Главная страница - Публикации

Небезопасная подземка



Сообщения о преступлениях в московском метро в последнее время поступают с пугающей регулярностью. Так, в настоящее время посольство Ирана в России выясняет обстоятельства избиения двух своих граждан вечером 30 июля на станции "Фрунзенская". С начала года в столичной подземке было совершено уже около десятка нападений. Самые "громкие" пришлись на апрель: в ночь на 3 апреля в вагоне избили продюсера НТВ азербайджанца Эльхана Мирзоева, а 22 апреля на станции "Пушкинская" ударом ножа в сердце был убит 17-летний студент-армянин Виген Абрамянц. Корреспонденты Страны.Ru решили провести день в московском метрополитене с целью узнать, кто и как охраняет пассажиров.

Теснота и безразличие

В последнее время администрация столичного метрополитена, говоря о безопасности пассажиров, постоянно напоминает об установленных на станциях "тревожных кнопках", которые преподносятся едва ли не как панацея от всех бед. "В каждой такой колонне экстренного вызова установлена камера, - пояснили в пресс-службе московского метрополитена. - И две кнопки: красная - тревожная, и синяя - справочная. Человек, который хочет сообщить или получить информацию, связывается с нашим Ситуационным центром - единственным в мире! - который работает с открытия и до закрытия станций. В день поступает более тысячи обращений, из которых тревожных - менее одного процента. На сегодняшний день в столичном метро находятся 273 таких колонн на 103-х станциях наиболее загруженных линий. Почти на всех станциях и в подуличных переходах установлены видеокамеры. А сколько их всего, мы, пожалуй, разглашать не будем. Не стоит об этом знать злоумышленникам. Что касается нападений, то у нас нет информации о том, что их число увеличилось. Метро систематически подвергается различным инцидентам, как и любое другое общественное место. И мы не можем изменить сознание определенного круга граждан".

...Раннее утро. Нескончаемым потоком люди проходят в стеклянные двери вестибюля на станции метро "Коломенская". Людская волна и без того плотная, вниз, к переходу, еще более ужимается: по обе стороны лестницы стоят бабушки, продающие кто что, начиная от дешевых шоколадок и цветов до кофточек и шапочек. Но людям - на часах всего 8.30 утра, - не до того, быстрее в метро, в это время суток большая проблема попасть внутрь вагона, иногда приходится пропускать по нескольку поездов, прежде чем окажешься в подземной электричке, притиснутый так, что не пошевелить ни рукой, ни даже головой.

При этом на входе стоит почти тройной милицейский кордон. В густой людской массе сотрудники в форме умудряются выцепить либо работяг (по логике милиции, кажется, эти наверняка без регистрации), либо граждан с восточной внешностью. Как правило, "улов" не густ: после проверки документов остановленный человек ввинчивается обратно в толпу.

"Автозаводская", "Павелецкая", "Новокузнецкая" ... Ни на одной из этих станций дежурных сотрудников метрополитена в это время не видно, и люди сами регулируют свои "подземные" отношения: двери вагона неоднократно пытаются закрыться, но обязательно какой-нибудь доброхот придерживает их до тех пор, пока в вагон не втиснется последний, которому еще возможно войти, человек. Не слышно никаких предупреждений. К примеру, когда поезд вдруг останавливается на мосту через Москва-реку и стоит там довольно долго, никто не ропщет, несмотря на то, что никаких предупреждений о причинах задержки от машиниста нет.

"Кнопка" работает...

К середине дня людей в метро если и становится меньше, то совсем ненадолго. Особенно в центре - на станциях "Театральная", "Кузнецкий мост", "Маяковская" и прочих, - перерывы в движении совсем небольшие, подземка работает на полную катушку. По станциям снуют пассажиры: кто спешит по своим делам, кто ждет знакомых на платформе, кто, озираясь по сторонам (сразу видно - приезжий), пытается что-то спросить у проходящих мимо людей. Но большинству находящихся под землей некогда, и лица у всех отстраненные, как будто с вывешенной табличкой "Проходите мимо!".

"Доченька, как мне попасть на вокзал? Этот... Как его... Курский!", - дергает одну из нас за рукав старушка, навьюченная до предела: даже на шее у нее висит веревка, к которой привязана клетчатая полиэтиленовая сумка. Видно, сыграл роль наш вид никуда не спешащих людей. Объясняем, как проехать с "Волгоградского проспекта" до "Курской". Но спрашивать замотанную гостью Москвы о предназначении колонны в центре станции, естественно, не стали: и так понятно, что жительница Воронежа, как успела сообщить нам бабуля, о ее предназначении вряд ли догадывается.

Впрочем, для начала решились проверить сами, насколько быстро "сработает" пресловутая колонна экстренного вызова. Жмем на "тревожную кнопку". Оператор ответила молниеносно. Но, узнав, что имеет дело с журналистами, говорила резко и неохотно. "Мы работаем до часу ночи, - сообщает усталый голос на другом конце "кнопки". - А на другие темы я с вами говорить не буду".

...Но никому она не нужна

Тогда корреспонденты обратились к "подземным" гражданам с вопросом, насколько спокойнее они себя чувствуют после установки колонн экстренного вызова. Однако из 35 опрошенных пассажиров на разных станциях московского метро только шестеро заявили, что знают о назначении "красно-синего столбика", но ни один из всех ни разу не прибегал к его услугам.

"Что это за аппарат, честно говоря, не имею понятия, - рассказывает корреспонденту 50-летний преподаватель Валентина на станции "Фрунзенская", где в воскресенье вечером как раз и было совершено нападение на двух граждан Ирана. - Даже не обращала внимания на него никогда. Если бы что случилось, не воспользовалась бы этой, как вы говорите, "тревожной кнопкой", просто потому, что не знаю что и как. Но теперь вы сказали, буду знать". "Обращал внимание на эту установку, но, по правде говоря, не знал о ее предназначении, - несколько смущаясь своего невежества, отвечает 25-летний менеджер Дмитрий. - А если не буду знать, как проехать, просто спрошу у проходящих мимо людей или взгляну на схему".

"Делать вам нечего, - бросает на ходу представительный мужчина. - В метро нужно не кнопки искать, а не мешать людям ехать". На одной из станций к корреспондентам подходит сотрудница подземки в красной шапочке. Достаточно агрессивно начав разговор, она успокаивается, видя наши удостоверения, но про "тревожную колонну" вести разговор не хочет. "Толку от них...", - машет рукой и, заметив что-то в другом конце станции, уходит от нас.

В результате блиц-опроса дежурных на 10 станциях метрополитена, стало понятно, что сами сотрудники подземки также не расточают комплиментов в адрес новых аппаратов. "Как только поставили эти кнопки, повесили нам табличку "Дежурный по эскалатору справок не дает", а спрашивают граждане все одно у нас не меньше прежнего, - жалуется пожилая дежурная Лидия Андреевна, работающая в метрополитене уже более 5 лет. - Спрашивают: "Как доехать до "Выхино"?" Указываю на табличку, а они мне: "Вам, что, сказать трудно?" На вопрос корреспондента, сообщает ли она назойливым пассажирам о наличии на станциях метро колонн экстренного вызова, снабженных справочной кнопкой, Лидия Андреевна только пожимает плечами. "Да я уж отвечаю, раз спрашивают, - говорит она. - Все равно мы раньше обязаны были все ходы-выходы знать наизусть, врезалось в память".

Ничего не видели, ничего не знаем

То, что пока колонны экстренного вызова по-настоящему не работают, признают и "подземные" стражи порядка. "Я ничего рассказывать не буду, - с порога заявляет корреспонденту дежурный милицейского поста на станции "Пушкинская", где 22 апреля около пяти часов вечера ударом ножом в сердце был убит 17-летний армянский студент Виген Абрамянц. - Вот так наговорил лишнего одной журналистке, потом сверху по шапке дали".

Перед глазами постового два монитора. Одна камера установлена на платформе, другая - на выходе со станции. После долгих уговоров корреспонденту все-таки удается "вытянуть" пару слов у неразговорчивого сотрудника внутренних дел. "Этой кнопкой пользуются, в основном, чтобы получить справочную информацию, - рассказывает милиционер, в итоге назвавшийся Николаем. - А если что случается, бегут в пост милиции. Чаще всего, правда, обращаются люди, ставшие жертвами краж уже на улице. Спускаются в метро и жалуются нам. Тогда принимаем меры. Дежурят у нас тут обычно один постовой сотрудник и стажер".

Мы заглядываем еще к одному постовому милиционеру на станции "Октябрьская-кольцевая", в окрестностях которой каждый вечер собирается немало представителей неформальной молодежи. Одна из пресловутых "тревожных кнопок" здесь почему-то установлена в трех метрах от двери милицейского поста. "Ну, раз ее установили здесь, значит, наверное, нужна, - рассказывает милиционер, представившийся Денисом. - Сначала информация поступает в Ситуационный центр, а потом уже к нам. Получаем сигналы 1-2 раза в день. В основном сообщают об обнаруженных бесхозных предметах на станции или о пьяных в вагонах поезда. А вот случаев нападений не припомню, хотя работаю на этом пункте уже 4 года. У нас один человек дежурит с 8.00 до 20.00, потом его сменяет второй сотрудник и дежурит до 8 утра. Людей, конечно, не хватает".

Тем временем, официальные представители УВД столичного метрополитена утверждают другое. "Безопасность пассажиров обеспечивают около 1,5 тысячи сотрудников милиции, включая постовых, а также сотрудников уголовного розыска, кинологов и специалистов по делам несовершеннолетних, - рассказали в пресс-службе УВД на московском метрополитене. - На всех без исключения станциях метро дежурят круглосуточные наряды. Ближе к вечеру сотрудники постоянно находятся на платформе. А когда метро закрывается, осуществляют пропускной режим на станции. Если происходят массовые мероприятия, к примеру, футбольные матчи, то плотность патруля увеличивается. Привлекают 55-ю дивизию МВД РФ. Что касается нападений, мы тут ничего комментировать не можем. Это подведомственно прокуратуре. Могу сказать только, что наши сотрудники должны реагировать на подобные происшествия в первую очередь, и они действительно реагируют".

Вечер. В московской подземке - уставшие лица и нетрезвые возгласы. 20.20. На платформе станции "Сухаревская" милиционеров не наблюдается. 20.30. "Тургеневская". Ни одного человека в форме. 21.20. "Кузьминки". Та же картина. Объехав 15 станций в вечернее время, корреспонденты обнаружили стражей порядка на платформах только двух из них. "С 22.00 до 2.00 постоянно здесь находится кто-то из наших сотрудников, - рассказал постовой милиционер Алексей, обнаруженный на станции "Таганская". - Хотя сколько на этом участке работаю, драк или нападений не видел, станция, в общем-то, спокойная". Еще двоих сотрудников милиции корреспонденту посчастливилось увидеть на отдаленной станции "Выхино", куда каждый вечер приезжают сотни тысяч пассажиров, многие из которых живут в Подмосковье.

Тем временем, иранское посольство в России "изучает обстоятельства" нападения на двух граждан Ирана, произошедшего в воскресенье вечером на станции метро "Фрунзенская". По данным посольства, неизвестные избили иностранцев и скрылись. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по статье "хулиганство" УК РФ. Ведется розыск подозреваемых. Между тем, в отделении милиции на этой станции сказали: "Никаких комментариев! Ничего не видели, ничего не знаем!".

Роза Цветкова , Наталья Корчмарек




Похожие по содержанию материалы раздела: Противокражное оборудование: «Большой брат» видит тебя Жизнь на высоте Нарисованные глаза пугают мошенников В праздничном наряде Дыра в нашем поясе безопасности Прокурор как религиозный лидер Годовщина лондонских взрывов Преступников поймают на видео Латвия: студент с дубинкой уходит в прошлое? На рынках поставят металлодетекторы

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация