Главная страница - Публикации

Брак свершается на небесах



Вчера в Саратовской области разбился стратегический бомбардировщик Ту-160 "Михаил Громов". Именно его экипаж сопровождал самолет министра обороны Сергея Иванова, когда тот в августе летал к берегам США. Этот бомбардировщик считался одним из лучших в дальней авиации. Как считают в ВВС, опытных пилотов и самолет стоимостью порядка $100 млн погубил пожар в только что замененном двигателе.Один шанс на миллион. Катастрофа произошла в 11.05, когда самолет заходил на посадку. Первыми на место падения самолета (в 3 км от поселка Советское) прибыли сотрудники поисково-спасательной службы из города Энгельса.- Это произошло на кукурузном поле,- рассказал Ъ директор спасслужбы Сергей Бублик.- Мы приехали на нескольких машинах и обнаружили, что самолета как такового там нет. На огромной территории размером примерно три на три километра были разбросаны дымящиеся обломки. Ближе всего к нам оказалась груда стекла и металла, в которую превратилась пилотская кабина. Возле нее находились трупы четверых пилотов в черных комбинезонах. Они лежали рядом, как будто отдыхали. Только были сильно обожжены. Подойдя поближе, увидели, что у каждого из пилотов за спиной по ранцу с нераскрывшимся парашютом. Точно могу сказать, что они не катапультировались, их выбросило из кабины от удара о землю.Глава саратовского МЧС Александр Рабаданов по рации приказал спасателям, как они выразились, искать "круглое и оранжевое" - то есть бортовые параметрические самописцы разбившегося самолета.- Мы выстроились в цепочку, чтобы между спасателями было не более пяти метров, и начали прочесывать поле,- продолжает Сергей Бублик.- "Круглого оранжевого" не обнаружили, зато нашли "черное квадратное" - речевой самописец, на который были записаны переговоры пилотов в кабине.Вслед за спасателями на место катастрофы прибыли военные: командование 121-го тяжелого бомбардировочного полка, которому принадлежал разбившийся самолет, и следователи. Вокруг поля выставили оцепление. За него пропустили только губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Осмотрев обломки, тот сказал корреспонденту Ъ, что "экипаж самолета проявил мужество и героизм, сумев отвести падающий Ту-160 от крупного населенного пункта и крупнейшего в области подземного газохранилища (хранилище находится всего в 2 км от места катастрофы, в нем хранится около 5 млрд куб. м сжиженного газа.-Ъ). Если бы им этого не удалось, количество жертв могло бы исчисляться тысячами, а возможный взрыв газа из подземного хранилища привел бы к экологической катастрофе". Губернатор Аяцков также добавил, что правительством области будет оказана материальная помощь семьям погибших.Рядом с оцеплением на траве сидели летчики полка и матерились. По словам одного из них, у погибших были бы шансы катапультироваться, если бы Ту-160 после возгорания сумел сохранить устойчивость. "У них был только один шанс на миллион",- говорили летчики.Борт №1.Погибший экипаж Ту-160 (командир - замкомандира полка по летной подготовке подполковник Юрий Дейнеко, его помощник майор Олег Федосенко, штурман Сергей Сухоруков и второй штурман Григорий Колчин) считался в полку дальней авиации одним из самых опытных. Налет у летчиков составлял от 1500 до 2000 часов. Правда, не только на Ту-160, а и на других самолетах. А на бомбардировщике в этом году они успели налетать всего около 30 часов, в прошлом - около 50.Правда, эти полеты уже вошли в историю. В мае этого года экипаж подполковника Дейнеко участвовал в учениях, проводившихся над Индийским океаном (тогда крылатыми ракетами были поражены учебные морские цели), а в августе он сопровождал министра обороны Сергея Иванова, полетевшего на командно-штабные учения на Дальний Восток на "Александре Молодчем" (все самолеты в этом полку именные, как корабли на флоте).Разбившийся Ту-160 носил бортовой номер 01. Это был самый первый бомбардировщик, прибывший в полк дальней авиации Энгельса в 1992 году. Он успел выработать лишь чуть более четверти гарантийного ресурса. Связано это с тем, что в 1992-1998 годах полеты в стратегической авиации вообще не проводились, а потом велись с большими, до нескольких месяцев, перерывами. Часть почти не финансировали, а в каждом полете Ту-160 выжигал сотни тонн крайне дорогого спецгорючего.Вчерашний полет проводился для "обкатки" одного из четырех двигателей. Двигатель НК-32, выпущенный самарским АО "Мотостроитель" заменили на Ту-160 после того, как 11 сентября была обнаружена стружка в масле. По рассказам коллег погибших пилотов, еще вчера на земле и во время рулежки двигатели работали нормально. В 10.30 самолет благополучно взлетел, а в 11.03 Олег Федосенко в последний раз вышел на связь с диспетчерам и успел сказать: "Горит второй правый двигатель..." Связь тут же прервалась.Эксперты подозревают лопатку.Военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 351 Уголовного кодекса - нарушение правил полетов или подготовки к ним. Министр обороны Сергей Иванов, обычно назначающий ответственных за ЧП уже в тот день, когда они происходят, на этот раз взял паузу. Видимо, это связано с тем, что он сам летал на таком же самолете, а буквально в эту среду главком ВВС Владимир Михайлов на встрече с президентом РФ Путиным в Ейске докладывал, что вверенная ему авиация в полном порядке. Есть и еще одна причина - сегодня исполняется 60 лет базирующейся в Энгельсе 22-й тяжелой бомбардировочной дивизии. Праздник, естественно, уже отменили, но суровый разбор полетов в такой ситуации явно неуместен.Представители ВВС сообщают, что борт №1 дальней авиации погубила техническая неисправность. Возможно, отказ того самого двигателя, что проходил обкатку. "В принципе Ту-160 может совершать полет даже на двух двигателях под каждым крылом, но на двух с одной стороны лететь нельзя",- объяснил Ъ источник в ВВС.Экипаж "Громова", как рассказывают в полку, уже дважды попадал в аварийные ситуации. Однажды у него при посадке заглохли все двигатели, в другой раз на борту во время полета произошел пожар. Однако летчики сумели посадить машину. На этот раз, по мнению специалистов из Летно-исследовательского института имени Громова (они испытывали Ту-160), нештатная ситуация на борту, скорее всего, развивалась следующим образом:- Возможно, у турбины двигателя оторвалась одна или несколько лопаток,- объяснил Ъ заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров.- Они вращаются с огромной скоростью, и лопатка могла запросто насквозь пробить двигатель, а также масляный и топливный проводы. От соприкосновения с раскаленной лопаткой пары топлива воспламенились. Вспыхнуло топливо в баке, расположенном тут же в крыле. Это был даже не пожар, а взрыв. Самолет оборудован автоматической системой пожаротушения, но пожар развивался столь стремительно, что она с ним не справилась.Спасатели, работавшие на месте катастрофы, рассказывают, что, судя по характеру разрушения самолета, он взорвался в воздухе. Об этом, в частности, свидетельствует разброс обломков. "Правое крыло с двумя двигателями, где произошел пожар, мы нашли примерно в трех километрах от фюзеляжа,- сообщил Ъ директор энгельсской спасслужбы Сергей Бублик.- Очевидно, его оторвало взрывом".В КБ ОАО "Мотостроитель", где разрабатывался двигатель, рассказали, что в конце 70-х, когда проходили его испытания, часто разрушались створки сопел, но от них двигатель никак загореться не может. "При первых полетах вообще была масса проблем именно с НК-32,- отметил собеседник Ъ.- Однако это была 'детская болезнь', присущая новым машинам".По его словам, чисто теоретически двигатель мог загореться из-за плохого качества охлаждающего покрытия лопаток; сбоя в системе охлаждения и, как следствие, перегрева подшипника, в котором турбина крутится; прогара камеры сгорания из-за плохо калиброванных форсунок впрыска (компьютерную технологию их калибрации делали в самарском политехе в конце 80-х годов), отчего пламя горит несимметрично; течи топлива из трубопровода, который подводит его к форсункам. "Вообще, НК-32 с середины 70-х практически не модифицировали. Обновляли в основном систему управления двигателем",- отметил собеседник Ъ.В Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) Ъ рассказали, что разбившийся самолет был выпущен в начале 90-х и не проходил планового техобслуживания на казанском заводе. По данным КАПО, замену двигателя, ставшего, как считают в ВВС, причиной катастрофы, произвели техники дивизии, в которой эксплуатировался бомбардировщик. При этом собеседник Ъ затруднился ответить на вопрос, насколько правомерной и распространенной является подобный ремонт "своими силами".Замена двигателя, по словам специалистов, относится к категории сложного ремонта. Стоимость этой услуги на заводе измеряется в миллионах рублей, возможно, руководители части в условиях недофинансирования решили просто сэкономить, доверив эту операцию своим техникам. Поставить агрегат они вполне могли, но проверить его, как того требуют инструкции,- вряд ли. Таким образом, получается, что из экипажа Ту-160 командование части фактически сделало летчиков-испытателей. Очевидно, командование дивизии дальней авиации и будет отвечать за катастрофу. Но произойдет это после того, как госкомиссия получит расшифровки "черных ящиков" и изучит документацию по ремонту и последнему полету Ту-160.

Отдел преступности




Похожие по содержанию материалы раздела: Рука не дрогнет. Мой дом - моя крепость - гласит народная мудрость Воруют покупатели Какие продукты попадают на стол москвичам Самара: вооруженные преступники похитили 9,5 миллиона рублей Как уберечь свои денежки во время отпуска Вневедомственная охрана в современном интерьере. Почему воинская служба – пугало для молодежи В частную охрану берут даже любопытных старушек Украина: уроки шантажа Конфликт на радиоактивной почве Путин ставит задачи перед армией Прокуратура взялась за «растлителей малолетних» «Рейдерство против промышленного развития России» В России начался эксперимент по "видеоотлову" нарушителей ПДД Пешеходы должны платить штрафы наравне с автомобилистами В США пускают по фальшивым паспортам Мошенники с большой дороги. Небезопасная подземка

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация