Главная страница - Законодательство в области безопасности

Частная охранная и детективная деятельность



Ни для кого не секрет, что криминогенная обстановка в России остается весьма непростой. Данное обстоятельство вызвало необходимость создания фирм, способных эффективно решать задачи обеспечения безопасности физических лиц, а также охраны собственности и имущества юридических лиц. К числу таких фирм можно отнести частные охранные и детективные предприятия (далее соответственно ЧОП и ЧДП), их крупные ассоциации (объединения), способные оказывать целый комплекс услуг по безопасности личности и бизнеса, а также службы и агентства безопасности банков и крупных предприятий, оказывающие услуги исключительно в интересах «материнских» фирм.Охранная деятельность больше, чем какая-либо другая, зависит от целого набора специальных требований и инструкций. Однако если ее правовые аспекты сегодня в целом урегулированы, то в области бухгалтерского учета и формирования себестоимости услуг для целей налогообложения остается много проблем. Нерешенность таких проблем ни на законодательном, ни на ведомственном (со стороны лицензионно-разрешительной системы МВД, Минфина, МНС России) уровнях ведет к их неоднозначной трактовке, а значит, к конфликтам с налоговыми органами, большому количеству бухгалтерских ошибок, значительным штрафам и пеням.В последнее время в экономической печати появился ряд экспертных публикаций по указанным вопросам. Судя по этим статьям, эксперты также не имеют единого мнения.

В итоге возникает парадоксальная ситуация. Фирмы, основная задача которых - поддерживать правопорядок и обеспечивать защиту от противоправных посягательств, вынуждены сами нарушать законодательство и подрывать экономическую безопасность страны.

Формирование себестоимостиВ Законе РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 2487-1) названная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.Рассмотрим, каким образом формируется себестоимость услуг охранного предприятия.Методических рекомендаций по учету состава затрат в ЧОП и ЧДП (утвержденных и согласованных с Минфином России) в настоящее время нет. В связи с этим организации должны руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552 (далее - Положение о составе затрат).Определим, какие виды затрат охранные предприятия могут относить на себестоимость.Получение лицензииПредприятие, которое предоставляет охранные услуги, обязано иметь соответствующую лицензию, выдаваемую органом внутренних дел. Порядок выдачи определен законом для лицензирования объединений частных детективов. Руководители и персонал охранных предприятий (далее - охранники), оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охран-но-пожарной сигнализации, использованием оружия и специальных средств, защитой жизни и здоровья отдельных лиц, также обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов.Лицензия выдается на три года. Величина износа определяется ежемесячно, по нормам, рассчитанным на основе первоначальной стоимости и срока полезного использования, и относится на себестоимость услуг в соответствии с Положением о составе затрат. Расходы, связанные с приобретением лицензий, не могут быть отнесены к нематериальным активам, а следовательно, и к производственным затратам.Приобретение оружияВиды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения оружия регламентируются Федеральным законом от 13.12.96 № 150-ФЗ ..Об оружии" (далее - Закон) и постановлением Правительства РФ от 14.08.92 № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности». Согласно этим документам, ЧОП могут приобретать: гладкоствольные охотничьи ружья, пистолеты ПМ ТУ 9375-88 (заменены ИЖ-71), боеприпасы к оружию, а также спецсредства, которые в Законе определяются как оружие и входят в Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности (аэрозольные распылители, резиновые дубинки и пр.).В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.94 №359) спортивное и охотничье оружие, а также военная техника двойного применения относятся к основньм средствам (раздел «Машины и оборудование»).Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), все приобретаемое оружие независимо от его стоимости относится к основным средствам.Расходы по приобретению основных средств (лицензия на покупку оружия, консультации, доставка, само оружие) рассматриваются как капитальные вложения и отражаются на счете 08 «Капитальные вложения» с последующим списанием на счет 01 «Основные средства».Утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений на полное восстановление отдельных видов оружия для целей бухгалтерского учета не существует. Ввиду их отсутствия в соответствии с письмами ГНИ по г. Москве от 24.11.98 №11-13/35186 .0 порядке бухгалтерского учета в охранных предприятиях» (далее - письмо № 11-13/35186), а также Минфина России от 10.11.97 № 16-00-14-778 организации могут самостоятельно определить эти нормы исходя из сроков эксплуатации оружия. При этом следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Минфина России от 03.09.97 № б5н.На наш взгляд, чтобы определить срок полезного использования оружия (при отсутствии такого показателя в техническом паспорте), можно вполне обоснованно применить один из следующих способов:- использование норм амортизации по оружию, установленных, например, для МВД, Минобороны или Федеральной пограничной службы России;- согласование искомых показателей в управлениях (отделах) лицензионно-разрешительной системы МВД России;- получение соответствующих экспертных заключений для каждой единицы оружия в зависимости от ее технического состояния, ожидаемого режима эксплуатации, условий хранения, планируемой системы предупредительных ремонтов и т. д.Спорным остается вопрос о начислении амортизации для целей налогообложения. В письме № 11-13/35186 нет прямого указания на такое начисление, однако нет и запрета.В постановлении Совмина СССР от 22.10.90 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» (далее - постановление № 1072) нормы амортизации на полное восстановление оружия не утверждены. В то время оружие не рассматривали как объект основных средств, дающий народнохозяйственный эффект.Сегодня ситуация в корне изменилась. С экономической точки зрения приобретение основных видов оружия для ЧОП и служб безопасности -это вложение средств в основной капитал, представленный в виде материальных ценностей и действующий в натуральной форме как средство труда в целом ряде производственных циклов. Таким образом, оружие в ЧОП и службах безопасности обладает всеми признаками производственного основного средства.В процессе эксплуатации оружие, как и другие средства труда, физически и морально изнашивается. Соответственно его стоимость должна переноситься на себестоимость выполняемых услуг через амортизационные отчисления. Таким образом, с одной стороны, будет обеспечиваться процесс потребления основного капитала, а с другой - процесс воспроизводства основных средств, источником которого наряду с прибылью и являются амортизационные отчисления. В Общероссийском классификаторе основных фондов ОКОФ 013-94 оружие отнесено к подразделу «Машины и оборудование», что подтверждает производственный характер его использования.Согласно инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом (приложение 1 к приказу МВД России от 12.04.94 № 118), контрольный отстрел производится с целью поставить оружие на учет в Федеральной гильзотеке МВД России и обеспечить его розыск в случае утраты (хищения) и при раскрытии преступлений, совершенных с его применением. Расходы по организации и проведению контрольного отстрела относятся на себестоимость услуг.Бухгалтер охранного предприятия может столкнуться с трудностями, исчисляя налог на имущество со стоимости оружия, находящегося на балансе. В письме ГНИ по г. Москве от 01.04.99 №11-13/9462 .0 налоге на имущество предприятий» разъясняется, как определять облагаемую базу по этому налогу. В письме сделана ссылка на Закон РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», согласно которому налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. При исчислении среднегодовой стоимости имущества предприятий и определении остаточной стоимости основных средств применяются нормы амортизационных отчислений, утвержденные постановлением № 1072. Никаких исключений из этого порядка, в том числе и для охранных предприятий, в упомянутом письме нет. В связи с этим организация, которая рассчитывает налог на имущество исходя из остаточной стоимости оружия, исчисленной по нормам ПБУ 6/97, должна быть готовой отстоять свою точку зрения в арбитражном суде.

Аренда помещенияДля хранения оружия предприятиям необходимо иметь надлежащим образом оборудованную оружейную комнату. Хранение оружия допускается только в нежилом помещении. Предприятие может владеть этим помещением, занимать его по договору аренды или договору безвозмездного пользования. При аренде оружейной комнаты арендные платежи включаются в состав себестоимости, если договор зарегистрирован в соответствующем органе, как того требует Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно письму УМНС России по г. Москве от 29.06.99 № 12-14/18383 «О себестоимости продукции (работ, услуг)», затраты на регистрацию права аренды включаются в себестоимость оказываемых услуг.

Форменная одеждаСогласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, готовая форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, учитывается на счете 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". В постановлении Минтруда России от 18.12.98 № 51 «Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» не предусматривается выдача специальной одежды работникам охранных организаций, так как обеспечение работников специальной одеждой должно предусматриваться отраслевыми нормами.В соответствии с письмом УЛРР ГУВД по г. Москве от 14.07.95 № 92/1035 от руководителей ЧОП и ЧДП потребовали в обязательном порядке носить форменную одежду, причем согласовывать ее образцы с УЛРР ГУВД. УМНС России по г. Москве предлагает данные затраты включать в себестоимость в составе затрат на оплату труда, куда включается стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном распоряжении работника (п. 7 Положения о составе затрат). Согласно письму № 11-13/35186, если организация имеет лицензию МВД России и действует в рамках постановлении Правительства РФ от 14.08.92 № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности" или от 14.08.92 № 589 «Об утвержде- нии Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», износ одежды, обуви и снаряжения относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Организации, на которые не распространяются эти постановления, осуществляют указанные расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Мы рассмотрим этот аспект иначе. Порядок погашения стоимости средств в обороте определен пунктом 50 Положения по ведению бухгалтерского учета. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета, форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, учитывается в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. В соответствии с пунктом 6 Положения о составе затрат износ спецодежды и других малоценных предметов отражается по элементу «Материальные затраты" и включается в себестоимость продукции.В связи с этим при решении вопроса об отнесении износа форменной одежды на себестоимость охранных услуг следует иметь в виду следующее. Если организация имеет лицензию МВД России на осуществление соответствующего вида деятельности и функционирует на основании постановлений Правительства РФ от 14.08.92 № 587 или от 14.08.92 № 589, то износ форменной одежды, учитываемой охранным предприятием в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, правомерно отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе материальных затрат. Организации, на которые не распространяются названные постановления, указанные расходы осуществляют за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Специальные технические средстваЗаконом № 2487-1 оговаривается применение специальных технических средств и средств защиты, то есть подтверждается производственный характер их использования. Постановлением № 587 утвержден Перечень видов специальных средств, применяемых в частной детективной и охранной деятельности.В связи с этим износ указанных средств, по нашему мнению, должен быть отнесен на себестоимость услуг как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения. При этом методы списания износа определяются учетной политикой предприятия.***В статье мы попытались осветить только небольшую часть проблем, касающихся бухгалтерского учета и формирования себестоимости услуг для целей налогообложения в частных охранных и детективных предприятиях. Рассмотрение этих проблем позволяет сделать вывод, что для новой сферы деятельности необходима отраслевая методика.

И. Новикова, генеральный директор аудиторской фирмы «Аудит, Консалтинг и Право+»




Похожие по содержанию материалы раздела: О результатах операции "Вихрь-Антитеррор" по Московской области "Правопорядок и общество": утверждены организаторы и судьи Вопросы организации системы антитеррористической безопасности в столице Проект рекомендаций участников "круглого стола" на тему: «Законодательство, практика и проблемы в деятельности негосударственных структур охраны и безопасности» О дополнительных выплатах отдельным категориям сотрудников милиции.Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 марта 2004 г. N 129 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 апреля 2004 г.

Атака на бомжей Формы отчетов ЧОПов и СБ столицы по охране общественного порядка Угонщикам предложено присесть ПРИКАЗ "О создании Координационного Совета ГУВД г. Москвы по взаимодействию с охранно-сыскными структурами" Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных В Госдуму внесен законопроект о праве граждан на полную информацию в судах У москвичей будет один документ вместо многочисленных справок о месте жительства "Частная охранная деятельность в вопросах и ответах" Учебное пособие. Госдума намерена запретить рекламную рассылку кредитных карт «Нормативное правовое регулирование деятельно-сти частных детективных и охранных структур и их информационное взаимодействие с органами внутренних дел в современных условиях» ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конференция "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА" СПРАВКА МВД России: новый документ по ЧОПам и СБ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация