Главная страница - Новости с сайтов

Россия создает спецназ Эфиопии



Сохраняющаяся напряженная военно-политическая обстановка в районе Африканского Рога (территория государств Судан, Эритрея, Эфиопия, Джибути и Сомали) в начале ХХI века вынудила руководство Федеративной Демократической Республики Эфиопия всерьез задуматься о создании диверсионно-разведывательных подразделений специального назначения. Пришедшее к власти правительство взяло "модный" курс на сближение с Западом. Старая армия была разогнана по своим домам и хижинам, а армию нового образца стали создавать бывшие партизаны. Реорганизационные мероприятия коснулись всех вооруженных сил, в том числе и двух воздушно-десантных бригад, преобразованных в одну бригаду коммандос. Вооруженный конфликт с Эритреей убедил эфиопское правительство в необходимости создания мобильных сил.


ДОЛГИЙ ПУТЬ К СТАРОМУ ПАРТНЕРУ

ИМЕЮЩЕЕСЯ в эфиопской армии вооружение советского образца быстро иссякало, попытки закупить ему подобное в Китае по бросовым ценам обошлись дороже. Кучность огня новеньких китайских 7,62-мм автоматов типа "56" (версия автомата АКМ) не шла ни в какое сравнение с этим показателем изношенных советских автоматов Калашникова, эксплуатировавшихся несколько десятилетий. Что и было позже продемонстрировано российскими военными специалистами эфиопской стороне. Контрольный отстрел советских и китайских автоматов на стрельбище учебного центра вооруженных сил Эфиопии "Блатен" производили эфиопские военнослужащие.
Желая создать собственный спецназ, Эфиопия обратилась за помощью к США, но тем было недосуг — шла война в Афганистане и готовилась операция против Ирака. Не последовало действенной помощи и от Китая. Направленные в КНР эфиопские военнослужащие в течение года обучались неизвестно чему. Тут-то в Эфиопии и вспомнили о России, своем давнем и надежном партнере.

РУССКИЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, Советский Союз на протяжении многих десятилетий являлся основным экономическим и военным партнером Эфиопии. С середины 1980-х годов контакты, особенно военные, с Эфиопией стали стремительно сворачиваться. Однако в начале XXI века Россия, как это ни удивительно, согласилась сотрудничать с Эфиопией, отправив впервые за многие годы "рыночных" реформ своих военных специалистов за границу. Африканская страна обязалась оплатить все услуги российской стороне твердой валютой.
В ходе предварительных согласований было принято решение готовить специалистов для формируемых подразделений эфиопского спецназа в учебном центре частей коммандос "Блатен", расположенном в 350 километрах юго-западнее столицы страны Аддис-Абебы. Подготовка военнослужащих для подразделений спецназа в учебном центре "Блатен" началась в октябре 2002 года и осуществляется по настоящее время.
Боевая подготовка в ВС Эфиопии сохранила лучшие традиции советской школы, которые заложили наши военные советники. В 70-80-х годах прошлого века аппарат советских военных советников в Эфиопии составлял около двух тысяч человек.

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ВООРУЖЕННЫЕ силы в Эфиопии формируются по добровольному принципу. Учитывая массовую безработицу и низкий уровень жизни основной массы населения, в армию отбираются лучшие из кандидатов. Все новобранцы проходят начальную военную подготовку и приобретают первичные профессиональные навыки в различных учебных центрах родов войск. Военнослужащие в зависимости от сложности освоения профессии проходят 3 — 6-месячную подготовку, а затем отправляются для прохождения службы в линейные части вооруженных сил на должности рядового состава.
Сержантские звания в ВС Эфиопии присваиваются военнослужащим только после нескольких лет службы в звании рядового и последующего обучения в одном из учебных центров. В частности, подготовка молодого пополнения для частей коммандос занимает три месяца, сержантов готовят столько же.


В ходе учебных сборов молодым пополнением изучаются тактика, огневая подготовка, военная топография, инженерная подготовка, горная и физическая подготовка. По тактике бойцы отрабатывают одиночные действия в составе отделения-взвода. На огневой — упражнения учебных стрельб из автомата, пулемета, гранатомета и снайперской винтовки.
В ходе инженерной подготовки будущие солдаты учатся фортификационному оборудованию опорного пункта взвода и роты. Знания, получаемые по военной топографии, ограничиваются только определением сторон горизонта и азимута, а на горной подготовке отрабатывается лишь спуск и подъем по горной веревке. Физическая подготовка ограничена бегом и преодолением тактической полосы препятствий. Гимнастике и силовой подготовке внимание не уделяется.
К проведению занятий привлекаются только сержанты и офицеры — инструкторы учебного центра. Командиры учебных взводов и рот ограничиваются лишь выполнением административных функций, что, естественно, отрицательно сказывается на уровне обучения личного состава, в том числе и на профессиональной подготовке самих офицеров, которые нередко обладают меньшим уровнем знаний, чем иные их подчиненные, завершающие программу обучения.
Профессиональный и методический уровень инструкторов оставляет желать лучшего. Личный состав учебных подразделений коммандос, отданный на откуп инструкторам, не всегда получает необходимый уровень знаний и умений. В этом не раз убеждались российские военные специалисты, наблюдая, как экипированные подразделения коммандос и пехотной бригады с оружием, в касках и снаряжении просиживали целыми днями под кустами и деревьями где-нибудь в стороне от глаз начальства.
Лень — национальная черта многих коренных жителей Африки. Для выживания в природно-географических условиях этого континента не требуется какого-либо особого напряжения. В жарком климате не надо строить капитальные дома, заготавливать дрова на зиму и так далее. Это явилось едва ли не самым большим препятствием при организации и проведении обучения будущих спецназовцев Эфиопии.
Другим серьезным препятствием при организации и проведении занятий была революционная бюрократия, если так можно выразиться.
В армии Эфиопии не все так просто. Только для получения фанеры на изготовление мишеней должно пройти несколько согласований во всевозможных комитетах, которые часами будут решать, стоит ли выделять фанеру на стрельбу или достаточно картона.
Неорганизованность и низкая исполнительная дисциплина также являются характерными чертами армии Эфиопии. Если ты поставил задачу роте построиться в 9.00 для следования на занятия, это не значит, что и в 9.30 рота будет готова. При этом даже старшие командиры считают это нормальным, постоянно опаздывая на служебные совещания.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА

ПРЕПОДАВАНИЕ российскими специалистами осуществлялось в основном на русском языке, с последующим переводом с русского на английский нашими переводчиками и с английского на амхарский эфиопским переводчиком. Исключением были нескольких российских переводчиков со знанием амхарского — государственного языка Эфиопии.
Сложность перевода на амхарский язык заключалась в необычной его грамматике. Длинные предложения переводчик разбивал на несколько более коротких, так как предложение в амхарском языке начинается с конца.
Курьез произошел на одном из первых занятий, когда короткое предложение инструктора о том, что запертые изнутри двери вышибаются накладным зарядом ВВ, наш переводчик "амхарист" Виктор С. переводил две минуты, после чего получил замечание инструктора не забегать вперед по теме. В перерыве, ущемленный в самолюбии Виктор объяснил инструктору особенности грамматики амхарского языка и то, что запертая дверь переводится на амхарский, как "Дверь сказала: "Я тебя не пущу". Сокращенный перевод (две минуты — это страница текста) звучал приблизительно так: "Дверь сказала: "Я тебя пропускаю", когда солдат взорвал ее зарядом ВВ, для чего закрепил его на двери, когда та говорила ему "Я тебя не пущу…".
Из-за этого нередко возникало недопонимание с обучаемыми, а то и настоящие курьезы. Тем не менее впоследствии трудности перевода удалось свести на нет.
Везде, где это было уместно, российские специалисты старались давать больше практических навыков, чем теоретических знаний. К концу обучения некоторые преподаватели и сами освоили военную лексику амхарского языка, подавая на нем различные команды, задавая вопросы и выслушивая ответы.
Когда на выпускные зачеты первой учебной роты пожаловало высокое начальство из Москвы и российского военного представительства в Эфиопии, между одним из генералов, отлично владеющим одним из западных языков, и инструктором, принимающим зачет у эфиопских военнослужащих, возник диалог:
— На каком языке ты разговариваешь? — недоуменно поинтересовался генерал, наблюдая, как эфиопские солдаты измеряли азимут и расстояние до различных предметов ("куропта" — холма, "терара" — горы, "телик заф" — большого дерева и пр.) и докладывали результаты своих измерений.
— На родном, амхарском, — последовал бодрый ответ российского полковника.
Надо отдать должное и некоторым эфиопским военнослужащим, офицерам, сержантам и даже рядовым, проявившим интерес к изучению русского языка, что естественно, способствовало налаживанию дружественного диалога между российскими и эфиопскими коллегами, с многими из которых сложились теплые отношения.

"СУРОВЫЙ" ОТБОР

ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ роты спецназа сначала была создана учебная рота, где проводилось обучение солдат по программе боевой подготовки. Кандидатов в спецназ отбирали из состава бригады коммандос. Если кто-то полагает, что речь здесь пойдет о сложных отборочных тестах, характерных для подразделений специального назначения, то он очень сильно ошибается. Речь о повышенных требованиях не шла. Главной задачей было отобрать мало-мальски пригодных, с точки зрения российских военных, солдат. Так, например, одним из сложнейших тестов было… переползание по-пластунски. У некоторых из солдат была настолько нарушена координация движений, что они были не способны выполнить это нехитрое упражнение. Попытка солдат, лежащих на животе ползти вперед, напоминала движение лапами жука, опрокинутого на спину. Скорость поступательного движения была аналогичной. В конце концов с такими кандидатами в спецназ пришлось распрощаться.

УЧИТЬСЯ ВОЕВАТЬ БУДЕМ ПО-РУССКИ

НА ПЕРВЫХ порах российским инструкторам приходилось поломать голову, ища ключик к загадочной душе эфиопского солдата, а точнее, к способам, форме и приемам его обучения. Начали с того, что, как и в нашей армии, на занятия стали ходить офицеры и сержанты, назначенные в роту спецназа, и инструкторы учебного центра (офицеры и сержанты). Российские специалисты при подготовке спецназа Эфиопии добились того, чтобы офицеры роты обучались вместе со своими подчиненными, а практику управления разведорганами получали в ходе полевых занятий.
По мере приобретения практического опыта в процесс обучения стали включаться и эфиопские инструкторы, исполнявшие до этого обязанности переводчика. В целом инструкторский состав отдела спецназа учебного центра "Блатен" к концу первого периода обучения достиг необходимых навыков для самостоятельного проведения занятий по одиночной подготовке разведчиков. Однако уровень их мастерства оказался недостаточно высок для подготовки разведорганов спецназа в составе отделения и взвода.
Планом подготовки учебной роты специального назначения было предусмотрено четыре основных периода: одиночная подготовка — 1,5 месяца, подготовка в составе отделения — 2 месяца, подготовка в составе взвода — 1 месяц, итоговые тактико-специальные учения и зачеты — 3 недели. Занятия проводились до и после обеда пять раз в неделю (по субботам самоподготовка). Такое распределение времени и тематики боевой подготовки позволило к концу шестимесячного срока обучения добиться высокого уровня индивидуальной полевой выучки военнослужащих и достаточного начального уровня боевой слаженности учебных отделений и взводов.
Уровень возросшего боевого мастерства наиболее наглядно продемонстрировали контрольные стрельбы, на которых практически все военнослужащие роты выполнили непростые упражнения на "хорошо" и "отлично", вызвав здоровую зависть у соседей из пехотной бригады.


Практика организации стрельб у эфиопов заслуживает, кстати, самого пристального внимания. Солдату в учебном центре в первый день вручается личное оружие и боекомплект, с которыми он не расстается в течение 24 часов в сутки на протяжении шести месяцев учебы. Лишь на ночь оружие ставится "в кoзлы" в спальном помещении. На стрельбу военнослужащий прибывает со своими патронами (120 патронов на автомат и 300 на пулемет), а израсходовав их часть, пополняет по прибытии в казарму у старшины роты. Никаких формальностей с предварительными инструктажами и минимум заявок. Одна заявка командира роты — и старшина получает инженерные и артиллеристские боеприпасы на неделю занятий, храня их в кладовой роты вместе с вещевым имуществом, мишенями, хозяйственным инвентарем и другими материальными средствами. Такое же "упрощенство" и на стрельбище, где не выставляется оцепление. "Это же запретная территория, — объясняют его отсутствие эфиопы, — а солдаты и местное население проинформированы об опасности…" Главным условием безопасности такого занятия является запрет на ведение огня в сторону гарнизона и отсутствие в направлении стрельбы наблюдаемых людей и животных. Таким образом, имея в качестве учебной базы занятия по тактике несколько картонных мишеней (фанера в дефиците) можно создавать тактическую обстановку и вести огонь боевыми патронами на любом участке местности учебного центра. Вполне естественно, что российские военные специалисты, устав от административно-бюрократических проволочек в боевой подготовке, возведенных до абсурда в родных Вооруженных силах, все свои знания и умения проявили в обучении эфиопов, оттачивая свое методическое мастерство. Мы получали истинное удовольствие от выполняемой нелегкой работы, несмотря на зной и пыль, колючий кустарник и ядовитых змей, антисанитарию и сопутствующие ей инфекционные болезни.
Результаты служебного рвения инструкторов и желания эфиопских военнослужащих получить знания и умения не замедлили сказаться. По мнению большинства инструкторов, уровень подготовки эфиопских солдат по сравнению со своими российскими сверстниками оказался значительно выше. Надо отметить, что в течение всего срока обучения ни на какие хозяйственные работы или несение службы в наряде, за исключением наряда по роте, личный состав учебного подразделения не привлекался, отдавая занятиям по 6-8 часов в сутки. В первый месяц не только обучаемые, но и сами инструктора к концу учебной недели буквально валились с ног, но позже и те и другие втянулись в рабочий ритм.

ОТДЫХ

В СУББОТУ и воскресенье принимающая сторона организовывала поездки в провинциальный центр с оплачиваемым проживанием в государственном отеле. В культурную программу выходных дней включалось посещение интернет-кафе, телеграфа, фотолаборатории "Кодак", рынка и сувенирных лавочек, открытого бассейна при отеле и ужин в ресторане. В учебном центре выходные дни проводились не только в местном кафе, но и на рыбалке. В мутной горной речке Блатта оказалось довольно много разнообразной, а главное, крупной рыбы. Любители активного отдыха исследовали окружающие учебный центр горы, саванну и селения аборигенов, вызывая живой интерес местного населения, видевшего белого человека впервые. Любители занимались как обычной, так и фотоохотой. Несколько раз в выходные дни удалось съездить в расположенный по соседству с учебным центром бассейн. Кстати в нем научили плавать личный состав учебной роты спецназа и одним лишь этим завоевали уважение у всего коллектива. До этого плавать в роте умели не более 10 процентов военнослужащих.

"ЧТО АМЕРИКАНЦУ ПЛОХО…"

НА ВТОРОМ выпуске учебной роты спецназа и батальона коммандос эфиопская сторона пригласила военных атташе ряда западных и африканских стран, которые не смогли скрыть свой восторг уровнем подготовки личного состава. Кто-то даже заявил, что наблюдал эти навыки у русских, но увидеть нечто подобное у эфиопов никак не ожидал. В свое время американцы, взявшиеся обучать эфиопских военнослужащих, ретировались через несколько недель, сославшись на отсутствие "надлежащих бытовых условий" для проживания их "зеленых беретов". Русских же спецназовцев и десантников вполне устроили бытовые условия "Блатена": комната на два человека в теплоизолированном металлическом ангаре без кондиционера, общие душевые кабинки и туалет, вода из крана по графику (утро, обед, вечер). Повара-эфиопы обеспечивали трехразовое питание с блюдами европейской и экзотической, но довольно сытной и вкусной эфиопской кухни. Не без труда, но со временем повара освоили и русскую кухню. Но и сами российские офицеры нередко готовили к случаю что-то по-домашнему.
Кстати, питание в эфиопской армии налажено "с колес". За закупку продуктов отвечают фуражиры, которые периодически меняются во избежание злоупотреблений. Раз в неделю они с начальником финслужбы посещают провинциальный рынок, закупая продукты на весь личный состав Центра. Мясо при этом закупается в "живом виде" не на вес, а по количеству голов (куриных, бараньих, козлиных). Никакого продовольственного склада, естественно, нет, и продукты хранятся в столовой. Имея в распоряжении оговоренную сумму продовольственных денег, утвержденную контрактом, российские специалисты могли заказать на нее все, что душе, а точнее, животу было угодно. Таким образом, в недельное меню входила баранина, козлятина, говядина, куры, экзотические тропические и вполне обычные фрукты, овощи и различные специи, а также прохладительные напитки.

У ЭФИОПИИ ЕСТЬ СПЕЦНАЗ

НЕСМОТРЯ на некоторую озабоченность, испытанную российскими инструкторами в первые дни и недели занятий, к концу шестимесячного срока боевой подготовки эфиопский спецназ уже имел право называться спецназом. Естественно, в ходе учебы произошел отсев некоторого количества кандидатов, но это было вполне закономерно и объяснялось лишь повышенной требовательностью инструкторов и командования учебного центра.

Конечно, спецназу Эфиопии еще предстоит нелегкий путь становления, но выбранный военным руководством страны курс на создание в вооруженных силах разведывательно-диверсионных подразделений вполне отвечает духу времени. Приятно осознавать и тот факт, что русские офицеры спецназа и воздушно-десантных войск внесли свой вклад в создание сил специального назначения далекого африканского государства, с которым Россию связывают многолетние дружественные отношения.

Валентин АЛЕКСАНДРОВ
Под редакцией Сергея КОЗЛОВА

журнал "Братишка"




Похожие по содержанию материалы раздела: Любимый пистолет НКВД Старая добрая "лимонка"... Неуправляемые реактивные снаряды Мир древностей. Кистень Мир древностей. Меч каролингский 30-мм ручной гранатомет ТКБ-0249 «Арбалет» Из истории оружия. Карабины «КАМАЗ-Мастер» готов к старту в марафоне «spanansorientale» Легендарная "Катюша". Реактивный миномет БМ-13 "Ямал". Многоцелевой самолет-амфибия Victory Arms MK-5 1988 (Великобритания) «Умный пистолет» из Австралии Оружие ниндзя Ружья. Sspaniker, Sspaneetsweeper, Protecta (ЮАР) Танки. Sd. Kfz. 121-123 Pz. Kpfw. II Ausf A-L Кибер-охранник Secom x Винтовки. XM8 Lightweight Assault Rifle (США) Микроволновая пушка: веха в развитии беспроводных технологий Юрий Жирков: "Нужно работать над ошибками и не повторять их в будущем"

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация