Главная страница - Статьи мировой безопасности

Саммиты в Душанбе: Москва демонстрирует приоритеты



В прошедшие выходные в столице Таджикистана Душанбе были проведены один за другим саммиты трех организаций – СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС. Самым многочисленным был саммит СНГ. В нем приняли участие президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и глава МИД Украины. Результатом саммита стало утверждение концепции дальнейшего развития Содружества и план основных мероприятий по ее реализации.

Основной задачей концепции и плана является последовательное реформирование Содружества на долгосрочную перспективу. На нынешнем этапе основной экономической целью СНГ должно стать завершение формирования зоны свободной торговли. В качестве основных направлений деятельности в рамках экономического сотрудничества указывается достижение полномасштабного режима свободной торговли, в том числе, для импорта сырья и экспорта готовой продукции. При этом преследуется цель обеспечить свободный доступ товаров национальных производителей на рынки стран СНГ, для чего также предлагается повысить эффективность тарифной политики и устранить влияние на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок.

Всем давно очевидны кризис и недееспособность Содружества, которое, по словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, находится в настоящее время в состоянии стагнации. Концепция дальнейшего развития СНГ призвана сделать организацию более дееспособной и обеспечить ее существование в будущем. Однако принятые на саммите СНГ документы можно отнести к разряду деклараций о намерениях. В ближайшей исторической перспективе нереалистично рассчитывать на то, что удастся преодолеть острые противоречия внутри объединения и претворить в жизнь новую Концепцию дальнейшего развития Содружества. На фоне острых противоречий, а временами и откровенной враждебности в отношениях между странами-членами Содружества само название организации давно выглядит каким-то анахронизмом и нелепостью.

У России имеется множество проблем со странами победивших цветных революций – Грузией и Украиной, руководство которых выступает за скорейшее присоединение к НАТО. Тбилиси и Киев неоднократно заявляли о том, что могут покинуть организацию и стали инициаторами создания собственной альтернативы СНГ в виде блока ГУАМ. Президент Украины Виктор Ющенко оказался единственным главой государства, который воздержался от поездки на душанбинский саммит СНГ и вместо этого отправился с визитом в Париж.

Президент Грузии Михаил Саакашвили принял участие в саммите, но в очередной раз попытался его использовать исключительно для выяснения отношений с Россией. Он отказался подписывать какие-либо документы, так как, по его словам, Россия ввела в отношении Грузии "100-процентное экономическое, торговое, в какой-то мере визовое и полностью транспортное эмбарго".

От подписания Концепции отказалась и Туркмения, которая несколько лет назад понизила уровень своего участия в СНГ до ассоциированного членства. Прежний лидер этой страны Сапармурат Ниязов не скрывал своего пренебрежительного отношения к СНГ и обычно в саммитах не участвовал. Поэтому само присутствие нынешнего президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова было расценено на саммите как несомненный позитив.

В отличие от Грузии и Туркмении, представители Украины подписали 10 документов (из них 3 с оговорками) и одобрили 2 протокольных решения.Глава украинского МИД Арсений Яценюк поставил свою подпись под Межгосударственной программой совместных мероприятий по борьбе с преступностью, программой сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, программой по борьбе с терроризмом и экстремизмом и другими документами.

Особую позицию по проблеме будущего развития СНГ занял Азербайджан. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал Концепцию дальнейшего развития СНГ, но зарезервировал по нему свое особое мнение. Это означает, что Баку будет участвовать в исполнении документа, но очень избирательно и не по всем пунктам. В реальности подобной практики придерживаются и другие государства, так как членство в СНГ не предполагает никаких обязательств в плане выполнения принятых решений.

Давно очевидно, что единственным средством превращения нынешнего СНГ в дееспособную организацию является введение принципа обязательного исполнения решений организации всеми ее членами, более четкое определение сферы деятельности и места СНГ в современном мире, более тесная координация внешней политики, в том числе, в сфере обороны. Только это позволило бы обеспечить успешное развитие СНГ и усиление интеграционных тенденций на постсоветском пространстве. Однако подобное развитие событий считается совершенно неприемлемым для лидеров розово-оранжевых Грузии и Украины, а также для их евроатлантических союзников во главе с США. Именно это делает перспективу реформирования СНГ нереальной или, по меньшей мере, отдаленной во времени. Поэтому вполне закономерно, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве развиваются не благодаря, а фактически вопреки СНГ.

Главными механизмами интеграции постсоветского пространства стали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ). Поэтому вполне логично, что сразу после очередного ритуального по сути саммита СНГ были проведены более узкие по составу, но призванные решать конкретные проблемы саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ.

В настоящее время членами ЕврАзЭС являются Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Армения, Молдова и Украина. Наиболее важным итогом саммита ЕврАзЭС стал договор о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Именно этот договор планировалось заключить в рамках СНГ с участием Украины, но ее руководство после многих лет бесплодных переговоров отказалось в нем участвовать. Создание Таможенного союза призвано стать первым этапом формирования Единого экономического пространства на постсоветском пространстве. Таможенный Союз трех государств открыт для вступления в него других стран, в первую очередь, членов ЕврАзЭС. Государства Средней Азии уже заявили о намерении к нему присоединиться, однако пока этому препятствует неудовлетворительное состояние контроля над перемещением людей и грузов через их границы.

На саммите ЕврАзЭС были намечены дальнейшие направления деятельности организации. В их числе разработка межгосударственных целевых программ по формированию единого транспортного пространства, общего энергетического рынка и эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона, развитие мирного использования атомной энергии и т.п.

Эффективность работы ЕврАзЭС подтверждается статистическими данными, которые свидетельствуют о росте экономики государств-членов Сообщества и улучшении основных социально-экономических показателей. В бюджетном послании ЕврАзЭС констатируется, что ВВП вырос по сравнению с 2005 г. на 7 %, производство промышленной продукции – на 4 %, продукция сельского хозяйства – на 3 %. Объем взаимной торговли товарами государств-членов ЕврАзЭС, по предварительной оценке, составил 70 миллиардов долларов, что на треть больше, чем в 2005 г.

Заметно выросло влияние ЕврАзЭС на международной арене. С 2003 г. организация имеет статус наблюдателя при Генассамблее ООН. На обсуждение 62-й сессии Генассамблеи ООН внесен проект резолюции "Сотрудничество между ООН и Евразийским экономическим сообществом". Этим документом официально оформляется признание ЕврАзЭС как дееспособного и выгодного партнера ООН.

Приглашение участвовать в саммите ЕврАзЭС получили руководство ОДКБ, ШОС и ОБСЕ, а также официальные представители Армении, Молдавии и Украины, которые являются наблюдателями при ЕврАзЭС. Единственным, кто отказался от этого приглашения был министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк.

Главным итогом саммита ОДКБ стало подписание соглашения о сотрудничестве в вопросах безопасности с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Данный документ закрепляет общие цели и направления сотрудничества двух международных организаций Евразии. В соответствии с ним ШОС и ОДКБ отныне будут обмениваться информацией, проводить консультации, разрабатывать совместные программы и мероприятия в целях развития сотрудничества в области обеспечения региональной и международной безопасности и стабильности, противодействия терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, транснациональной оргпреступности.

Соглашение о сотрудничестве между ОДКБ и ШОС призвано ликвидировать дублирующие структуры и создать единую систему безопасности от Белоруссии до Китая. Журналисты и эксперты уже расценили подписание этого документа как создание российско-китайского антиНАТО, которое превращается в самую реальную и мощную альтернативу Североатлантическому альянсу. Для такой оценки есть основания: объединение потенциалов ОДКБ и ШОС становится действенным гарантом многополярного устройства мира и закрепляет ту линию международной политики, которую Кремль проводил все последние годы.

Три саммита в Душанбе ясно продемонстрировали приоритеты российской политики на постсоветском пространстве и на международной арене в целом. Москва не выступает за роспуск СНГ, но ввиду недееспособности этой организации решает свои экономические и политические проблемы на постсоветском пространстве в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ. Проявленная в отношениях с Россией откровенная недоговороспособность США, НАТО и ЕС привели к наращиванию восточного и южного векторов российской политики. Это не означает, что Москва отказывается от западного вектора и стремится возвратить времена "холодной войны". Но теперь Россия ясно демонстрирует, что для нее отношения с США и ЕС перестали быть безусловным приоритетом и что она готова развивать сотрудничество с Западом лишь в той же мере, в которой к этому готовы наши западные партнеры.

Новая политика




Похожие по содержанию материалы раздела: Google помог Госдепу США найти сто подозрительных иранцев Киргизия: ночь в Бишкеке прошла тревожно Литовский Сейм намерен объявить год трезвости Германия, Бразилия, Индия и Япония выступают за реформирование СБ ООН В Китае загрязнены свыше 10% сельхозугодий Евросоюз приветствует предстоящую конференцию стран-соседей Ирака В Лондоне появятся автобусы без водителей В США объявят о начале процедуры импичмента Ричарда Чейни В Лондоне не видят альтернативы независимости Косово "Террористический список" ЕС оставлен без изменений Греция: Полиция подавила бунт в крупнейшей тюрьме Италия отмечает 62-ю годовщину освобождения от фашизма В Минске будет открыто представительство Еврокомиссии Украина: Ющенко открыл памятный знак "Чернобыльский колокол" В Китае произошла утечка хлора, эвакуированы тысячи человек Россия, Белоруссия и Украина напомнили ООН о чернобыльской трагедии Шведские экологи борются с загрязнением улиц от оберток Итальянская полиция арестовала 48 сицилийских мафиози Владельцы польской компании обвиняются в краже €180 млн

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация