Главная страница - Законодательство в области безопасности

ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



В целях установления законодательного регулирования охранного бизнеса в России и унификации правового статуса института частной охраны Законом Российской Федерации от 11.03.92 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность была определена как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Наряду с Конституцией Российской Федерации и этим Законом правовую основу частной охранной деятельности составляют также другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Согласно ст. 3 Закона N 2487-1 к охранным услугам законодатель отнес следующие виды услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; 3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию на данный вид деятельности, выдаваемую органом внутренних дел. Приказом МВД России от 22.08.92 г. N 292 утверждена Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью (далее - Инструкция), п. 2.1.1 которой было установлено, что лицензия представляет собой полученное в установленном Законом и указанной Инструкцией порядке разрешение органов внутренних дел на осуществление частной детективной и охранной деятельности. Такая лицензия выдается гражданам по месту жительства; частным охранным предприятиям - по месту их учреждения. Учредители предприятия для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, сведения о характере и направлениях деятельности предприятия, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии оружия, специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы. Также обязательны к представлению документы для получения лицензий руководителем предприятия и охранниками, а в случаях, когда уставом ЧОП предусматривается оказание охранных услуг, связанных с проектированием, монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатационным обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, то и положительное заключение соответствующего органа государственной противопожарной службы, подразделения вневедомственной охраны МВД России. Лицензия сроком на три года выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления. Эта лицензия и квитанция об уплате лицензионного сбора являются основанием для государственной регистрации предприятия с особыми уставными задачами. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, и положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н, затраты на приобретение лицензии следует отражать в составе нематериальных активов по статье "Организационные расходы" как расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал. Если данные расходы не были поименованы в учредительных документах как взнос в уставный капитал одного из учредителей, они не подлежат отражению в составе нематериальных активов и при их оплате должны относиться, по мнению авторов, на счета использования чистой прибыли. Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Минфином России. За выдачу лицензий на право осуществления частной детективной и охранной деятельности взимается единовременный лицензионный сбор, который оплачивается в установленном порядке через кредитные организации. Лицензионный сбор был предусмотрен п. 3 письма Минфина России от 23.10.92 г. N 99 "О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" в следующих кратных размерах к минимальной месячной оплате труда (МРОТ), установленной законодательством Российской Федерации: Объекты Ставка сбора лицензирования за выдачу лицензий (в кратных размерах МРОТ) Частные охранники 35 ЧОП 90 Следует отметить, что постановлением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 31.08.99 г. N КАС 99-223 (доведено письмом Минфина России от 14.12.99 г. N 92н) положения п. 3 письма N 99 были признаны утратившими силу с 31 августа 1999 г. Кассационная коллегия Верховного суда Российской Федерации постановила, что установленные Минфином России размеры лицензионного сбора противоречат требованиям закона, в частности Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", определившего, что максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Поскольку в письме N 92н не установлен новый размер лицензионного сбора, остается признать, что в настоящее время размер сбора не определен. В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом учредителей, направивших заявление, с указанием мотивированных причин отказа, причем это решение или нарушение срока рассмотрения заявления учредители могут обжаловать в вышестоящий орган внутренних дел или суд. Городские и районные органы внутренних дел, реализуя функции лицензирующего органа, наделены как правом выдачи лицензий, так и правом продления срока их действия. Также к сфере, подведомственной лицензионно-разрешительным управлениям этих органов, относятся: аннулирование лицензий; осуществление контроля за деятельностью частных охранных предприятий и служб безопасности в пределах обслуживаемой территории; выдача сертификатов на право приобретения за плату специальных средств, оружия и боеприпасов ЧОП и службам безопасности по месту их учреждения. Частные охранники, имеющие индивидуальную лицензию, предприятия и службы безопасности должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими правовых актов, регламентирующих частную детективную и охранную деятельность. За один месяц до истечения срока действия лицензии следует подать новое заявление в орган внутренних дел, в котором ранее была получена лицензия. На его основании производится выдача новой лицензии (на 5 лет). В случае выявления несоблюдения порядка владения лицензией, а именно нарушения либо неисполнения частным охранником (ЧОП) требований, предусмотренных законом, положений других законов и иных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности частных детективов, их предприятий и объединений или неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств, ее обладателю (руководителю ЧОП) начальником органа внутренних дел направляется предварительное письменное предупреждение, в котором сообщается, что ее обладатель (работники ЧОП) допустил нарушения Закона. При этом лицензионный орган обязан кроме изложения самого нарушения привести ссылку на закон, положения которого были нарушены, а также срок, до которого они должны быть исправлены. Обладатель лицензии должен быть поставлен в известность, что в случае неустранения названных нарушений лицензия будет аннулирована. Если частному охраннику, руководителю ЧОП службой безопасности предъявлено обвинение в совершении преступления, то органы внутренних дел от обязанности направления предупреждения перед аннулированием лицензии освобождаются. Лицензия на частную сыскную или охранную деятельность может быть аннулирована и в случае добровольного отказа частного детектива или охранника от нее или ликвидации объединения. При отзыве лицензии аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной сыскной и охранной деятельности. В целях обеспечения защиты прав обладателей лицензий ее аннулирование может быть обжаловано как в суде, так и в вышестоящем органе внутренних дел. При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно лишь по истечении трех лет со дня судебного решения. В отличие от предоставленного объединениям частных детективов права открывать филиалы в регионах России ЧОП такой возможности закон не дает. Дело в том, что лицензии на частную охранную деятельность выдаются лишь самому предприятию; выдача же лицензий филиалам законом не предусмотрена. Следует обратить внимание на то, что лицензию необходимо иметь не только самому юридическому лицу. Получить лицензию обязаны и руководители охранных предприятий, и персонал этих предприятий. Для этого указанные лица обязаны представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника, либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности. Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования. Лицензия на осуществление частной охранной деятельности дает право сотрудникам ЧОП для работы по трудовому договору в целях оказания отдельных видов услуг в ЧОП либо для утверждения в должности руководителя ЧОП. При этом руководителям ЧОП и имеющим индивидуальную лицензию охранникам не разрешается совмещение частной детективной и охранной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. На такое совместительство имеет право лишь персонал ЧОП, не оказывающий услуг, требующих получения индивидуальной лицензии. Разрешительная деятельность государства за предоставлением охранных услуг не ограничивается сказанным. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 г. N 849 (в ред. от 12.03.96 г.) был утвержден Перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России. Этот Перечень включает услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации. Порядок получения лицензий определен Положением о лицензировании государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации услуг в области пожарной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 30.08.2000 г. N 916. Бухгалтеры ЧОП нередко допускают ошибку, считая, что при окончании срока действия лицензии (3 года или 8 лет) заканчивается срок деятельности предприятия. Исходя из этого осуществляется начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Следует иметь в виду, что окончание срока действия лицензии не является сроком окончания деятельности организации, которая может внести изменения в учредительные документы и заниматься любым иным видом деятельности, не запрещенным законодательством. Остановимся подробнее на порядке формирования себестоимости услуг в данной сфере. Налогообложение и учет в ЧОП не имеют исчерпывающего законодательного регулирования. В проблемных случаях следует руководствоваться общими нормами законодательства и подзаконных нормативных актов, а также отдельными разъяснениями Минфина России и Госналогслужбы России. И если в отношении исчисления НДС, налога на пользователей автодорог особых затруднений не возникает, то при формировании себестоимости, учитываемой для целей налогообложения, часто встречаются трудности. Учет специальной одежды. Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед бухгалтерской службой ЧОП, является определение источника расходов по приобретаемой форменной одежде, а также по специальной одежде для сотрудников, работающих охранниками в ЧОП. В этой связи прежде всего следует подчеркнуть, что распоряжением премьера Правительства Москвы от 31.05.95 г. N 497-РП "О мерах по усилению контроля за деятельностью частных детективных и охранных предприятий" ношение сотрудниками охранно-сыскных и других коммерческих негосударственных структур камуфлированной одежды военного образца, используемой государственными органами, запрещено. Поэтому введено обязательное согласование образцов форменной одежды сотрудников указанных структур в органах внутренних дел Москвы при лицензировании их деятельности. Как показывает практика, аналогичные распоряжения существуют и в других субъектах Федерации. В связи с тем, что порядок обеспечения частных охранников форменной и специальной одеждой в настоящее время законодательно не определен, в данном вопросе следует руководствоваться общими принципами. Согласно разъяснениям ГНИ по г. Москве от 24.11.98 г. N 11-13/35186, если организация имеет лицензию МВД России на осуществление соответствующего вида деятельности и функционирует на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 14.08.92 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) или от 14.08.92 г. N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", то стоимость одежды, обуви и снаряжения (включая форменную одежду, обмундирование) относят на себестоимость продукции (работ, услуг) в установленном порядке. При этом специальная одежда и специальная обувь как часть имущества организации учитываются в составе средств в обороте (п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). В соответствии с письмом УМНС России по г. Москве от 13.04.2000 г. N 03-12/14122, если частное охранное предприятие приобретает за счет собственных средств и учитывает в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) специальную одежду и специальную обувь, предназначенные для использования своими сотрудниками на время выполнения ими производственных поручений, связанных с оказанием охранных услуг, износ указанных предметов включается в себестоимость этих услуг. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56, с учетом изменений и дополнений (далее прежний План счетов) готовая форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, подлежит учету на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". В соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (далее - новый План счетов) МБП учитываются на счете 10 "Материалы" или 01 "Основные средства". При этом, как следует из положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. В настоящее время порядок бухгалтерского учета МБП регулируется положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н, согласно которому МБП учитываются отдельно от основных средств и материалов. Амортизация МБП производится одним из следующих способов: процентным способом, линейным способом или способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг). Процентный способ исходит из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100% при передаче предмета в производство или эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50% начисляются при выбытии предмета из-за невозможного использования (непригодности) из производства или эксплуатации. Линейный способ исходит из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходит из количества продукции (работ), производимого (выполняемого) с использованием предмета в отчетном периоде, и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования. Применение одного из способов по конкретному предмету производится в течение всего его срока использования. МБП стоимостью не более 1/20 установленного п.п. "б" п. 50 приказа N 34н лимита за единицу могут списываться в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих предметов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть надлежащий контроль за их движением. В бухгалтерском учете приобретение и списание МБП отражается следующим образом: Дебет 12-1, Кредит 60, 76, 71 - оприходованы МБП, Дебет 19, субсчет "НДС", Кредит 60, 76, 71<*> - отражен НДС по МБП, Дебет 60, 76, 71, Кредит 50, 51<*> - произведена оплата за МБП, * В соответствии с новым и прежним Планами счетов. Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19, субсчет "НДС"* - отнесен на расчеты с бюджетом НДС. По прежнему Плану счетов: Дебет 12-2, Кредит 12-1 - переданы МБП в эксплуатацию, Дебет 20, 26, Кредит 13 - начислен износ при передаче МБП в эксплуатацию (100%, 50%). По новому Плану счетов: Дебет 20, 26, Кредит 10 - списаны на затраты МБП со сроком эксплуатации менее 1 года, Дебет 20, 26, Кредит 02 - начислен износ по МБП со сроком службы более 1 года. Пример. ЧОП приобрел зимний комбинезон для осуществления охранных мероприятий в зимнее время на улице стоимостью 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб., брюки стоимостью 180 руб., в том числе НДС 30 руб. Дебет 12-1 (10<*>), Кредит 60 - 5000 руб. - оприходован комбинезон, ________ <*> Здесь и далее в скобках указаны номера, соответствующие новому Плану счетов. Дебет 12-1 (10), Кредит 60 - 150 руб. - оприходованы брюки, Дебет 19, субсчет "НДС", Кредит 60 - 1030 руб. - отражен НДС по специальной одежде, Дебет 60, Кредит 51 - 6180 руб. - произведена оплата специальной одежды, Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19, субсчет "НДС" - 1030 руб. - отнесен НДС по спецодежде на расчеты с бюджетом, Дебет 12-2, Кредит 12-1 - 5000 руб. - передан комбинезон со склада в эксплуатацию, Дебет 20, 26, Кредит 13 (10) - 5000 руб. (100%) - начислен износ при передаче МБП в эксплуатацию, Дебет 20, 26, Кредит 12 - 150 руб. - списана на затраты стоимость брюк (менее 1/20 лимита) с одновременным фиксированием в книге учета МБП для забалансового учета.Пунктом 3.4.6 Положения по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (утвержденного письмом Минфина СССР от 18.10.79 г. N 166) предусмотрено, что спецодежда и спецобувь, выдаваемые рабочим и служащим, являются собственностью предприятия и подлежат возврату при увольнении работника. Также следует учитывать, что если выдача спецодежды на предприятии производится лицам тех профессий и должностей, которые не относятся к охранникам в соответствии со штатным расписанием, а также если такая выдача производится сверх установленных норм, то затраты на спецодежду работников должны финансироваться за счет прибыли предприятия. Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) стоимость спецодежды, выданной с нарушением установленных правил, должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход работника, получившего ее, как доход, полученный в натуральной форме. В случае повреждения специальной одежды согласно п. 10 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.98 г. N 51, работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника. В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты.Такая замена осуществляется на основе соответствующего акта. Учет МБП в соответствии с постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а ведется по следующим формам: Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-2) применяется для учета МБП, выданных под расписку работнику для длительного пользования, заполняется в одном экземпляре кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы, или выдается материально ответственным лицам. В карточке обязательно указываются дата выдачи и срок службы одежды. Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-4) применяется для оформления поломки и утери МБП, составляется в двух экземплярах (один экземпляр остается в структурном подразделении, а второй - направляется в бухгалтерию). При предъявлении акта выбытия работнику взамен негодного или утерянного предмета выдается годный, о чем делается соответствующая запись в карточке учета МБП (форма N МБ-2). Акт выбытия впоследствии прикладывается к акту на списание (форма N МБ-8). Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма N МБ-7) применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование (при автоматизированной обработке учетных данных). Заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения, один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика. Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-8) применяется для оформления списания изношенных и не пригодных для дальнейшего использования МБП, составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды МБП акты на списание составляются отдельно. Если организация требует от работника оплаты полученной им спецодежды, то такие действия можно расценивать как понуждение гражданина к заключению договора купли-продажи, нарушающее принцип свободы договора, закрепленный ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В рамках трудовых отношений организация вправе требовать от работника полного возмещения ущерба, причиненного недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей специальной одежды, выданной организацией работнику в пользование, только когда такой ущерб причинен по вине работника (ст. 121 КЗоТ РФ). При возврате специальной одежды, если она будет в дальнейшем еще использоваться, записи в бухгалтерском учете не производятся, а делаются только примечания в карточке учета МБП. Если увольняющийся работник согласен приобрести у организации специальную одежду с оплатой ее остаточной стоимости из сумм причитающейся ему заработной платы, то в соответствии с прежним Планом счетов данная операция в бухгалтерском учете оформляется следующими записями: Дебет 73, Кредит 48 - отражена задолженность работника за проданную ему спецодежду с учетом НДС и налога с продаж, Дебет 48, Кредит 12 - списана стоимость реализуемой работнику спецодежды, Дебет 13, Кредит 48 - списана сумма начисленного износа по реализуемой спецодежде, Дебет 48, Кредит 68 - начислен НДС и налог с продаж, Дебет 70, Кредит 73 - удержана в соответствии с заявлением работника остаточная стоимость спецодежды, Дебет 48, Кредит 80 - определен финансовый результат от реализации имущества. Пример (прежний План счетов). При увольнении работник ЧОП "Барс" выкупает свою спецодежду за 504 руб. Балансовая стоимость спецодежды 1000 руб. Организация использует метод начисления амортизации 100% при передаче ее в эксплуатацию. Дебет 73, Кредит 48 - 504 руб. - отражена продажная стоимость спецодежды, Дебет 48, Кредит 12 - 1000 руб. - списана балансовая стоимость спецодежды, Дебет 13, Кредит 48 - 1000 руб. - списан износ при реализации спецодежды, Дебет 48, Кредит 68, субсчет "Налог с продаж" - 24 руб. - начислен налог с продаж, Дебет 48, Кредит 68, субсчет "НДС" - 80 руб. - начислен НДС, Дебет 70, Кредит 73 - 504 руб. - удержана из заработной платы стоимость специальной одежды, Дебет 48, Кредит 80 - 396 руб. - определен финансовый результат. Страхование сотрудников частных охранных предприятий. Законом N 2487-1 предусмотрено обязательное страхование граждан, занимающихся частной детективной деятельностью, работающих по найму. Однако Закон не определяет порядок и условия проведения страхования, в том числе объект страхования, порядок осуществления страховых выплат, источники его финансирования и прочие условия, являющиеся крайне важными при отражении в учете операций по страхованию сотрудников. ГНИ по г. Москве в своем письме от 3.12.97 г. N 11-13/31636, ссылаясь на письмо Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 17.10.97 г. N 16-00-17-70, разъяснила, что в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.12.92 г. N 4015-1 "О страховании" и ст. 3, 935 и 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется в силу Федерального закона, определяющего порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования. Федеральный закон, в котором определялся бы порядок страхования сотрудников ЧОП, до настоящего момента не разработан. В связи с этим практическое применение абзаца 2 ст. 19 Закона N 4015-1 невозможно до выхода соответствующих разъяснений, когда будут определены порядок и условия проведения данного вида обязательного страхования. На основании изложенного расходы по страхованию сотрудников охранных фирм следует включать в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с требованиями п.п. "р" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с учетом последующих изменений и дополнений, далее - Положение о составе затрат), как платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию. Этот пункт установил, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг). В соответствии с действующим законодательством соответствующий договор классифицируется как договор добровольного личного страхования. Согласно ст. 942 ГК РФ между страховщиком и страхователем при заключении договора должны быть достигнуты соглашения: о застрахованном лице; о размере страховой суммы; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о сроке действия договора. Таким образом, организация, заключающая договор, обязана представить список застрахованных сотрудников. Для целей налогообложения расходы на добровольное страхование от несчастных случаев и болезней, включенные в себестоимость продукции (работ, услуг), в целом по результатам работы за год не должны превышать 1% объема реализуемой продукции, т.е. суммы, отраженной в бухгалтерском учете по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или счета 90 "Продажи" (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). При расчете предельного размера страховых взносов, уменьшающих налогооблагаемую базу, объем реализуемой продукции (работ, услуг) следует определять начиная с того квартала, в котором предприятие заключило договор страхования. Пример. Организация заключила договор страхования во II квартале, поэтому объем реализуемой продукции следует принимать при расчете страховых платежей, относимых на себестоимость продукции, начиная с этого квартала и до конца года. В бухгалтерском учете страховые платежи учитываются на балансовом счете 31 "Расходы будущих периодов" (97 "Расходы будущих периодов") и списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) равными долями в течение срока действия договора. Пример. Договор страхования работников ЧОП заключен с 1 июля 2001 г. по 30 июня 2002 г. Сумма страховых платежей составила 36 000 руб. Выручка от реализации за 2001 г. составила 1 800 000 руб. (в том числе за второе полугодие - 600 000 руб., включая НДС). Выручка за 6 месяцев 2002 г. составила 3 600 000 руб., включая НДС. В бухгалтерском учете данная операция будет отражена следующим образом: Дебет 31 (97), Кредит 51 - 36 000 руб. - отражена оплата по договору добровольного страхования работников, Дебет 20, 26, Кредит 31 (97) - 3000 руб. - списаны (ежемесячно) на затраты расходы по страхованию в размере 1/12. Норматив для отнесения расходов по страхованию за 2001 г. составил 10 000 руб. Таким образом, облагаемая база по налогу на прибыль за 2001 г. должна быть скорректирована на сумму 8000 руб. (18 000 руб. за полгода - 10 000 руб.) в сторону увеличения. Дебет 20, 26, Кредит 31 (97) - 18 000 руб. - списаны на затраты расходы по страхованию за 6 месяцев 2001 г. Норматив для отнесения на затраты расходов по добровольному страхованию за 6 месяцев 2002 г. составил 30 000 руб. Облагаемая база по налогу на прибыль в данном случае не корректируется. Рассмотрим порядок налогообложения сумм страховых платежей, уплаченных за своих сотрудников из средств предприятия. В соответствии с п. 5 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 января 2002 г. при определении базы для налога на доходы физических лиц учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов в части сумм, превышающих 10 000 руб. в год на одного работника. Многие бухгалтеры могут сослаться на то, что они не имеют документов о том, какие конкретно физические лица были застрахованы, и на этом основании не удерживать налог на доходы. Здесь необходимо отметить, что согласно ст. 934 ГК РФ договор личного страхования считается заключенным в пользу конкретно застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Таким образом, одним из основных документов (приложением к договору страхования) является список сотрудников, подлежащих страхованию. Согласно письму ГНИ по г. Москве от 19.02.98 г. N 31-08/4437, если такой учет не ведется, инспектор не должен самостоятельно доначислять суммы подоходного налога с дохода работникам, но вправе привлечь бухгалтера данной организации к административной ответственности за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка. В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях на бухгалтера мог быть наложен штраф от 2 до 5 размеров минимальных заработной платы, утвержденных законодательством. Однако данный подход действовал до 1января 1999 г., т.е. до даты введения в действие НК РФ. Начиная с 1 января 1999 г. к организации могут быть применены более суровые штрафные санкции за неучет объекта налогообложения. Управление МНС России по Московской области в письме от 27.12.99 г. N 08-03/18-17/12-12 разъяснило, что при налогообложении физического лица учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Следовательно, если доказательств, позволяющих определить размер материального блага, полученного каждым конкретным физическим лицом, и подтверждающих использование этих благ всеми физическими лицами, налоговым органом при проверке не установлено, то произведение налоговым органом расчета суммы получаемых физическими лицами материальных благ и доначисленного налога обезличено по всей сумме затрат на разовое мероприятие неправомерно, так как в данном случае отсутствует персонифицированное определение размера дохода в натуральной форме, полученного каждым физическим лицом, принявшим участие в мероприятии и получившим доход в натуральной форме. Однако согласно п.п. 1 и 3 п. 3 и п. 5 ст. 24 части первой НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, а также вести учет выплачиваемых налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из изложенного при отсутствии учета выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, действия организации - налогового агента являются грубым нарушением правил учета доходов и объектов налогообложения и позволяют привлечь налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ.

"Финанс.газета", 02.08.01




Похожие по содержанию материалы раздела: НАСТ обучает молдавских телохранителей Выступление начальника Управления "Р" ГУВД столицы Глава 3. "Формирование себестоимости и особенности налогообложения" Распоряжение УЛРР ГУООП МВД РФ № 12/1732 от 02.06.2000г. ПРИНЯТИЕ К УЧЕТУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы. (Часть 2) Консультационный пункт по безопасности предпринимательской деятельности СЛОВАРЬ ПРАВОВЫХ ТЕРМИНОВ. ОХРАНА ТРУДА Общественный Комитет по проблемам борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией. Приложение Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции Грани Закона "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" СПИСОК ОЛРР ОВД ЦАО г.Москвы РЕЗОЛЮЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Индустрия безопасности России в 2005 году. Перспективы, тенденции, проблемы» (2 февраля 2005 года, г. Москва) ГЛАВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Как учесть в практике ЧОПов изменения законодательнного и нормативного характера? Практические действия сотрудников ЧОП при обнаружении ВУ Справка. Итоги полугодовой деятельности ГУВД МО Телефоны доверия ГУВД Москвы Вести с заседания секции "Информационное взаимодействие правоохранительных органов с частными охранными предприятиями".

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация