Главная страница - Законодательство в области безопасности

Гарантированные средства от "жучков"-паразитов



Итак, у вас появились серьезные подозрения, что в вашем доме или офисе завелись «жучки». Дихлофос против этих тварей бессилен — чтобы извести их, нужна помощь не СЭС, а прокуратуры и суда. Именно эти органы обязаны обеспечивать соблюдение наших конституционных прав и свобод и, в частности, защищать частную жизнь каждого российского гражданина от незаконного вторжения.А такое вторжение может быть результатом как превышения полномочий сотрудниками соответствующих госведомств, так и незаконных действий представителей негосударственных структур. Ведь не секрет, что сотрудники частных фирм, случается, нарушают закон, когда хотят получить необходимую информацию. Если при этом нарушаются неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 137 или ст. 138 УК РФ.Чрезмерное любопытство частных лиц или представителей негосударственных струк-тур пресечь относительно просто. Куда сложнее оградить свою частную жизнь от внима-ния государства. Впрочем, и здесь можно кое-что сделать.Для всех и каждогоПри всех недостатках российского законодательства любое лицо сейчас может отстаивать свои права — в частности, противостоять злоупотреблениям со стороны представителей власти. Если кто-то полагает, что его права и свободы нарушены действиями оперативных спецслужб, он вправе обжаловать эти действия в суде, прокуратуре или вышестоящем руководстве допустившей нарушение спецслужбы.Обжаловать можно любое оперативное мероприятие. Многие думают, что спецслужбы, как в кино, ради достижения своих целей пользуются лишь «жучками» да сложными средствами контроля за телекоммуникационными системами. Действительно, технические средства применяются широко (закон, кстати, предусматривает лишь одно ограничение: технические и иные средства не должны причинять вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде). Однако оперативные мероприятия — это и опрос, и наведение справок, и даже сбор образцов для сравнительного исследования. В компетенцию оперативников входят также проведение проверочных закупок, исследование предметов и документов, наблюдение и отождествление личности. Кроме того, закон разрешает им обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, уже упомянутые прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Наконец, оперативник может быть внедрен в окружение «разрабатываемых» спецслужбой человека или фирмы.Если при проведении всех этих мероприятий должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не обеспечили соблюдение прав гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, жилища и тайну корреспонденции, их действия незаконны. Однако для обращения в суд необходимо располагать конкретными фактами таких нарушений. В противном случае вам посоветуют обратиться к психиатру, чтобы он избавил вас от мании преследования.Однако, если ваши подозрения подкреплены фактами, вы можете смело идти в прокуратуру, суд или обращаться к вышестоящему руководству допустившей нарушение спецслужбы. В свою очередь, вышестоящий правоохранительный орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению нарушенного правового статуса личности и возмещению причиненного незаконными действиями вреда. Закон не устанавливает какой-либо специальной формы жалоб на незаконные действия сотрудников оперативных служб, поэтому обжалование производится в общем порядке. Например, при обращении в суд заявитель, указав свои данные, должен указать точное наименование и адрес ответчика — органа, действия сотрудников которого обжалуются. В жалобе стоит указать, что оперативно-розыскные мероприятия в отношении зая-вителя проводились без его ведома и согласия, а также пояснить, в чем они заключались. Необходимо обозначить, какие законные права и интересы заявителя оказались нарушены. Если в результате оперативных мероприятий вам был причинен моральный и материальный вред, то надо привести конкретные примеры понесенных убытков и доказательства, а также оценить моральный вред. Для особо любопытных. Если вам захочется узнать, что за сведения собрали о вас оперативным путем, можно попросить разъяснений. Однако при этом придется потратить очень много времени и нервов.Орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан по просьбе лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (в возбуждении уголовного дела отказано, либо дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или отсутствием в деянии состава преступления), предоставить им полученные о них сведения. Но в законе есть оговорка: сведения предоставляются в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Поскольку «требования конспирации» довольно расплывчаты, ими можно аргументировать отказ в предоставлении практически любой информации о вас.Если вы получили такой отказ или полагаете, что сведения получены вами не в полном объеме, вы вправе жаловаться в суд. А там органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, придется доказывать обоснованность отказа. Он, в частности, должен по требованию суда предоставить документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано. Впрочем, даже судье покажут не все: закон запрещает передавать ему сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.Если суд признает отказ в предоставлении необходимых сведений заявителю необоснованным, судья может обязать указанный орган предоставить истцу соответствующие сведения.Правда, не стоит надеяться, что вас тут же ознакомят с донесениями агентов о вашей скромной персоне. Употребляемый в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» термин «сведения» трактуется совсем не так, как хотелось бы обращающимся за информацией людям: обычно запрашиваемые сведения предоставляют заявителю в форме небольшой справки.Для правозащитниковКонечно, уже сама по себе регламентация оперативной работы на уровне закона — это огромное достижение на пути построения правового государства. Однако до совершенства нашему законодательству еще далеко.С одной стороны, закон пока не позволяет спецслужбам эффективно бороться с организованными преступными группами и коррупционерами. С другой — правовая база, регламентирующая оперативно-розыскную деятельность, не вполне гарантирует защиту конституционных прав граждан.Проанализировать ее полностью невозможно из-за закрытого характера многих документов. Тем не менее даже нормы закона «Об оперативно-розыскной деятельности» слишком многое оставляют на усмотрение спецслужб. Так, закон, предусматривая возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан, лишь в самых общих чертах регламентирует ограничительную процедуру, то есть сыскные органы вправе сами определять порядок вмешательства в сферу конституционных прав и свобод. Это неоднозначно воспринимается даже судьями Конституционного суда. В частности, уже звучало мнение, что эти положения закона противоречат Конституции, поскольку порядок ограничения конституционных прав и свобод человека регламентируется актами зак-рытого характера.

Владимир Голубев. Журнал "Деньги", №30




Похожие по содержанию материалы раздела: ПОЛОЖЕНИЕ о Государственном фонде борьбы с преступностью Стратегия информационной безопасности в сети Интернет Научно-практическая конференция: Негосударственные предприятия безопасности: место, роль и использование в системе безопасности страны ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи 3 и II1 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Путин подписал закон, запрещающий назначать министрами иностранцев VI Международный форум "Технологии безопасности" Путин подписал закон о транспортной безопасности Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 94 г. Москва О государственной информационной системе миграционного учета Компании не готовы к встрече с новыми рисками, связанными с электронной торговлей и информационными технологиям Имею я право носить оружие с собой? Привлечение инвестиций с помощью вовлечения в оборот и капитализации объектов промышленной собственности

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация