Главная страница - Законодательство в области безопасности

ДЫРА В ЗАКОНЕ. КАК ЕЕ ЗАЛАТАТЬ? (ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)



МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙВ Российской Федерации оказание охранных услуг разрешено только предприятиям, специально учреждаемым для выполнения охранных услуг. То есть охранные услуги могут оказывать только юридические лица – предприятия, у которых видом деятельности в уставе определено предоставление охранных услуг и имеющие специальную лицензию. Такая лицензия выдается частным охранным предприятиям по месту их учреждения. Она дает право на осуществление частной охранной деятельности, предусмотренной учредительными документами частного охранного предприятия.Лицензию на осуществление частной охранной деятельности необходимо иметь не только самому юридическому лицу – предприятию, но и некоторым сотрудникам, работающим в составе этих предприятий. Сотрудниками частных охранных предприятий могут быть не только частные охранники. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) предусматривает, что лицензию на осуществление частной охранной деятельности обязаны иметь руководители охранных предприятий, а также сотрудники охранных предприятий, оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, а также сотрудники, использующие в своей деятельности оружие и специальные средства, обеспечивающие жизнь и здоровье отдельных граждан. Однако получение вышеуказанными лицами лицензии на осуществление частной охранной деятельности не дает им права на осуществление самостоятельной частной охранной деятельности, так как Законом оказание услуг в сфере охраны разрешено только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения охранных услуг.При этом лицензия на осуществление частной охранной деятельности служит основанием персоналу частных охранных предприятий и служб безопасности для работы по договору (трудовому соглашению), в целях оказания отдельных видов услуг в частном охранном предприятии, службе безопасности либо для утверждения в должности руководителя частного охранного предприятия, службы безопасности (подпункт 2.1.6. пункта 2 Инструкции).В Налоговом Кодексе Российской Федерации (далее – Кодекс) и иных нормативных правовых актах МНС России эти особенности не отражены. То есть, не учтено то обстоятельство, что физическое лицо, обладая лицензией на осуществление частной охранной деятельности, не может индивидуально осуществлять эту деятельность, так как Законом ему такое право не предоставлено.Если частный охранник, получивший лицензию на право осуществления частной охранной деятельности, будет оказывать услуги в сфере охраны индивидуально, он нарушит Закон и будет лишен лицензии. В то же время, согласно п.2 статьи 11 Кодекса, частные охранники отнесены к индивидуальным предпринимателям, то есть к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и самостоятельно осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг.Налицо коллизия двух законов. Один закон, Налоговый Кодекс, относит частных охранников к индивидуальным предпринимателям, обязывает их проходить регистрацию в налоговых органах для присвоения индивидуального идентификационного номера и, в случае нарушения данного требования, предоставляет налоговым органам право применять к частным охранникам штрафы. Не учитывается, что частный охранник:  не обладает лицензией, предоставляющей ему право на регистрацию в качестве индивидуального частного предпринимателя,  не является субъектом самостоятельной хозяйственной деятельности,  не осуществляет самостоятельно на свой риск платную охранную деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания услуг,  состоит с охранным предприятием в трудовых правоотношениях,  является работающим по найму, состоит на учете как налогоплательщик и уплачивает налоги и сборы с заработной платы.В то же время, частные охранники, выполнившие требование статьи 83 Кодекса, своевременно подавшие заявление в налоговый орган как индивидуальные предприниматели, должны быть привлечены к ответственности за нарушение требований Закона и Инструкции о порядке лицензирования данной деятельности, как физические лица, добровольно заявившие о том, что они являются субъектами самостоятельной хозяйственной деятельности и оказывают на свой риск (индивидуально) услуги в сфере охраны.Ситуация, когда гражданин подвергается наказанию при фактическом отсутствии правонарушения (только по формальным признакам), требует немедленного разрешения.

ПРЕДЛОЖЕНИЙ МНОГО, НО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ...Поступает много предложений с рекомендациями, как выйти из этой кризисной ситуации, — от внесения изменений в Кодекс до передачи сложившейся коллизии на рассмотрение Конституционного Суда и Государственной Думы.Эти предложения исходят как от частных охранников, так и от налоговых органов.Так, предлагается привести налоговое законодательство в соответствие с реальным статусом частного охранника, упразднив необоснованно возложенную на них обязанность постановки на учет в налоговом органе (В.Шестаков, «Мир безопасности», № 11-2000 г., с.5-7).В то же время Управление МНС РФ по Санкт-Петербургу в письме 05-39/13902 от 18 августа 2000 г. разъясняет, что «Налоговый Кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 01.01.99 г., не изменяет статуса частного охранника и не вступает в противоречие с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» №2487-1 от 11.03.92 г. Частные охранники приравниваются Налоговым Кодексом к индивидуальным предпринимателям исключительно для целей налогообложения и только в том случае, когда они самостоятельно осуществляют деятельность».В этом же письме предлагается следующее решение - «если физические лица, не имеющие государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляют деятельность на основании трудового договора (контракта) с охранным предприятием и состоят в его штате, то они не будут являться индивидуальными предпринимателями». Указанное письмо для данного региона является рекомендательным.В других же регионах налоговые органы рьяно развернули деятельность по взысканию штрафных санкций с охранников, обратившихся к ним с заявлением о присвоении ИНН. Судебная практика по этому вопросу не сложилась, хотя многие исковые заявления уже находятся в арбитражных судах.Такие вот противоположные мнения и действия. Однако до настоящего времени отсутствует мнение по этому вопросу Минюста, МНС и МВД России. А они должны быть первыми при решении данной проблемы, так как это входит в их обязанность.Необходимо отметить, что нормы Налогового Кодекса, касающиеся частных охранников, не могут применяться. Возможность реализации указанных норм НК наступит лишь тогда, когда Закон разрешит оказание услуг в сфере охраны не только специальным предприятиям, но и частным охранникам. А пока индивидуальная предпринимательская деятельность в сфере охранных услуг запрещена.КАК РАЗВЯЗАТЬ ЭТОТ УЗЕЛ СЕГОДНЯ?Чтобы остановить привлечение частных охранников к административной ответственности и прекратить никому ненужную переписку, федеральным органам исполнительной власти необходимо срочно принять меры по устранению противоречий.Налоговые органы Российской Федерации могут самостоятельно решить вопрос, касающийся частных охранников, - без внесения изменений в действующее законодательство, не доводя разрешимую ситуацию до абсурда. Это можно сделать путем издания нормативного правового акта Министерства по налогам и сборам Российской Федерации – приказа, обязательного для применения всеми налоговыми органами России. И возможность эта реальна.Проанализируем статьи Кодекса и иных нормативных правовых актов, касающиеся частных охранников.Пункт 6 статьи 83 Кодекса определяет, что заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. При этом ничего не сказано, о какой деятельности идет речь. Так же Кодекс не определяет, на ком лежит обязанность подачи данного заявления, а обязанность, как известно, влечет за собой ответственность.И деятельность может быть не только предпринимательской, это может быть занятие частной практикой. При этом частные детективы и частные охранники, получившие лицензию, могут иметь иной правовой статус, то есть работать по найму в частном охранном предприятии или охранно-сыскном подразделении предприятия. Смысл толкования слова «деятельность» в пункте 6 статьи 83 Кодекса подтверждается содержанием пункта 10 той же статьи, в которой идет речь об органах, осуществляющих государственную регистрацию. Им вменено в обязанность: сообщать в налоговые органы только о физических лицах, получивших лицензию на право занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью или частной практикой, и ничего не говорится о частных охранниках, имеющих лицензию и являющихся наемными работниками предприятий (объединений) или служб безопасности.На основании изложенного можно сделать вывод, что в пункте 6 статьи 83 Кодекса речь идет только о частных детективах, получивших лицензию, не имеющих правового статуса сотрудника, работающего по найму на предприятии (объединении) или в службе безопасности, а также о физических лицах, которые, в нарушение Закона, используют лицензию частного охранника для занятия индивидуальной деятельностью или частной практикой.В заключение следует сказать, что, очевидно, можно и не издавать отдельного нормативного акта, а внести дополнения в уже действующий нормативный акт. Таким подзаконным актом может быть приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309, которым утвержден порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика.Приказом предусмотрено, что в налоговый орган по месту жительства подается заявление в течение 10 дней после получения лицензии на осуществление охранной деятельности, хотя, как отмечалось выше, пункт 6 статьи 83 Налогового Кодекса не устанавливает, кто обязан подать данное заявление. То есть в Кодексе не указано, что заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается ими в налоговый орган. Лица, обязанные подать данное заявление, устанавливаются указанным приказом МНС России. В разделе 2 формы заявления, утвержденной приказом МНС России, указана просьба заявителя о постановке на учет в связи с осуществлением физическим лицом деятельности в качестве: индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, частного нотариуса, частного детектива, частного охранника. В разделе 4 формы заявления указываются сведения о деятельности заявителя, в котором перечисляются все виды деятельности и адреса осуществления каждого вида деятельности, указанные в право устанавливающем документе – лицензии на осуществление частной охранной деятельности.Из этого можно сделать вывод, что МНС России может решить создавшуюся коллизию путем дополнения Порядка заполнения заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства указанием о том, что физическому лицу, имеющему лицензию на осуществление частной охранной деятельности, ИНН присваивается в общем порядке, установленном для физических лиц, не осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность. В то же время, если частный охранник получит лицензию на право осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он обязан в 10-дневный срок подать заявление в налоговый орган по месту жительства и получить ИНН как индивидуальный предприниматель.Таким образом, у населения не будет складываться отрицательное отношение к работе, которую проводит в настоящее время МНС России по присвоению ИНН физическим и юридическим лицам, а утвердится нормальная правоприменительная практика, и не будут нарушаться права и свободы граждан России.

Михаил САВЕЛИЙ,

кандидат юридических наук,

доцент Академии управления

МВД России




Похожие по содержанию материалы раздела: ОБРАЩЕНИЕ Центрального Комитета Общероссийского профсоюзаработников негосударственных организаций безопасности Негосударственные структуры безопасности: задачи и решения Работа подразделений УВД на Московском метрополитене по предотвращению террактов УЛРР ГУВД г. Москвы: новый документ по ЧОПам и СБ Пожарная безопасность Московской области «Баярд»: программа «женщина-телохранитель» реализована О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" «СПЕЦИАЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» Указание Заместителя начальника ГУВД г. Москвы генерал-майора милиции В.Ф. Чемисова от 09.07.2001 г. № 92/4-1192 «О порядке организации проведения проверок частных охранно-сыскных структур» "Пожарная обстановка в лесах и на торфяниках, а также меры по предупреждению пожаров в садовых домиках и на дачах" Пути дальнейшего совершенствования подготовки охранников Поступление угрозы по телефону Порядок проведения личного досмотра ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: правовые основы и бухгалтерский учет. Лучший отдых - безопасный отдых Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25.05.01 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ П. 7.1.10.2 ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА 1999-2000 ГОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Решение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2008 г. № ГКПИ07-1674

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация