Главная страница - Новости с сайтов

Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 "Молодец" с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)





Дальность стрельбы: 10100 км.
Головная часть:
- мощность заряда: 10 х 0.43 Мт.
- вес головной части: 4050 кг.
Длина ракеты:
- полная: 23.0 м.
- без головной части: 19.0 м.
- в ТПК 21.9 м.
Максимальный диаметр корпуса ракеты: 2.4 м.
Стартовый вес: 104.80 т.
Полетная надежность: 0.98.
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go: 31 кгс/тс.
Скорость движения: 80 км/час.
Первая ступень:
- длина: 9.7 м.
- диаметр: 2.4 м.
- вес: 53.7 т.
- тяга ДУ (на земле/в пустоте): 218/241 тс.
Вторая ступень:
- длина: 4.8 м.
- диаметр: 2.4 м.
- тяга ДУ: 149 тс.
Третья ступень:
- длина: 3.6 м.
- диаметр: 2.4 м.
- тяга ДУ: 44 тс.
Пусковая установка
- длина: 23.6 м.
- ширина: 3.2 м.
- высота 5.0 м.
Стойкость БЖРК к ударной волне:
- в продольном направлении: 0.3 кг/см2.
- в поперечном направлении: 0.2 кг/см2.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 "Sсаlреl" Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
  • командный модуль в составе 7 вагонов;
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
  • два тепловоза ДМ-62.

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Ракета РТ-23УТТХ (см.схему) имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа "кокон" из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло - центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени - "Старт", третьей - АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

Ступень разведения боевых блоков - "толкающей" схемы , размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающей на НДМГ и АТ.

На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

Система управления - инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.

Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:

  • восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске;
  • реализация принципов терминального наведения;
  • использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень);
  • сопряжение с системой боевого управления "Сигнал-А".

Прицеливаниеосуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптическихсредств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковаяустановка (см.схему) 15П761 разработана в КБ специальногомашиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора УткинаА.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системойтермостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальноеположение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД'а. Вагон- пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическимприводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшениемассы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволилоуложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этойпроблемы применены специальные "разгрузочные" устройства,перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракетможет осуществляться с любой точки маршрута. Для этого составостанавливается, специальным устройством отводится в сторону контактнаяподвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение.После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракетазаклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этогозапускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвестиструю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить егоустойчивость.

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.



Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный. Головной разработчик - КБ "Южное" (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения ("Сияние") и молниезащиту ("Гроза"). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны ("Сдвиг"). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) - на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) - на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой).

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В 1991 году НПО "Южное" предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124-100.

К 1999 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос.Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

Международный проект Дмитрия Смирнова ARMY.lv




Похожие по содержанию материалы раздела: В Липецке освящен многофункциональный истребитель-бомбардировщик "Николай Чудотворец" «Бизоны» против «Стерлингов» Пресс-служба Армии США\US Army сообщила о том, что изучает возможность замены пулемета M2, который состоит на военной службе рекордно долгое время - с 1921 года Дэвид Бекхэм и Пафф Дэдди помогли "Лейкерс" обыграть "Бостон" Лепик: цена на нефть – большой пузырь Reuters: Рост на европейских рынках возглавляют горнодобывающие и энергетические компании Расходы федерального бюджета увеличатся почти на 26 млрд рублей Станет ли Беларусь частью нового «нефтяного» коридора? Рынок акций: индекс РТС к 15:06 MSK понизился на 0.22% до 2454.55 пункта, индекс ММВБ к 15:02 MSK - на 0.35% до 1918.54 пункта. Россия договорилась по ВТо с Саудовской Аравией Фьючерсы на американские индексы меняются незначительно ЦБ РФ продолжает повышать учетные цены на все драгметаллы, кроме серебра Цены на нефть опустились до двухнедельного минимума. Бернанке развернул рынки вниз Автоспорт. Хирвонен выиграл «Ралли Турции». Московский Кредитный Банк снижает ставки по всем программам автокредитования Лицензии лишился еще один банк Цена нефтяной "корзины" ОПЕК повысилась Курс доллара понизился на 13,07 коп.

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация