Главная страница - Публикации

Узбекистан: рынок услуг инкассации



Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержки конкуренции и предпринимательства проведено изучение и анализ рынка услуг инкассации. Целью анализа являлась оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг инкассации, выявление доминирующего положения и предотвращения действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов и потребителей, а также пресечения антиконкурентных действий и необоснованного роста цен.

В соответствии с пунктами 318 и 348 Инструкции по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках, утвержденной постановлением правления Центрального банка от 17 мая 2003 года №534(10/2) и зарегистрированной Министерством юстиции 1 августа 2003 года №1263 инкассация денежной выручки хозяйствующих субъектов и перевозка денежных билетов, монет и других ценностей между банками осуществляется Хозрасчетным объединением инкассации при Центральном банке Республики Узбекистан (и его территориальными управлениями, отделами) на основании заключенных сторонами договоров, соответствующих действующему законодательству Республики Узбекистан.

Также, согласно статье 4 Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" в число операций коммерческих банков при осуществлении своей деятельности входит инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

В настоящий момент из числа действующих на территории республики коммерческих банков деятельностью по осуществлению услуг инкассации занимается только Государственный коммерческий банк "Народный банк" на основании лицензии выданной Центральным банком в соответствии с распоряжением от 11 июля 2003 года №760.

Анализ рынка услуг инкассации показал, что, несмотря на наличие у данного банка лицензии на осуществление услуг инкассации, не все его филиалы предоставляют данные услуги. Многие филиалы для обслуживания своих клиентов и межбанковской перевозки наличности заключают договора о предоставлении услуг инкассации с территориальными подразделениями Хозрасчетного объединения инкассации при Центральном банке. В настоящий момент заключены 134 договора с отделениями банка по республике и территориальными управлениями инкассации. Также, следует отметить, что Народным банком налажена система только внутренней инкассации, т.е. инкассация денежной выручки осуществляется только для обслуживаемых банком клиентов.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 22 июня 2001 года №264 "О дополнительных мерах по укреплению налично-денежного обращения и повышению ответственности коммерческих банков" указано Службе инкассации Центрального банка осуществлять услуги по инкассации наличных денежных средств без взимания комиссионных выплат у хозяйствующих субъектов с последующим возмещением этих затрат коммерческими банками. После выхода данного постановления услуги инкассации хозяйствующим субъектам осуществляется бесплатно, в связи с чем, потребителями данной услуги являются коммерческие банки, зарегистрированные на территории республики.

Анализ барьеров входа на рынок инкассации

1. Административные ограничения. Административным ограничением является необходимость получения лицензии Центрального банка РУз. на осуществление данного вида деятельности и временной интервал, необходимый для получения лицензии.

Пунктом 7 статьи 4 Закона "О банках и банковской деятельности" инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов отнесена к банковским операциям. Но, несмотря на это коммерческие банки могут осуществлять данный вид деятельности только на основании отдельной лицензии, выдаваемый Центральным банком.

В соответствии с письмом Центрального банка направленный в Комитет от 2 марта 2004 года за №02-01/55 был отмечен вопрос об осуществлении процесса рассмотрения соответствующих документов некоторых коммерческих банков для предоставления им лицензии на право предоставления услуг инкассации. Но, до настоящего момента данная лицензия ни одному коммерческому банку не предоставлена, несмотря на заинтересованность и обращения банков страны в Центральный банк.

2. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок услуг инкассации. Одним из существенных барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов являются высокие капитальные затраты необходимые для организации инкассаторского подразделения. Данные затраты связаны, в частности, с приобретением (арендой) транспортных средств, приобретением и хранением оружия, наймом и обучением инкассаторов, получением лицензии на оружие.

3. Экономические ограничения. Для кредитных организаций рынок услуг инкассации не представляет особого интереса во многом из-за незначительной доли доходов от предоставления услуг инкассации в общем объеме доходов кредитной организации. При этом затраты на содержание инкассаторского подразделения в достаточной степени велики. Кроме того, к экономическим ограничениям можно отнести недостаточную емкость рынка по данному виду услуг. Средняя величина инкассируемой суммы невелика, что обуславливает невысокую рентабельность услуг инкассации (в особенности в отдаленных местностях республики). По результатам изучения установлено, что Хозрасчетное объединение инкассации при Центральном банке Республики Узбекистан (и его территориальные управления) является единственной организацией, занимающейся предоставлением услуг инкассации и перевозки денежных билетов, монет и других ценностей между банками, рыночная доля которой соответственно составляет 100% (доля Государственного коммерческого банка "Народный банк" не учтена, поскольку данный банк занимается только внутренней инкассацией). Также, в рамках анализа рынка показатели рыночной концентрации - коэффициент рыночной концентрации CR составляет 100%, по которой рынок оценивается как монопольный.

Тарифная политика

Предоставление услуг инкассации осуществляется на договорной основе. Тарифы на услуги инкассации определяются в соответствии с типовой калькуляцией и порядком по его заполнению, утвержденной Центральным банком от 29 января 2004 года №07-07/1 и согласованной с Министерством финансов 29 января 2004 года №ТД/17-13/75. Тарифы на услуги инкассации устанавливаются и дифференцируются с учетом совокупности ряда факторов и затрат путем заполнения вышесказанной формы калькуляции по фактическим произведенным затратам и ежемесячно предъявляются к оплате коммерческим банкам. Следует отметить, что имеются нарекания со стороны коммерческих банков о применяемых тарифах на услуги инкассации, где служба инкассации из года в год увеличивает стоимость перевозок наличности, пользуясь тем, что является единственным агентом, оказывающим на рынке подобный вид услуг.

Состояние рынка услуг инкассации за рубежом на примере России

Услуги инкассации в Российской Федерации предоставляются следующими организациями: банками, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации; филиалами и дополнительными офисами банков, зарегистрированных на территории других субъектов Российской Федерации; небанковскими кредитными организациями (специализированные организации инкассации); Российским объединением инкассации (РОСИНКАС); другими организациями, имеющими право на оказание услуг инкассации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, на основании нормативных правовых актов правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для осуществления, в том числе, услуг инкассации.

В соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком РФ от 9 октября 2002 года кредитные организации осуществляют инкассацию и доставку собственных наличных денежных средств и ценностей, а также наличных денежных средств и ценностей, принадлежащих клиентам, самостоятельно либо на договорных условиях через другие организации, осуществляющие операции по инкассации и входящие в банковскую систему Российской Федерации.

Кроме того, отдельным организациям право предоставления услуг инкассации предусмотрено другими законами. Например, в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи также вправе предоставлять услуги инкассации. В 2003 году доминирующее положение на рынке услуг инкассации в 58 субъектах Российской Федерации занимали филиалы РОСИНКАС, в 11 - отделения Сбербанка России.

В 2004 году доминирующее положение филиалов РОСИНКАС на рассматриваемом рынке сохранилось в 54 субъектах Российской Федерации, отделения Сбербанка России доминировали уже в 15 регионах.

По данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, при сопоставлении и анализе количественных и качественных критериев, характеризующих структуру рынка услуг инкассации России, данный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации и слабо развитой конкуренцией.

Мероприятия по итогам анализа

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Положением о порядке формирования и ведения Государственного реестра объединений (предприятий)-монополистов, зарегистрированным Министерством юстиции от 15 сентября 2001 года №1064, если доля хозяйствующего субъекта на определенном товарном рынке составляет 65% и более, то хозяйствующий субъект признается занимающим доминирующее положение и включается в Государственный реестр предприятий-монополистов.

В соответствии с вышесказанным и в целях пресечения антиконкурентных действий и необоснованного роста тарифов Хозрасчетное объединение инкассации при Центральном банке и его территориальные управления включены в Государственный реестр предприятий-монополистов по осуществлению услуг инкассации денежной выручки хозяйствующих субъектов и перевозки денежных билетов, монет и других ценностей между банками.

Также, в целях обеспечения развития рынка услуг инкассации и перевозки ценностей между банками, обеспечения полноты и своевременного инкассирования наличной выручки, укрепления доверия к коммерческим банкам, а также снижения барьеров на вход других хозяйствующих субъектов на данный рынок внесены предложения в соответствующие органы о рассмотрении вопроса по расширению данного рынка и предоставления права (лицензию) оказывать услуги инкассации и остальным заинтересованным коммерческим банкам. Кроме того, предоставить право оказания услуг инкассации помимо коммерческих банков отдельным организациям (например, организациям почтовой связи).

UzReport.com




Похожие по содержанию материалы раздела: Интерпол теряет независимость Для вневедомственной охраны преград нет. Как будут охранять саммит G8 Ведущие предприятия российской оборонки построили по ранжиру Рейдеры бывают разные Рейдерам нанесли ответный удар Угроза применения биологического оружия существует Биометрическая идентификация жертв массовых бедствий Горячий список Шойгу Последнее искушение инспектора МВД России завершает реформирование вневедомственной охраны Нам не хватает служилых мужиков! В последний полет. Владимир: милиция обратилась к общественности с просьбой о помощи В Москве состоялся брифинг по вопросам обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте Обеспечение безопасности мероприятий Четвертая мировая Совет Федерации вернул конфискацию имущества

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация