Главная страница - Новости с сайтов

Почем футбол для народа?



Многие европейские клубы зарабатывают огромные деньги на продаже билетов на матчи. В Украине же об этом виде футбольного бизнеса пока знают лишь понаслышке...

"Цена билета – 5 карбованцев" – гласит надпись на футбольной афише военного времени. В оккупированном Киеве в 1942 году состоялось несколько футбольных поединков. Матч между командами "Старт" и "Флакельф" ("матч смерти", как назовет его позже советская пропаганда) можно было посетить, заплатив стандартную для матчей того времени цену. Впрочем, вездесущие киевские мальчишки ухитрялись прорваться на трибуны абсолютно без денег. Собственно, в то время, когда цена самой человеческой жизни была крайне невысока, очень непросто было сложить объективную цену футбольного зрелища...

Война закончилась. Мирное время предложило советскому человеку каторжный труд на восстановлении родины из руин и мизерную оплату этой работы. Эпохи позднего Сталина, хрущевской оттепели, брежневского застоя, предперестроечного безвременья сформировали странное отношение к деньгам. Пропаганда охаивала стяжательство, народ слушал и поступал с точностью до наоборот, откладывал сбережения, копил деньги на сберкнижках.

Собственно, роль денег при социализме, закрытых границах, отсутствии рынка недвижимости, очередях на приобретение автомобилей представляется с высоты сегодняшнего времени весьма условной. Цена билета на футбол тогда не вызывала каких-то возмущенных вопросов. На нее обращали внимание в последнюю очередь.

В периоды существования звездного киевского "Динамо" более актуальным был вопрос не о цене на билет, а о возможности этот самый билет достать. 1 рубль – цена билета на сектор за воротами тогдашнего Республиканского стадиона на матч чемпионата СССР, 1 рубль 30 копеек и 1 рубль 50 копеек – столько стоили места на более центральных трибунах. Причем цена не зависела от имени соперника. "Кайрат", "Таврия", "Динамо" (Тбилиси) и "Спартак" стоили абсолютно одинаково. Международные матчи в эпоху существования "железного занавеса" ценились больше: цена на центральных секторах в Киеве достигала 2 рублей 50 копеек.

"Динамо" - "Спартак", "Жальгирис" - ЦСКА: суперностальгия 1980-х!

Горбачевская перестройка бурно ворвалась в нашу жизнь, либерализировав цены. Достаю пожелтевший от времени билет на матч "Динамо" (Киев) – "Динамо" (Тбилиси), состоявшийся 27 июня 1985 года. Футбол из 8-го сектора нижнего яруса (того самого, наиболее шумного: "Сектор восемь просит гол!") можно посмотреть за 1 рубль. Спустя три года 8-й сектор уже будет стоить 1 рубль 20 копеек на рядовом матче чемпионата СССР в Киеве. В Москве цены не отличались от киевских. Так, в 1986 году лужниковский билет на матч "Спартак" - "Динамо" (Киев) по центру (для тех, кто помнит: трибуна С, нижний пояс) стоил 1 рубль 50 копеек. Спустя два года матч в Черкизове "Локомотив" – "Спартак" на восточной трибуне в 1-м секторе (тоже – центр) также можно было увидеть за 1 рубль 50 копеек.

Советский Союз канул в Лету. Пришло новое время, а с ним и новая валюта. В середине 1990-х – начале 2000-х матч Лиги чемпионов в Киеве можно было увидеть, выложив из своего кармана фантастически малую по нынешним временам сумму – 5 гривен (столько стоили самые дешевые билеты). Постепенно Лига чемпионов дорожала, а игра киевского "Динамо" в ней ухудшалась.

Киевское "Динамо" теряет болельщиков

Избалованный киевский болельщик поначалу не слишком жаловал своим присутствием матчи чемпионата Украины. Лишь тогда, когда цена каждого билета составляла 1 гривну, аншлаги на динамовском стадионе стали регулярными. Постепенно росла цена, ныне за право посмотреть домашний матч киевского "Динамо" в чемпионате Украины болельщик должен выложить от 5 до 25 гривен.

Много это или мало? Сравним ценовую политику "Динамо" и ведущих клубов разных стран.

Миланский "Интер" – несомненный лидер итальянского футбола последних лет – ввел следующие правила билетной игры. В сезоне-2007/08 в серии А на матчи против "Удинезе", "Милана" и "Ювентуса" болельщики могли приобрести билеты по цене от 21 до 350 евро. Для льготных категорий болельщиков цена на уровне 15-112 евро в зависимости от трибуны и яруса. Поединки против других соперников по серии А можно увидеть, выложив 20-326 евро за обычные билеты и 14-100 за льготные. Интересно, что матчами Лиги чемпионов можно было насладиться за меньшие деньги: 15-240 евро – обычные билеты и 11-70 евро – льготные.

У "Баварии" домашние матчи в Бундеслиге поделены на две категории. В первую – более дорогую – вошли поединки против "Герты", "Штутгарта", дортмундской "Боруссии", "Гамбурга", "Вердера" и "Шальке". Цена билетов на эти игры составляет 15-60 евро. Цена билетов на матчи второй категории (со всеми остальными соперниками) колеблется в пределах 12-50 евро.

На недавнем аншлаговом полуфинале Лиги чемпионов "Барселона" – "Манчестер Юнайтед" билеты стоили от 73 до 170 евро, а для членов клуба от 69 до 162 евро. В то же время на следующий домашний матч "Барсы" – против "Валенсии" – болельщики выкладывали за билет от 50 до 124 евро, а при наличии членского билета ФК "Барселона" – от 40 до 99 евро.

Насладиться календарной игрой самой популярной команды России – московского "Спартака" – можно, расставшись с суммой в диапазоне 200-18000 российских рублей. Отметим, правда, что количество самых дорогих билетов стоимостью 2000, 8000 и 18000 рублей минимально. Детский билет стоит 100 рублей. Курс российской валюты – приблизительно 24 рубля за $1.

Как видим, даже, сделав скидку на разницу в уровнях жизни в разных странах, киевский болельщик ходит на футбол без особых потерь для своего кармана. Впрочем, это касается столицы. В остальных городах Украины (за исключением Ахтырки, где футбол для зрителей бесплатен) цены на билеты, как правило, выше столичных, чего не скажешь об уровне зарплат. В Луганске домашние матчи "Зари" в минувшем чемпионате Украины можно было увидеть, заплатив от 4 до 30 гривен. Во Львове за посещение "обычного" домашнего матча "Карпат" выкладывали 10-100 гривен, а за поединки против "Динамо" и "Шахтера" - 20-120 гривен. В Симферополе за матчами "Таврии" можно было наблюдать, выложив 5-20 гривен. Пожалуй, наиболее демократичной является билетная схема, предложенная донецким "Шахтером". Билеты на домашние матчи донецкой команды стоят от 3 до 80 гривен. При этом больше половины от всех билетов на РСК "Олимпийский" имеют номинал 3 гривны. Результат – безоговорочное лидерство "Шахтера" в таблице посещаемости матчей чемпионата Украины.

"Шахтер" понес многомиллионные убытки

Мы часто сетуем на малую заполняемость трибун во время матчей чемпионата Украины. Оставим пока в стороне уровень комфорта на наших аренах. Не следует ли поддаться популистскому соблазну пойти навстречу болельщикам и минимизировать их затраты? Убежден, что нет. Важно помнить, что бесплатным зрелище не может быть ни в коем случае. Только заплатив определенную сумму, потребитель вправе требовать в ответ качественную услуги. А качественная услуга в нашем случае – яркий футбол, напряженная борьба, непредсказуемость матчей в национальном чемпионате.

Минимизация цен – не панацея. Выход, скорее, в их дифференциации. Например, матч условного середняка высшей лиги на своем поле протии киевского "Динамо" или "Шахтера" вполне может быть оценен в два раза дороже, нежели встреча с новичком высшей лиги. Дифференциация цен – очень тонкий инструмент. Овладев им, клубные менеджеры вполне могут обеспечить аншлаги на большинстве матчей украинской высшей лиги. Ведь вместимость наших стадионов далеко не запредельная...

www.ua-football.com




Похожие по содержанию материалы раздела: Воронин занял второе место в прыжках в высоту в Белграде Шины «КАМА» начали подделывать Аварийность на железнодорожных переездах увеличилась почти на четверть Западная часть МКАД перекрыта Велосипедистов хотять заставить сдавать на права Ford Kuga получил лучший в своем классе общий рейтинг безопасности Euro NCAP Алонсо: я не перехожу в "Феррари" В Санкт-Петербурге в августе начнется комплексный ремонт Невского проспекта Подмосковных водителей возьмут на мушку - или на "пушку" В Москве на Ленинградском проспекте произошел провал грунта Подмосковные города соединят между собой прямыми магистралями Упрощенный порядок выплат по ОСАГО не будет введен с июля Разгрузить столичные дороги поможет вывод таможенных терминалов из Москвы

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация