Главная страница - Законодательство в области безопасности

СПРАВКА



по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"03 апреля 2001 г. распоряжением Правительства РФ № 459-р (письмо М.Касьянова от 03.04.01. № 1930п-П5) был внесен в Государственную Думу РФ законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Официальным представителем Правительства РФ назначен Министр экономического развития и торговли РФ Греф Герман Оскарович. Ответственным в Аппарате Правительства является Департамент экономики и управления собственностью -О.А.Потапова (Шорников А.В.). Ответственный в Государственной Думе РФ "Комитет по собственности", Председатель- Плескачевский Виктор Семенович. Ответственный советник "Комитета по собственности" - Фролов Игорь Михайлович.Законопроект был рассмотрен на Совете ГД 10 апреля 2001г.Предложения Правительства РФ по срокам рассмотрения: на Совете ГД- 22 мая 2001 г.; первое чтение- 24 мая 2001г.; Второе, третье чтения- 28 (29) июня или 04 июля 2001г.На заседании Комитета рекомендовано принять законопроект в первом чтении, принят -07 июня 2001 г.; срок внесения поправок и рассмотрение таблиц поправок на заседании Комитета до 21 июня; Второе чтение 28- июня; третье чтение 17 июля.Концепция законопроекта направлена на дебюкратизацию процедуры лицензирования, сокращение количества лицензированных видов деятельности, упрощение процедуры лицензирования, сокращение количества административных препятствий, уточнение отдельных экономических понятий и механизмов.Кроме того, к законопроекту приложен перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению, в который включен Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ , 1992, № 17, ст.888).В настоящее время, отдельные представители лицензионной системы МВД РФ рассматривают вариант и одновременно трактуют, что принятие данного законопроекта повлечет за собой отмену Закона РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и соответственно порядок лицензирования негосударственных организаций безопасности будет осуществляться отдельным положением МВД РФ.Подобные высказывания и действия вызвали опасения и настороженность негосударственных организаций безопасности, так как возможная их реализация повлечет за собой ведомственное нормотворчество, что вряд ли может положительно отразится на негосударственную охранную и сыскную деятельность.1.Согласно Регламента ГД РФ ст. 106 непосредственно в текст внесенного в ГД РФ законопроекта должны быть включены ряд положений.Пункт б) гласит "о признании утратившими силу и о приостановлении действий ранее принятых законов и других нормативных актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального закона."В нашем случае следует, что Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ , 1992, № 17, ст.888) как и еще 56 действующих законов подлежит не отмене, а изменению. Порядок лицензирования негосударственных организаций безопасности, отраженный в действующем Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", не отвечает сложившейся практике, закону о лицензировании и поэтому данные изменения неизбежны.Для отмены Закона РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" необходимо внесение субъектами права законодательной инициативы (МВД не субъект, но например через Правительство поправка внесена может быть) в Государственную Думу поправки отменяющей действие данного закона. Далее следует законодательная процедура от ее предварительного рассмотрения до окончательного принятия. Как известно это достаточно затруднительная процедура.2.Исключение "охранной деятельности" из законопроекта о лицензировании не возможно в принципе. Данная поправка не пройдет потому что, данный вид деятельности будет лицензироваться всегда, т.к. представляет определенную опасность для общества и государства (прим. внесло Правительство).Включение "охранной деятельности" в перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с иными федеральными законами, (в данном случае речь идет о Законе РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ"), представляется тоже невозможным, т.к. виды входящие в данный перечень требуют особого порядка лицензирования, а эти особенности не относятся к охранной деятельности.3.Отмена Закона РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и осуществление порядка лицензирования негосударственных организаций безопасности отдельным положением МВД РФ также не выгодно для МВД, потому что: Негосударственная охранная и сыскная деятельность прошла этап становления (по данным МВД на апрель 2001 г. в России -12 907 охранно-сыскных организации, из которых: 7 981 охранные, 4 840 службы безопасности, 86 -сыскные. На их вооружении находится 92 790 единиц служебного и гражданского оружия, из них 10 399 газовое. Лицензированный персонал составляет 369 000 человек.) и нельзя не считаться с их мнением, с мнением их объединений и ассоциаций; Затруднительна отмена и в законном порядке, т.к. Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" регулирует не только лицензирование, но и всю данную деятельность, не связанную с лицензированием; Эта деятельность не может не регулироваться Законом, а каким то ведомственным положением. В противном случае она будет представлять угрозу общественной безопасности, т.к. в этой сфере задействовано огнестрельное оружие, а эти вопросы выходят за рамки закона о лицензировании; Отсутствие закона "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" создаст существенную сложность единообразного контроля МВД за негосударственными организациями безопасности; Закон "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" необходим для унификации требований, правил в данной сфере деятельности в целом на территории РФ; И наконец, отмена Закона РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и осуществление лицензирования негосударственных организаций безопасности отдельным положением МВД будет противоречить концепции законопроекта о лицензировании (внесло Правительство), так как она направлена на дебюкратизацию и упрощение процедуры лицензирования, сокращение количества административных препятствий.

В настоящее время в законопроект "О лицензировании отдельных видов деятельности" (внесенный Правительством РФ) субъектами правозаконодательной инициативы направлены поправки нацеленные на дальнейшее совершенствование законодательства в части, касающейся лицензирования негосударственной охранной деятельности , приведение его в соответствие с объективными потребностями практики, дебюрократизации процесса лицензирования, установления единообразного порядка лицензирования на всей территории РФ, четкое разграничение полномочий по лицензированию между Федеральными органами исполнительной власти и исполнительным и органами субъектов Федерации, на защиту законных прав и интересов негосударственных организаций безопасности.1. В статью 7 "Действие лицензии", п.2, абзац 1 дополнить следующим словосочетанием: "... в том числе создаваемым им территориальным органом в субъектах Российской Федерации, и изложить в следующей редакции:"Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом исполнительной власти, в том числе создаваемым им территориальным органом в субъектах Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации."Обоснование:Необходимость внесения данной поправки обусловлена тем, что на практике, при применении аналогичного положения законопроекта, содержащегося в ст.7 действующего закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", нет единообразного понимания относительно того, какие органы следует относить к числу Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право выдавать лицензии, дающие право осуществлять тот или иной вид деятельности на всей территории РФ.Одни лицензирующие органы к таким Федеральным органам исполнительной власти относят только центральные органы (Министерства), другие- также и создаваемые ими территориальные органы.Действующее законодательство позволяет сделать вывод, что к числу Федеральных органов, имеющих право выдавать лицензии, действующие на всей территории РФ, следует относить и создаваемые ими территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, независимо от того, что некоторые из них являются органами двойного подчинения, как это имеет место с территориальными органами МВД РФ.Так, в соответствии с Конституцией РФ (п.1 ст.78) Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий, а следовательно и полномочий по лицензированию, могут создавать свои территориальные органы.Это принципиальное положение Конституции РФ конкретизировано в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, принятом 21 сентября 1999 г., согласно п.2, ст.3 которого Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.Принятие предлагаемой поправки позволит устранить указанные коллизии при применении закона, будет способствовать единообразному пониманию и применению рассматриваемого положения законопроекта всеми лицензирующими органами.2. Исключить из статьи 7 "Действие лицензии", п.2, абзац 2 словосочетание: "...лицензирующим органом..", включив вместо него словосочетание : "...органом исполнительной власти.." и изложить в следующей редакции:"Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации..." далее по тексту.Обоснование:Данная поправка направлена на приведение в соответствие текста этой части статьи с понятием "лицензирующие органы", изложенном в ст.2 настоящего законопроекта, согласно которому лицензирующим органом субъекта федерации являются только органы исполнительной власти.Указание же в п.2 ст.7 на то что, лицензия выдается лицензирующим органом субъекта РФ, позволяет толковать данную норму таким образом, будто бы в субъекте федерации должны создаваться специальные лицензирующие органы помимо органов исполнительной власти.3.Дополнить п.2 ст.7 абзацем следующего содержания:"Федеральный орган исполнительной власти по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может передавать ему полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам."Обоснование:Указанное дополнение представляет собой конкретизацию положения п.3 ст.72 Конституции РФ в части касающейся делегирования полномочий Федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации по выдаче лицензии, в том числе и тех, которые действуют на всей территории РФ.4. В ст. 17 "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" вместо слов "оказание охранных услуг" внести словосочетание "негосударственная (частная) охранная деятельность".Обоснование:Предлагаемая поправка направлена на унификацию формулировок лицензируемых видов деятельности.Представляется, что лицензирующий вид деятельности, который именуется в законопроекте как "оказание охранных услуг", будет более правильным назвать - "негосударственная (частная) охранная деятельность", так как наиболее точно отражает характер и сущность охранной деятельности, позволит отграничить ее от других подлежащих лицензированию видов охранной деятельности (государственной, ведомственной, вневедомственной). В противном случае, при оставлении в законопроекте названия лицензируемого вида деятельности как" оказание охранных услуг", может создать в процессе применения закона определенные сложности- распространение положений данного закона на ведомственную и вневедомственную охрану, которые также в настоящее время по существу оказывают охранные услуги.Соответствует предлагаемая поправка относительно названия указанного вида деятельности и критериям унификации формулировок лицензируемых видов деятельности (лицензированию подлежит не совершение каких- либо конкретных действий, в данном случае охранных услуг, а вид деятельности что, естественно, не одно и то же). Кстати, предшествующий и тесно связанный с охранной деятельностью лицензируемый вид деятельности- детективная деятельность, в процессе осуществления которой также оказываются услуги, назван в законопроекте "детективная (сыскная) деятельность", а охранная деятельность не понятно почему названа" оказание охранных услуг".Следует учитывать и то, что в действующем законодательстве и практике термин "охранная деятельность" является устоявшийся и несет в себе определенную смысловую нагрузку.И наконец, оставление в законопроекте термина "оказание охранных услуг" повлечет за собой исключение из числа субъектов подлежащих лицензированию, службы безопасности предприятий, поскольку они не оказывают охранные услуги, а осуществляют охранную деятельность лишь в интересах юридического лица, создавшего службу безопасности.Заключение: Данные поправки предстоит отстаивать в Комитете по собственности, вероятно на последней неделе июня. Эта справка подготовлена для информации руководителям негосударственных организаций безопасности. На данном этапе неизвестно, какие еще поправки внесены в текст законопроекта, каким он будет выноситься на второе чтение.

Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности




Похожие по содержанию материалы раздела: Отчет о деятельности Координационного Совета за 2001 год Юридическая консультация Лауреаты конкурсной программы Пресс-релиз совместной пресс-конференции ГУГПС МЧС и ТПП РФ «Малому бизнесу - разумное регулирование» Мастер-классы Президента НАСТ России О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Обращение участников всероссийской конференции к Президенту России Положение о приоритетном использовании, а также приостановке деятельности сетей и средств электросвязи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. ГУООП МВД России работает над подготовкой единых образцов ведения документации НАСТ обучает молдавских телохранителей Выступление начальника Управления "Р" ГУВД столицы Глава 3. "Формирование себестоимости и особенности налогообложения" Распоряжение УЛРР ГУООП МВД РФ № 12/1732 от 02.06.2000г. ПРИНЯТИЕ К УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы. (Часть 2) Консультационный пункт по безопасности предпринимательской деятельности СЛОВАРЬ ПРАВОВЫХ ТЕРМИНОВ. ОХРАНА ТРУДА Общественный Комитет по проблемам борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией. Приложение Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация