Главная страница - Статьи мировой безопасности

Взрывчатку и оружие зекам прислала любимая бабушка. Детали дерзкого побега



Из колонии под Луганском впервые в истории Украины пытались сбежать пожизненно осужденные.  реконструировали . Такого в зонах еще не было.

Два года назад в Славяносербской колонии № 60 проводились антитеррористические учения. Согласно "легенде", вооруженный чеченский "террорист" захватил заложников и выдвинул ряд требований к администрации учреждения.

В учениях было задействовано межобластное спецподразделение Управления Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний в Луганской области. Бойцы спецназа провели молниеносную операцию по уничтожению условного преступника и освобождению заложников, заслужив отличную оценку руководства АТЦ при СБУ.
Спецназовцы и подумать не могли, что ситуация повторится осенью 2007-го. Но сигнал "Буря", означающий общий сбор, будет отнюдь не учебным, террористов окажется сразу трое, и стрелять придется боевыми патронами.

События 10 ноября, о которых "Сегодня" рассказывала по горячим следам, всколыхнули страну. Такого не припомнят даже воры в законе со стажем: пожизненно осужденные за умышленные убийства и другие тяжкие преступления Артур Цахаев, Дмитрий Иванов, Александр Выблов, которым с воли были переданы оружие, боеприпасы и ножовки, перепилили решетку вентиляционного отверстия, выбрались из камеры в коридор, ранили сотрудника колонии и пытались совершить побег.

Однако покинуть территорию им не удалось. Беглецы забаррикадировались в прессовочном цеху, где в ночную смену работали пять осужденных, ставших невольными заложниками этой троицы.

Переговоры, которые в течение полутора часов вели прибывшие к месту происшествия руководитель управления департамента Сергей Горенко, его заместитель Сергей Хиль, зампрокурора области Яков Такташов и начальник отдела облпрокуратуры Владимир Луганский, зашли в тупик. Цахаев, выдвинувший единственное требование — освободить всех троих, причем настаивавший на приезде тележурналистов, вскоре передумал и объявил, что пустит в ход взрывное устройство.

Угроза была реальной, и цех, где засели преступники, штурмовал тюремный спецназ. Тут-то ему и пригодились навыки, приобретенные в двухлетней давности учениях антитеррора. Цахаев, который оказал яростное сопротивление и открыл огонь из пистолета-револьвера, был сражен наповал. Другие участники событий не пострадали, если не считать ссадин и синяков при задержании, которое было жестким.

ДЕТЯМ СКАЗАЛИ, ЧТО ПАПА НЕМНОГО ПРИБОЛЕЛ

С прапорщиком внутренней службы Александром Кобзием, получившим в схватке с преступниками огнестрельное и два ножевых ранения, мы встретились в торакальном отделении Луганской областной больницы. Младший инспектор отдела надзора и безопасности 60-й колонии лежит в общей палате. Рядом с ним жена — медсестра из городка Зимогорье, где живет семья. Эльмира узнала о случившемся едва ли не последней.

На вопрос о самочувствии Александр произнес: "Да не очень... Побаливает... ". Но старается духом не падать. Дверь в палату не закрывается — не следователь придет, так офицеры из управления и коллеги навещают. Известие о представлении к награде воспринял спокойно: "Награда — это такое дело... Главное — побыстрее поправиться...".

У Александра и Эльмиры двое детей — Настя, 1996 года рождения, и Женя, 2001-го. Спросил, знают ли дочка и сын, что произошло с отцом. "Им сказали, что папа немного приболел, но скоро выздоровеет и вернется домой".

Из служебной характеристики: "В органах криминально-исполнительной службы с 1998 года. Грамотный специалист, исполнительный сотрудник. Хорошо знает и правильно применяет нормативные документы, регламентирующие работу. В повседневной деятельности строго соблюдает законность. По характеру уравновешен, вежлив. В коллективе пользуется заслуженным уважением".

ЗЭКИ ПИЛИЛИ МЕТАЛЛ, СМАЗЫВАЯ НОЖОВКУ САЛОМ

Об Артуре Цахаеве, лидере организованной преступной группировки, на чьем счету не одна загубленная жизнь, мы уже писали. Дополним портрет человека, которого по праву считают организатором и инициатором дерзкого побега, новыми штрихами.

СЕЛЕДКА ОТ БАБУШКИ. По словам полковника Сергея Хиля, Цахаев вынашивал идею "рывка" еще в Сумах, где в 2002-м был осужден за умышленные убийства из корыстных мотивов, и куда его из Славяносербской колонии этапировали в 2005-м. Однако что-то не сложилось, а может, порядки в Сумском СИЗО были строже, и планы пришлось отложить.

Уроженец Махачкалы, что в Дагестане, воевавший, по некоторым данным, в Чечне, Цахаев разработал хитроумную комбинацию, которая и сейчас еще как следует не разгадана. То, что на свободе у него были сообщник или сообщники, сомнений не вызывает. Однако их имена пока остаются неизвестными.

Итак, пару месяцев назад на имя сокамерника Цахаева — такого же "пожизненника" Иванова — пришла посылка из Лисичанска — любящая бабушка отправила внуку четыре банки селедки в фабричной упаковке.

Если бы их передали адресату как полагается, то есть, вскрыв при получении по описи, содержимое ни за что бы не оказалось в руках преступников. Ведь в банках вместо селедки были аккуратно уложены... шахтная взрывчатка, бикфордов шнур, порох, два пистолета-револьвера травматического действия, патроны, снаряженные картечью и полотна для резки металла! А чтобы предметы, строжайше запрещенные для передачи в зону, не привлекли внимания, отправитель разместил в емкостях наполненные водой презервативы.

Расчет был на то, что вес каждой банки с фабричными этикетками (на них указывалось, что сельдь произведена в городе Каспийске, недалеко, заметим, от Махачкалы, где у Цахаева, по-видимому, оставались друзья-товарищи) не превышал полтора килограмма. И даже если ее встряхнуть, создавалось впечатление, что внутри уложена обычная селедка в рассоле. Все чин-чинарем. Спасибо бабушке!

Для конспирации Цахаев настоял на том, чтобы банки поступали в камеру по одной. Потребовав сразу четыре, можно было нарваться на риск. А так — никаких сомнений-подозрений...

"ПИЛИТЕ, ШУРА...". Первыми в ход пошли ножовочные полотна — ими взялись пилить решетку вентиляционного отверстия, расположенного над входной дверью камеры. А чтобы никто не слышал и зубья не сломались, зэки смазывали ее салом и делали звук телевизора в камере громче. Один пилил, другой с помощью маленького зеркала наблюдал за передвижениями сотрудника в коридоре. Металлическую пыль смывали в унитаз, дабы не оставлять следов. У "очка" оборудовали тайник, куда и прятали сначала ножовки, а затем и оружие, взрывчатку, боеприпасы, дабы их не обнаружили во время внезапных проверок...

Когда в камеру перекочевало все, необходимое для побега, оставалось лишь отогнуть почти перепиленную решетку. Цахаев и тут проявил недюжинную смекалку — связали и намочили несколько полотенец, прикрепив с одной стороны к прутьям, а с другой — к койке. Высыхая, полотенца как бы "сжались" и без проблем отогнули недопиленные края решетки. Оставалось только снять ее, и — путь открыт.

Все трое — невысокого роста, юркие, и это позволило свободно пролезть в образовавшийся проем. Первым, убедившись с помощью того же зеркальца, что прапорщик Александр Кобзий удалился в конец коридора и зашел в комнату, где звонил телефон, выбрался Иванов. Затем камеру покинул Цахаев. Выблов вылез последним.

Увидев в двери зэков, Кобзий, конечно, оторопел. Но постарался быстро взять себя в руки и приказал не двигаться. Куда там — беглецы, с оружием в руках, были в эйфории. Александр бросился на них и получил два удара ножом. Превозмогая боль, дотянулся до тревожной кнопки, но вдогонку прозвучал выстрел из револьвера. Прапорщик упал. Как показала экспертиза, пуля со спины вошла в грудь и застряла в мышце...

А Цахаев с подельниками уже бежали вдоль коридора, предвкушая близкую и такую желанную свободу. Только к месту происшествия уже мчалась резервная группа. Цахаев открыл по ней огонь. Выблов и Иванов стали бросать самодельные пакеты со взрывчаткой. Выбежав из помещения, троица заметалась и направилась к основному заграждению. Приблизившись к периметру, была ослеплена прожектором, и бросилась к прессовочному цеху...

СИГНАЛОМ К ШТУРМУ ПОСЛУЖИЛ ВЗРЫВ ГРАНАТЫ "ТЕРЕН-7"

Эксклюзивное интервью "Сегодня" о том, как действовал тюремный спецназ, дал командир межобластного спецподразделения при Управлении Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний в Луганской области (в целях безопасности попросив не называть его фамилию в печати):

— Прибыв на место уже в бронежилетах, "сферах", с бронещитами, оружием, спецсредствами, мы прежде всего изучили схему прессовочного цеха, где засели беглецы, отработали все возможные варианты действий, просчитали, что от них можно ожидать. У них же и взрывпакеты имелись, пистолеты, и один из входов был заминирован. Да и те пятеро, которые в ночь работали, получалось, что вроде как заложники, и как с ними террористы себя поведут, не знал никто...

По словам командира, спецназ разделился на несколько групп. Отдельно находились снайперы, вооруженные СВД (винтовки Драгунова). Связь между группами осуществлялась по рации, руки были свободны. После того, как Цахаев отказался от переговоров, решили идти на штурм с трех сторон — через ворота цеха, дверь и круглый люк на крыше. Много зависело от фактора внезапности, слаженности, грамотности действий. От автоматом Калашникова отказались сразу — стены цеха бетонные, пули могли срикошетить и поразить заложников.

— Сигналом к штурму должен был послужить взрыв светошумовой гранаты "Терен-7", — продолжает командир. — Удобная для таких случаев вещь — дает яркую вспышку света и приличный грохот. Выполняет отвлекающую функцию. Ее можно бросать на удалении 5-6 метров от человека, ну и потом действовать по ситуации...

В 8.40 прозвучала команда "Приготовиться к штурму!". Старший по рации объявил 5-минутную готовность, выслушал доклады руководителей групп... И в тот момент, когда они были рвануться в цех, Цахаев заметил одного из бойцов и метнул в него взрывное устройство. Времени на размышление уже не было... Прозвучал приказ: "Штурм!" и одновременно с трех сторон в цех ворвались спецназовцы...

— Цахаев успел выстрелить в моего сотрудника, — говорит командир, — но того спас бронещит, приобщенный сейчас как вещдок к материалам уголовного дела. А вот сам был сражен огнем наших ребят... Другие сопротивления не оказали... Цахаева, который перед гибелью какой-то взрывпакет к руке привязал, мы накрыли щитом (мало ли, вдруг притворился мертвым и еще какой-то сюрприз выдумал) - так он и лежал до приезда экспертов, констатировавших смерть. Остальных участников этой истории мы уложили на землю, и их личности устанавливала уже группа документирования...

Вся операция, по словам командира, заняла чуть более минуты.

"МНЕ АЛЛАХ - НЕ УКАЗ. Я САМ СЕБЕ И ЦАРЬ, И БОГ, И ГЕРОЙ..."

Первый заместитель руководителя Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний Николай Ильтяй оценил действия спецназа как высокопрофессиональные и грамотные:

— Мы этих ребят обязательно поощрим. Они не допустили потерь, все сделали очень аккуратно, так, как их учили на тренировках. И то, что их якобы бросили на усмирение всей зоны, после чего осужденные занялись членовредительством, выдумка. Спецназ был сразу же выведен из колонии, силу применять не пришлось и вены себе люди не вскрывали. В этом убедился и представитель Уполномоченного по правам челдовека, который работал вместе с нами, да и я встречался с осужденными, опрашиал их - подтверждения эта информация не нашла.

Заместитель прокурора Луганской области Яков Такташов:

— История, приключившаяся в Славяносербской колонии, учит тому, что осужденный всегда остается осужденным, а тем более, приговоренный пожизненно. Таким уже нечего терять. Какими бы ни были условия содержания, ими овладевает одна мысль — как вырваться на свободу, как совершить побег. Сейчас в рамках расследования изучаются все обстоятельства — почему преступникам удалось перехитрить персонал, в силу каких причин сумели реализовать свой замысел... Возбуждены уголовные дела по статьям о служебной халатности, факту побега из мест лишения свободы по предварительному сговору группой лиц, незаконном обращении с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, а также посягательстве на жизнь воннослужащего. Арестован офицер, по чьей вине, предположительно, и попали сомнительные банки с сельдью за решетку. Возможно, это только первая ласточка".

Замначальника 60-й колонии по социально-воспитательной работе Василий Гуков:

"Что характерно — Цахаев, Иванов и Выблов вели себя примерно, замечаний к ним не было ни у администрации, ни у психолога. Как говорят на зоне, "тихарились", чтобы не вызвать подозрений в благонадежности. Тем самым, видно, и усыпили бдительность охранников. Цахаев потом кричал: "Мне без разницы, что со мной будет, но я покажу другим, как правильно страдать". Имел в виду, наверное, тех, кто невольно способствовал побегу. Он был против всех, вынашивал свой план давно и тщательно, скрывая мысли и тайны, внушая подельникам, что все удастся. И еще говорил: "Мне и аллах - не указ, я сам себе царь, бог и герой".

НУ КТО ПОЙДЕТ НА ТАКУЮ РАБОТУ ЗА 800 ГРИВЕН?!

Начальник 60-й колонии Михаил Лосев возглавляет учреждение около двух лет. Внешне старающийся сохранять самообладание, он, тем не менее, раз за разом возвращается к событиям 10 ноября...

"Спрашиваете, не пропало ли после ЧП желание работать? Нет. Работа есть работа. Но очень хочется, чтобы государство в лице президента повернулось лицом к нашей системе. От него очень много зависит. Суды важны, прокуратуры тоже. Но и криминально-исполнительная служба, извините, не последняя. Людей, волей обстоятельств оказавшихся в местах лишения свободы, нужно не просто содержать — их надо одевать, обувать, кормить, давать работу. Очень много задач приходится решать. Сотрудники же, постоянно рискуя жизнью и здоровьем, получают за свой не самый легкий труд сущие гроши. Их день не нормирован, они социально не защищены. Скоро вообще некому будет работать. Кто придет на 800 гривен? И если не переломить ситуацию, последствия трудно представить. А будем вспоминать о таких учреждениях, как наше, не только когда что-то случается, сдвиги обязательно наметятся. Надо этими проблемами жить, предотвращая негативные явления, а не бить тревогу уже пост-фактум.

ЗАЛОЖНИКОВ БРАЛИ И РАНЬШЕ

Случай в Славяносербской колонии по-своему уникален — пожизненно осужденные в Украине так искусно еще не вооружались и не бегали. А вот похожие ЧП происходили.

В 1992 году двое осужденных Кременчугской ИТК взяли в заложники фельдшера зоны, потребовав в обмен на ее выдачу автомобиль для выезда с территории. Воспользовавшись невнимательностью преступников, она открыла двери, и наряд задержал их.

В 1995-м осужденный Кокшаров напал на медсестру Днепропетровского СИЗО, выдвинув требования предоставить ему спиртное, сигареты, еду и транспорт, чтобы доехать в аэропорт. Группа захвата заложницу освободила, Кокшарова задержала.

В 2001 году шестеро зеков, отбывавших наказание в ИТК близ села Дарьевка Белозерского района Херсонской области, захватили двух заложников из числа сотрудников отдела надзора и безопасности, требуя встречи с облпрокурором и представителем Чечни в Украине. Двое суток заложников насильно удерживали в здании электроподстанции на территории промзоны колонии без пищи, только на воде.

В результате совместной спецоперации бойцов "Альфы" и группы быстрого реагирования (предшественницы тюремного спецназа) двое террористов были уничтожены. Дважды судимый за убийства главарь банды чеченец Калаев застрелился из самодельного оружия. Один заложник получил непроникающее ранение в живот.

Время от времени в местах лишения свободы и следственных изоляторах происходят массовые беспорядки, акции протеста, факты неповиновения и членовредительства. Как правило, они случаются из-за чрезмерной жесткости, грубого отношения персонала к сидельцам, неудовлетворительных условий содержания осужденных. На этом настаивают активисты Украинского Хельсинкского союза по правам человека, Международной лиги по правам граждан Украины, Харьковской правозащитной группы. Общественные организации выступают против ввода в зоны сил спецназа, которые проявляют излишнюю, на их взгляд, ретивость и немотивированное рукоприкладство.

Известный правозащитник Евгений Захаров рассказал о жестоком избиении осужденных Изяславской колонии № 31 в Хмельницкой области в январе нынешнего года. Протестуя против произвола администрации, избиений и унижений со стораны персонала, плохого питания и медобеспечения, около 1200 узников учреждения объявили голодовку. Тюремный департамент направил в зону комиссию, и акция протеста была преркращена. Однако на территорию колонии ввели спецназ, избивший, по информации Захарова, около 40 сидельцев, которые получили раличные травмы и впоследствии были отправлены в Ривненский и Хмельницкий СИЗО, а затем другие колонии.

Акции протеста проходили также во Львовской и других областях. А вот информацию тех же правозащитников о рукоприкладстве спецназа в 60-й колонии под Луганском и 58-й близ Хмельницкого дирекция этих учреждений опровергает.

"Сегодня"




Похожие по содержанию материалы раздела: Испанская полиция обнаружила 100 килограммов взрывчатки В Антарктике потерпело крушение круизное судно Лидеры ЕС согласны с упрощенным вариантом Конституции Жертвами авиаудара сил НАТО в Афганистане стали 25 мирных жителей США: Социальная реклама сократила ряды курильщиков в Нью-Йорке на четверть В Испании объявлен траур в связи с гибелью миротворцев в Ливане АЭС "Бушер" будет запущена в октябре - министр энергетики Ирана Президент Франции настаивает на жесткой позиции по отношению к Судану Проливные дожди вызвали наводнения в Великобритании Пять человек погибли от удара молнии в Китае Эстония: суд отпустил трех участников беспорядков в Таллине, еще трое наказаны Для совершения терактов боевики используют детей Греки требуют вернуть скульптуры Парфенона Украину обесточило ФБР учит вузы США вычислять шпионов США: Нью-Йорк вышел из сумрака ЮНЕСКО переименовало концлагерь Аушвиц в польском Освенциме Польша: в Варшаве произошел взрыв на газопроводе Спецслужбы России представляют угрозу для Польши, утверждает Мацеревич

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация