Главная страница - Статьи мировой безопасности

В тридцати километрах от Донецка на берегу канала «Северский Донец-Донбасс» готовится глобальная экологическая катастрофа



Периодически работники МВД рапортуют о том, что закрыт еще один незаконный нефтеперерабатывающий завод. Тем не менее, на украинские автозаправки продолжают поступать партии контрафактного бензина. Кто же его производит? Например, в городе Горловка Донецкой области уже несколько лет существует НПЗ, производящий бензин по так называемой «чеченской технологии», о котором знают не только его создатели и работники, но и все местные жители.
Данный объект представляет угрозу не только для владельцев автомобилей, но для всех жителей Донетчины – завод стоит практически на берегу канала, из которого берут воду для водопровода практически все города Донецкой области.

Несколько лет назад в городе начали появляться слухи о том, что в поселке Озеряновка, на расстоянии около 300 метров от открытой части канала «Северский Донец-Донбас» начато строительство то ли завода по переработке нефти, то ли просто нефтебазы. Уже эта информация должна была стать причиной для тщательной проверки санэпидстанции и прокуратуры – промышленные предприятия не должны строиться в непосредственной близости к каналу. Тем не менее, завод был благополучно достроен и на данный момент функционирует. И это не смотря на то, что поселок Озеряновка считается экологически чистой зоной промышленной Горловки – еще с советских времен там строили дачи местные партийные бонзы и «хозяева» города. В поселке стоит и дача покойного мэра города Виктора Рогача, при котором строился завод. Собственно говоря, именно поэтому завод и построили так близко к поселку – месторасположение выбиралось из-за наличия подъездных железнодорожных путей и автомобильной развязки – готовый бензин вывозят бензовозами. Но главным фактором такого размещения завода оказалось… место жительства директора предприятия. Александр Мородзинский, человек ответственный за строительство и нынешний глава предприятия выбирал место поближе к своему дому – он живет… в поселке Озеряновка!

Конечно, его можно понять – на предприятии часто происходят ЧП, и надо постоянно «держать руку на пульсе». В прошедший отопительный сезон на заводе произошел пожар – загорелась котельная завода. Тогда же пошли жалобы местных жителей – отходы производства сливались прямо в канализацию. Происходят на заводе и мелкие неприятности – например в июле вагоны с нефтью, предназначенной для завода пошли «не туда», и бабку-стрелочницу пришлось уговаривать переправить вагоны на нужную железнодорожную ветку.

Главным инженером на предприятии работает тридцатилетний парень, который закончил местный автотранспортный техникум и заочно – горловский филиал донецкого политеха. Предмет «химия» для него не профилирующий, курс химии он прошел еще в техникуме. А что, глаза боятся – руки делают, несколько походов в библиотеку восполнили недостаток знаний.

Прямогонный бензин, который производят на заводе, качеством не отличается. Процесс его получения напоминает самогоноварение, и продукт от настоящего бензина отличается так же, как «бурячанка» от водки «Смирнов». Изначально низкое октановое число, полученное на «Горловском НПЗ» - около 60, повышают «химией», дальше его «бодяжат» уже на заправках. Вот выдержка из лабораторных результатов исследования бензина с заправочной станции-клиента завода: «Бензин АИ-92, октановое число – 95. Органолептические свойства высшего качества, но в течение нескольких дней бензин начинает распадаться на фракции».

Интересный факт – поначалу каждый автомобиль, имеющий отношение к заводу заправляли «своим» бензином – себестоимость конечного продукта около гривни за литр. Но через пару месяцев двигатели начали отказывать один за другим. Сейчас уже не экономят и заправляются на местных заправках. Поначалу завод продавал полученный бензин только в соседних областях – качество топлива было настолько низким, что боялись претензий от «донецких» владельцев заправок. Сейчас качество немного выровнялось и бензин не боятся продавать и местным. Завод работает на полную мощность только сейчас(перед выборами?), до этого он работал при получении очередной партии нефти. Получили нефть, быстро переработали – дальше распродают бензовозами. Желающих хоть отбавляй – продают бензин через Интернет. Можете проверить, набрав в поисковике запрос «Горловка продам БГС».

Кто же является владельцем этого завода? «В долях» многие представители местной власти, взятки с завода получают местные правоохранительные органы и санэпидстанция. Но главным «акционером» завода работники считают человека по фамилии Борт. По слухам, это народный депутат Виталий Борт – глава подкомитета по вопросам автомобильных дорог и дорожного хозяйства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи, член Партии регионов, на момент избрания – коммерческий директор ООО «Торгово-маркетингового дома «Ясиноватский машиностроительный завод», житель Донецка.

Также ходят слухи, что в бизнес хотели попасть горловские бандиты. Говорят, что интерес к заводу проявляли братья Вася и Валик Костиковы, известные в Горловке под общей кличкой «Одинаковые». Этих персонажей часто связывают с горловско-енакиевскими ОПГ. Но влияния им явно не хватило – от бизнеса их «отшили». Что косвенно подтверждает заинтересованность в деятельности полуподпольного НПЗ высших руководителей местной и, возможно, центральной власти. В борьбе за влияние осуществляются кадровые перестановки и внутри завода. Сначала владельцы отказались от услуг некоего господина по фамилии Плитка, который вместе с Мородзинским проектировал и строил завод. Теперь, по слухам, «донецкие» хотят взять под контроль все управление заводом, и пришла очередь Мородзинского. Прислали каких-то «варягов», которые проверили работу завода и остались. Сейчас работают бок о бок и те и другие, но старожилы уверены, что их увольнение – лишь вопрос времени.

Так и работает незаконный «Горловский НПЗ». Незаконный не только потому, что постоянно нарушает технологию производства, угрожая экологической безопасности региона, но и потому, что расположен в месте, в котором вообще запрещено строить подобные предприятия. Однако завод гонит потихоньку некачественный бензин, сливает в городскую канализацию отходы и приносит владельцам определенную «копеечку». Местные власти смотрят на все сквозь пальцы и надеются, что глобальная экологическая катастрофа, которая может оставить без питьевой воды весь Донбасс, случится при другой власти.

www.vovremya.info




Похожие по содержанию материалы раздела: В Кривом Роге взрыв в жилом доме В результате артобстрела ранены послы Италии и США в Шри-Ланке Глава военной разведки Эстонии отстранен от должности Президент Украины помиловал 105 осужденных Иран не прекратит работы по обогащению урана, заявил Моттаки Янукович попросил США не раскалывать Европу В Брюсселе в связи с угрозой взрыва эвакуирован Южный вокзал В аэропорту Гонконга ужесточаются требования безопасности В Польше от взрыва погибла семья Пентагон разрешил судить пленных боевиков на основании слухов Система ПРО в Европе может угрожать безопасности Финляндии Украина: с контрафактом будет бороться спецподразделение МВД Эстония: похититель косметики за два дня трижды попал в полицию Парламент Канады проголосовал против продления антитеррористических законов Житель Нижней Саксонии добился, чтобы из его сада убрали уран Взрыв мины в Турции В Китае могут быть ликвидированы центры "трудового перевоспитания" Азербайджан отрицает размещение у себя радара ПРО В Эфиопии похищены или пропали без вести 14 туристов-иностранцев

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация