражданам запрещено разглашать сведения ограниченного распространения, в том числе персональные данные других лиц, ставшие им известными при участии в обеспечении правопорядка, за исключением случаев, предусмотренных законом. Ознакомление граждан, привлекаемых к участию в обеспечении правопорядка, со служебной информацией допускается только для решения конкретных задач обеспечения правопорядка. 

Статья 6. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по привлечению граждан к участию в обеспечении правопорядка 

1. Федеральные органы государственной  власти: 

1) вырабатывают и реализуют государственную политику в сфере участия граждан в обеспечении правопорядка в пределах своих полномочий;

2) осуществляют меры по совершенствованию нормативного правового регулирования участия граждан в обеспечении правопорядка;

3) разрабатывают и реализуют федеральные и ведомственные целевые программы по участию граждан в обеспечении правопорядка;

4) организуют содействие и сотрудничество граждан в поддержании правопорядка;

5) разрабатывают меры по обеспечению личной безопасности, социальной и правовой защиты, материальному и социальному стимулированию граждан, принимающих участие в обеспечении правопорядка;

6) обобщают и распространяют передовой опыт участия граждан в обеспечении правопорядка;

7) организуют сотрудничество со средствами массовой информации;

8)  поощряют и стимулируют  граждан, отличившихся при поддержании правопорядка;

9) ведут реестры общероссийских общественных организаций, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

10) осуществляют контроль за участием граждан в обеспечении правопорядка в установленной сфере деятельности.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) реализуют государственную политику в сфере привлечения граждан к участию в обеспечении правопорядка в пределах своей компетенции;

2) осуществляют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, меры по совершенствованию нормативного правового регулирования участия граждан в обеспечении правопорядка;

3) разрабатывают, принимают и реализуют региональные целевые программы по участию граждан в обеспечении правопорядка, а также участвуют в реализации  федеральных целевых программ по участию граждан в обеспечении правопорядка;

4)  организуют содействие граждан в поддержании правопорядка;

5) принимают меры по обеспечению личной безопасности, социальной и правовой защиты, материальному и социальному стимулированию граждан, участвующих в обеспечении правопорядка;

6)обобщают и распространяют передовой опыт участия граждан в обеспечении правопорядка;

 7) оказывают помощь гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка;

8) осуществляют сотрудничество со средствами массовой информации;

9) поощряют граждан, отличившихся при поддержании правопорядка;

10)  ведут учет региональных общественных организаций, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

11) осуществляют контроль за участием граждан в обеспечении правопорядка в установленной сфере деятельности;

12)  координируют участие граждан в обеспечении правопорядка;

13) реализуют другие меры по участию граждан в обеспечении правопорядка в пределах предоставленных полномочий. 

3. Органы местного самоуправления: 

1) принимают муниципальные правовые акты, регулирующие участие граждан в обеспечении правопорядка;

2)  разрабатывают, принимают и реализуют муниципальные целевые программы по участию граждан в обеспечении правопорядка, а также участвуют в реализации  региональных целевых программ по участию граждан в обеспечении правопорядка;

3) обобщают и распространяют передовой опыт участия граждан в обеспечении правопорядка;

4) оказывают содействие населению, участвующему в обеспечении правопорядка;

5) создают условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка на территории поселений;

6)  создают, содержат и организуют деятельность аварийно-спасательных формирований на территории поселений;

7) осуществляют сотрудничество со средствами массовой информации;

8) поощряют граждан, отличившихся при поддержании правопорядка;

9) ведут учет народных дружин,  общественных объединений и других организаций  правоохранительной направленности, действующих на территории муниципального образования;

10) координируют участие граждан в обеспечении правопорядка;

 11) осуществляют контроль за участием граждан в обеспечении правопорядка в установленной сфере деятельности.

12) реализуют другие меры по участию граждан в обеспечении правопорядка в пределах предоставленных полномочий. 

Глава II. Формы индивидуального участия граждан в обеспечении правопорядка 

Статья 7. Индивидуальное участие граждан в обеспечении правопорядка 

1. Каждый гражданин имеет право на совершение общественно полезных действий, направленных на поддержание должного правопорядка, не нарушая при этом права и свободы других лиц.

2. Общественно полезные действия граждан, указанные в части 1 настоящей статьи, могут выражаться в:

1) самостоятельном принятии мер, не противоречащих законодательству, по поддержанию правопорядка;

2) содействии органам обеспечения правопорядка;

3) сотрудничестве с органами обеспечения правопорядка;

4) защите своих гражданских и  иных прав и свобод способами, не запрещенными законом. 

Статья 8. Самостоятельное принятие мер по обеспечению правопорядка 

Самостоятельное принятие мер, не противоречащих законодательству, по обеспечению правопорядка может заключаться в:

1) предъявлении требований к гражданам и должностным лицам о прекращении противоправного деяния;

2) устранении причин и условий, создающих опасность нормальной жизнедеятельности;

3) спасении граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность, объектов окружающей среды и животного мира, а также имущества, которое может быть уничтожено или похищено;

4) принятии иных разрешенных законодательством  мер. 

Статья 9. Содействие граждан в обеспечении правопорядка 

1. Содействие граждан в обеспечении правопорядка осуществляется посредством: 

1) сбора и своевременного предоставления органам обеспечения правопорядка достоверной информации о нарушениях правопорядка, причинах и условиях, создающих опасность нормальной жизнедеятельности.

2) участия в мероприятиях, проводимых органами обеспечения правопорядка;

3) оказания финансовой и материальной помощи органам обеспечения правопорядка;

4) проведения научных разработок в области поддержания правопорядка;

5) обучения и консультирования в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц органов обеспечения правопорядка и граждан, принимающих участие в обеспечении правопорядка;

6) оказания юридической помощи органам обеспечения правопорядка, их должностным лицам и населению;

7) иной деятельности, не противоречащей законодательству.

2. Содействие граждан, как правило, носит гласный характер. Оказание анонимного содействия допускается только для осуществления деятельности, указанной в п.1 ч.1 настоящей статьи.

3. При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам обеспечения правопорядка, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. 

Статья 10. Сотрудничество граждан в обеспечении правопорядка 

1. Федеральные органы обеспечения правопорядка могут привлекать на добровольной основе для долговременного сотрудничества по выполнению задач, связанных с обеспечением правопорядка, граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста и способных по своим личным и деловым качествам участвовать в обеспечении правопорядка (далее - внештатный сотрудник).

2. Внештатное сотрудничество предполагает участие граждан под руководством должностных лиц федеральных органов обеспечения правопорядка в выполнении задач, установленных законодательством Российской Федерации для органов обеспечения правопорядка.

3. Внештатными сотрудниками не могут быть граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления;

3) состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

 4) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

5) подвергнутые административным наказаниям;

6) не имеющие регистрации по месту жительства.

4. Органы обеспечения правопорядка устанавливают единые образцы удостоверений и обеспечивают ими  внештатных сотрудников.

5. На   внештатных  сотрудников распространяются  положения  статей

25-27  настоящего Федерального закона, определяющие правомочия и ответственность народных дружинников.

6. Порядок организации, основные направления деятельности и обязанности  внештатных сотрудников определяется нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

7. Финансирование расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств, выделенных на содержание соответствующих органов обеспечения правопорядка. 

Глава III. Формы коллективного участия граждан в обеспечении правопорядка 

Статья 11. Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка 

Основными формами коллективного участия граждан в обеспечении правопорядка являются: 

1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) административные комиссии;

3) общественные наблюдательные комиссии;

4) комиссии по трудовым спорам;

5) общественные советы при органах обеспечения правопорядка;

6) общественные объединения, уставными задачами которых является участие в обеспечении правопорядка;

7) формирования общественной самодеятельности по обеспечению правопорядка;

8) народные дружины. 

Статья 12. Учет объединений граждан, участвующих в обеспечении правопорядка 

1. В целях координации деятельности указанных в статье 11  настоящего Федерального закона объединений граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, и повышения эффективности их деятельности органами исполнительной власти и органами местного самоуправления формируются системы их учета. 

2. Информация о создании, реорганизации и прекращении деятельности на территории муниципального образования общественного объединения граждан, участвующего в обеспечении правопорядка, учитывается, обобщается и передается органом местного самоуправления соответствующему органу государственной власти субъекта Российской Федерации.  

3.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации собирают, обобщают и направляют информацию о создании, реорганизации и прекращении деятельности общественных объединений граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в соответствующей сфере деятельности, а также об опыте и результатах  их работы в федеральные органы обеспечения правопорядка. 

4. Порядок учета общественных объединений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется в пределах ведения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и в пределах полномочий -органами местного самоуправления. 

Статья 13. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций в данной сфере. 

2. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 

Статья 14. Административные комиссии 

1. Административные комиссии создаются при органах местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. 

2. Порядок создания и деятельности административных комиссий регулируется законами субъектов Российской Федерации. 

Статья 15. Общественные наблюдательные комиссии 

1. Общественные наблюдательные комиссии образуются при органах государственной власти и органах местного самоуправления для осуществления постоянного общественного контроля за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы, соблюдением этими учреждениями условий содержания осужденных, правильностью применения к осужденным мер поощрения и взыскания, а также оказание помощи этим учреждениям. 

2. Финансирование расходов, связанных с деятельностью общественных наблюдательных комиссий, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

3. Порядок создания и деятельности общественных наблюдательных комиссий регулируется законодательством Российской Федерации. 

Статья 16. Комиссии по трудовым спорам 

1. Комиссии по трудовым спорам создаются по инициативе работников и (или) работодателя для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 

2. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по трудовым спорам осуществляется работодателем. 

3. Порядок создания и деятельности комиссий по трудовым спорам регулируется трудовым законодательством. 

Статья 17. Общественные советы при органах обеспечения правопорядка 

1. Общественные советы при органах обеспечения правопорядка (далее - общественные советы) создаются для экспертного, консультативного, научного и иного обсуждения различных вопросов и выработки предложений по эффективности мер, принимаемых для обеспечения правопорядка, и привлечения граждан для участия в обеспечении правопорядка. 

2. В целях выполнения возложенных на общественные советы они имеют право на получение от органов обеспечения правопорядка и органов местного самоуправления информации, необходимой для осуществления анализа и оценки состояния правопорядка, в рамках их компетенции.

 3. Положения об общественных советах, определяющие порядок их формирования и деятельности, утверждаются руководителями соответствующих органов обеспечения правопорядка.  

4. Финансирование расходов, связанных с деятельностью общественных советов, материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих органов обеспечения правопорядка. 

Статья 18. Общественные объединения правоохранительной направленности 

1. Граждане могут создавать общественные объединения правоохранительной направленности, задачами которых является оказание содействия органам обеспечения правопорядка по правозащитным, юридическим, благотворительным и иным направлениям деятельности, не запрещенным законодательством. 

2. Деятельность общественных объединений правоохранительной направленности может осуществляться в части обеспечения правопорядка по следующим направлениям: 

1) участие в реализации государственной политики в сфере обеспечения правопорядка и правового воспитания граждан;

2) участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) осуществление благотворительной деятельности на основе добровольности;

4) участие в разработке и подготовке нормативных документов, проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти, муниципальных правовых актов;

5) осуществление общественного контроля в сфере защиты прав и свобод человека, соблюдения законности в деятельности органов обеспечения правопорядка;

6) производство и распространение массовой информации;

7) пропаганда безопасного и правомерного поведения граждан. 

3. Общественные объединения правоохранительной направленности в своей деятельности тесно сотрудничают с органами обеспечения правопорядка. 

4. Общественные объединения правоохранительной направленности действуют в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом,  в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». 

5. Общественные объединения правоохранительной направленности при своей деятельности  не могут подменять другие формы коллективного участия граждан в обеспечении правопорядка.  

Статья 19. Формирования общественной самодеятельности по обеспечению правопорядка 

1. Граждане по договоренности между собой могут создавать самодеятельные формирования (группы, отряды, посты) для совместного решения социальных проблем, связанных с защитой жизни, здоровья, собственности и поддержанием правопорядка, возникающих у граждан по месту жительства. 

2. Формирования общественной самодеятельности по обеспечению правопорядка действуют без устава под руководством соответствующих органов местного самоуправления и контролем территориальных органов обеспечения правопорядка. 

3. Формирования общественной самодеятельности по обеспечению правопорядка действуют  в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». 

4.  Для осуществления своих целей формирования общественной самодеятельности по обеспечению правопорядка вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих участников, а также других граждан всеми способами, не запрещенными законом. 

5. Финансирование расходов, связанных с деятельностью формирования общественной самодеятельности по обеспечению правопорядка, может осуществляться самими гражданами или органами местного самоуправления муниципальных образований по месту жительства. 

6.  Формирования общественной самодеятельности по обеспечению правопорядка не могут подменять народные дружины и другие формы коллективного участия граждан в обеспечении правопорядка. 

Глава IV. Народные дружины 

Статья 20. Создание народных дружин 

1. Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также положениями о народных дружинах. 

2. О создании народной дружины уведомляется орган обеспечения правопорядка соответствующего субъекта Российской Федерации. 

3. Типовое положение о народных дружинах принимается законом субъекта Российской Федерации и определяет: 

1) цели, задачи деятельности и виды народных дружин;

2) структуру народных дружин и порядок их формирования;

3) обязанности и права народных дружинников;

4) социальные гарантии народных дружинников;

5) порядок взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами;

6) условия и порядок приема в народные дружины и отчисления из нее;

7) образцы удостоверения и форменной одежды народного дружинника;

8) систему руководства народными дружинами. 

4. На основе типового положения органы местного самоуправления принимают положения о конкретных народных дружинах.

5. Не допускаются создание народных дружин при общественных объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, а также создание и деятельность организационных структур политических партий в народных дружинах. 

6. На деятельность народных дружин не распространяется действие Федерального закона «Об общественных объединениях». 

Статья 21. Порядок приема в народную дружину и исключения из нее 

1. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника. 

2. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются по решению штаба народной дружины, которое утверждается соответствующим органом местного самоуправления. 

3. В народную дружину не могут быть приняты граждане: 

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

3)  ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

5) подвергнутые административным наказаниям;

6) не имеющие регистрации по месту жительства. 

4.  Народный дружинник может быть исключен из народной дружины по решению штаба народной дружины  в следующих случаях: 

1) на основании личного заявления народного дружинника;

2) при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи;

3) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований положения о народной дружине или фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

4) в случае совершения народным дружинником противоправных действий. 

Статья 22. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников 

1. При осуществлении деятельности по обеспечению правопорядка народные дружинники должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а в случае, если законами субъектов Российской Федерации для народных дружинников предусматривается форменная одежда, то обеспечение общественного порядка осуществляется в форменной одежде. 

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают единые образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников, которые не должны быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников органов обеспечения правопорядка. 

Статья 23. Основные направления деятельности народных дружин 

1. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) участие в обеспечении личной безопасности граждан;

2) участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

3) участие в охране собственности физических и юридических лиц;

4) участие в мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;

5) участие в охране государственной границы Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

6) участие в обеспечении безопасности дорожного движения;

7) участие в проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;

8) участие в обеспечении пожарной безопасности;

9) участие в охране природных ресурсов и окружающей среды;

10) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

11) участие в предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

12) участие в иммиграционном и паспортном контроле.

2. В соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, народные дружины могут участвовать в иных мероприятиях, связанных с обеспечением правопорядка 

Статья 24. Обязанности народных дружинников 

Народный дружинник обязан: 

1) добросовестно выполнять распоряжения и указания командира народной дружины, а также представителей соответствующих органов обеспечения правопорядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

4) во всех случаях ограничения прав и свобод граждан разъяснять им основания и причины такого ограничения;

5) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган обеспечения правопорядка, а также командиру народной дружины;

6) принимать меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

7) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан, права и свободы которых ограничиваются, или должностных лиц удостоверение установленного образца.

2. Во всех случаях народный дружинник обязан оказать помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии, и лишенному возможности принять меры к самостоятельному спасению или устранению опасности. 

Статья 25. Права народных дружинников 

1. Народный дружинник, участвуя в обеспечении правопорядка, имеет право: 

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений,  преступлений и иных противоправных деяний;

2) участвовать совместно с сотрудниками правоохранительных органов  в проверке документов у граждан, а также в производстве досмотра транспортных средств;

3) оказывать содействие сотрудникам органов обеспечения правопорядка в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и доставлении задержанных в орган обеспечения правопорядка, орган местного самоуправления и другие места для выяснения их личности и обстоятельств нарушения;

4) принимать меры к охране места происшествия и обеспечению сохранности вещественных доказательств  при пресечении правонарушений сотрудниками органов обеспечения правопорядка;

5) содействовать органам обеспечения правопорядка во временном ограничении или запрещении движения граждан и транспортных средств, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности, в обеспечении вынужденного пребывания их там и выводе граждан с этих участков;

6) оказывать помощь подразделениям пожарной охраны в предупреждении и (или) тушении пожаров;

7) оказывать помощь правоохранительным и природоохранным органам в изъятии у нарушителей незаконно добытых объектов животного мира и полученной из них продукции и других орудий добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств, а также соответствующих документов;

8) бесплатно пользоваться для связи с органами обеспечения правопорядка телефонами и иными средствами связи предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением телефонов и других средств связи дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств в Российской Федерации), общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства.

2. Гражданин, участвующий в обеспечении правопорядка в качестве народного дружинника, имеет право отказаться от исполнения общественной обязанности, если полагает, что его жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности. 

Статья 26. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы и оружия самообороны 

1. Народные дружинники могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации.

2. Для защиты жизни, здоровья и собственности народные дружинники могут применять оружие самообороны в соответствии с Федеральным законом «Об оружии».

3. При проведении федеральными  органами обеспечения правопорядка мероприятий с привлечением народных дружинников им может выдаваться в  пользование оружие самообороны.

4.  О применении физической силы и оружия самозащиты народный дружинник в течение 24 часов обязан сообщить командиру народной дружины (в штаб народной дружины). 

Статья 27. Ответственность народного дружинника 

1. За неправомерные действия (бездействие) при исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка народный дружинник несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 

2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями народного дружинника, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за счет средств органа местного самоуправления, принявшего решение о создании народной дружины. 

3. Неправомерные действия (бездействие) народного дружинника при исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

Статья 28. Финансирование и материально-техническое обеспечение народных дружин 

1. Источники и порядок финансирования народных дружин, их штабов определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 2. В тех случаях, когда народные дружины в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются при органах обеспечения правопорядка, финансирование, связанное с их деятельностью, осуществляется за счет соответствующего органа обеспечения правопорядка.

 3. Финансирование народных дружин может также осуществляться за счет средств, поступающих от организаций, общественных объединений, граждан, а также за счет иных поступлений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. 

4. Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять народным дружинам, штабам народных дружин в безвозмездное пользование помещения, транспортные средства и иное имущество, необходимые для осуществления их деятельности. 

Статья 29. Руководство деятельностью народных дружин 

1. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, когда руководство народными дружинами осуществляют соответствующие органы обеспечения правопорядка. 

2. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин и штабы народных дружин,  формируемые из представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных органов, и иных заинтересованных лиц. 

3. Штабы народных дружин создаются решениями органов местного самоуправления в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации. 

В состав штабов народных дружин по муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут вводиться должности муниципальных служащих.

 4. Решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться штабы для координации деятельности народных дружин.

 В состав штабов народных дружин по субъекту Российской Федерации могут вводиться должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

 5. В соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться специализированные штабы народных дружин (по направлениям деятельности).

 Глава V. Профессиональная (возмездная) деятельность по обеспечению правопорядка гражданами в негосударственных учреждениях

 Статья 30. Участие граждан в обеспечении правопорядка на профессиональной (возмездной) основе в негосударственных учреждениях

 1. Граждане могут реализовывать полномочия, предоставленные им государством по обеспечению правопорядка, осуществляя свою профессиональную (возмездную) деятельность в учреждениях, выполняющих отдельные задачи и функции по обеспечению правопорядка, не входящих в систему органов государственной власти и местного самоуправления. 

2. Профессиональная (возмездная) деятельность по обеспечению правопорядка гражданами в негосударственных учреждениях регулируется федеральными законами. 

Глава VI. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, формы их поощрения 

Статья 31. Гарантии правовой защиты народных дружинников и внештатных сотрудников 

1. Народные дружинники и внештатные сотрудники при исполнении общественных обязанностей находятся под защитой государства. Законные требования народных дружинников и внештатных сотрудников обязательны для выполнения гражданами, лицами без гражданства и иностранными гражданами. 

2. Неповиновение законным требованиям народных дружинников и внештатных сотрудников, а также насилие или угроза его применения в отношении их, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство при исполнении обязанностей по обеспечению правопорядка влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 

Статья 32. Гарантии социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка 

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают гарантии социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка. 

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинникам право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах границ территорий соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. 

3. На внештатных сотрудников и народных дружинников распространяются гарантии и компенсации, установленные для работников (сотрудников) органов обеспечения правопорядка, привлекаемых к исполнению общественных обязанностей. 

4. Работодатель вправе устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам, участвующим в обеспечении правопорядка на общественных началах. 

5. При причинении вреда здоровью либо в случае смерти внештатного сотрудника или народного дружинника в связи с выполнением общественных обязанностей по обеспечению правопорядка гражданину (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью гражданина. Названные денежные выплаты осуществляются в случаях: 

1)  причинения вреда здоровью либо смерти народного дружинника, являющегося членом народной дружины, созданной решением органа местного самоуправления - за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, определяемом соответствующими законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

2)  причинения вреда здоровью либо смерти внештатного сотрудника и народного дружинника, являющегося членом народной дружины, созданной при органе обеспечения правопорядка - за счет средств соответствующих органов обеспечения правопорядка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

В последующем указанные суммы взыскиваются с виновных лиц. 

Статья 33. Формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении правопорядка 

1. Органы обеспечения правопорядка, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут использовать различные формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, включая награждение ценным подарком и выдачу денежной премии. 

2. За особые заслуги в обеспечении правопорядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане, участвующие в обеспечении правопорядка, могут представляться к государственным наградам Российской Федерации. 

Глава VII. Заключительные положения 

Статья 34. Контроль и надзор за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении правопорядка 

1. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы обеспечения правопорядка в пределах своих полномочий. 

2. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации гражданами, участвующими в обеспечении правопорядка, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

http://www.mvdinform.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Слово имеет представитель Управления безопасности мэрии Москвы Распоряжение ГУВД МО о введении идентификационных карточек Книга "Современный терроризм: состояние и перспективы" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам 13 ноября 2001 года N БГ-3-05/502 Программа Всероссийского совещания представителей Координационных (Консультативных) Советов при органах внутренних дел Конкурс "НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" на Форуме "ИНТЕРПОЛИТЕХ" Программа законопроектной работы Комитета по безопасности ГД на весеннюю сессию ПЛАН-РЕГЛАМЕНТ Программа Всероссийского совещания представителей Координационных (Консультативных) Советов при органах внутренних дел План работы Координационного Совета ГУВД Москвы по взаимодействию с охранно-сыскными структурами на 2002 год. Всероссийское совещание представителей Координационных (Консультативных) Советов при органах внутренних дел "О лицензировании частной охранной и сыскной деятельности" ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ Новая редакция статьи 37 УК РФ "Необходимая оборона" Награждены к 10-летию Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ Межрегиональная Конференция "О роли и месте негосударственных структур безопасности…" Постановка на налоговый учет охранного предприятия

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация