Главная страница - Публикации

БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ



О том, что школы надо серьезно охранять, чиновники заговорили в 1999 году -- после взрывов жилых домов в Москве. Тогда всем школам разрешили заключать договоры с ЧОПами, частными охранными предприятиями. Практически во всех школах появились безоружные охранники в черной форме, чью работу -- 30 тыс. руб. в месяц -- оплачивали родители учеников. В среднем ежемесячно с родителей собирали по 50 руб. Постепенно процесс возникновения и работы новых охранных организаций вышел из-под контроля. По рассказам директоров школ, с охранниками ЧОПов стали возникать проблемы: то выпьют, то не придут, то пристают к старшеклассницам. В результате в прошлом году руководство московского департамента образования, а за ним и региональных управлений распорядилось провести конкурс среди охранных предприятий, разрешив сотрудничать со школами и детскими садами ограниченному количеству ЧОПов (в Москве в каждом округе на это имеют право не больше пяти предприятий). Упорядочив ЧОПы, чиновники было успокоились. Но весной 2003 года сгорели школы в Дагестане и Якутии, а осенью -- общежитие Российского университета дружбы народов. Погибли 88 человек, поэтому власти все силы и деньги перекинули на пожарную безопасность. Как чиновники обезопасят детей от террористов. После трагедии в Северной Осетии министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что "в первую очередь все школы страны будут включены в список МВД как особо важные объекты, возле каждой будет установлен милицейский пост. Все школы должны быть обнесены забором и снабжены камерами видеонаблюдения, а также тревожными кнопками -- сигналом мгновенной связи с ОВД". Кроме того, по словам министра, планируется ввести паспорта безопасности школ. В них будут описаны особенности школы -- географическое и социокультурное местоположение (какие заведения расположены рядом со школой -- допустим, ресторан или библиотека; есть ли рядом проезжая часть; сколько запасных выходов в школе). "В зависимости от характеристик будут приняты соответствующие меры. По каждой школе они будут индивидуальны",-- подчеркнул министр. Руководитель департамента образования Москвы Любовь Кезина объявила о еще более жестких мерах в столичных школах. Так, теперь помимо охранников из частных предприятий в школах должны будут дежурить милиционеры. Правда, кто будет платить за работу сотрудников внутренних дел, еще не определено, но, скорее всего, по словам чиновницы, "деньги на их зарплату будут собирать попечительские и родительские советы школ". Кстати, работа милиционеров стоит вдвое дороже, чем частных охранников. Кроме того, указом департамента в штатное расписание школ с сентября введена новая должность -- замдиректора по безопасности. Решение о том, что у директора школы должен быть такой заместитель, было принято еще весной, но особую актуальность приобрело именно сейчас. В функции этого должностного лица входит наблюдение за охранниками, территорией школы и техникой (камерами видеонаблюдения, тревожными кнопками и т. д.). Как считают в департаменте, "если в школе появится мужчина с высшим военным образованием, бывший служащий войск, то всем будет уже не так страшно". Правда, как рассказал начальник окружного управления Северного административного округа Москвы Владимир Новичков, "привлечь на эту должность мужчин не везде получается, в некоторых школах замдиректора по безопасности будут военнообязанные женщины". Уже к концу сентября каждый московский школьник должен получить паспорт безопасности ученика. Документ будет представлять собой книжку в твердом переплете, где будут данные об ученике и его фото. Большую часть паспорта будет занимать инструкция о действиях ученика в нестандартных ситуациях. В каждом округе и регионе будут свои паспорта, которые ученики обязаны носить всегда с собой. Корреспонденту "Денег" показали такую книжку, выпущенную префектурой Южного административного округа Москвы совместно с управлением внутренних дел, управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и управлением ФСБ ЮАО. Книжка называется "Моя записная книжка". В нее помимо имени и фамилии ученик должен вписать телефоны поликлиники, группу крови, медицинские противопоказания, адрес травматологического пункта и почему-то ветеринарной лечебницы. На отдельных цветных листах школьнику подробно рассказывается, как себя вести на улице, что делать, если обнаружил подозрительный предмет, если оказался под обломками здания или попал в заложники. Например: "Если ты оказался под обломками здания, дыши глубоко и ровно; перемещай влево-вправо любой металлический предмет, чтобы тебя обнаружили с помощью эхопеленгатора; при сильной жажде положи в рот камешек и соси его". "Тебя обязательно спасут!" -- так заканчиваются советы тому, кто под завалами. При этом тем, кто оказался в заложниках, составители советов напоминают: "Будь уверен, что милиция и спецслужбы предпринимают необходимые меры для твоего освобождения". О том, что точно спасут, правда, уже не говорят. Еще одна мера -- обязательное изучение на уроке ОБЖ "Памятки по действиям населения и должностных лиц при угрозе террористического акта". В ней, например, перечислены "признаки, которые указывают на наличие взрывного устройства". Сказано, что делать при обнаружении подозрительного предмета: "Не трогать, не подходить, не передвигать, не курить, не звонить по мобильному телефону и т. д.". Инструкция даже разъясняет, как разговаривать с террористами: "вежливо". В ряде школ эту памятку изучали и до распоряжения департамента. Как рассказал директор Царицынского образовательного центра Ефим Рачевский, в его школе на ОБЖ дети давно осведомлены, что делать в экстренных ситуациях. Пару лет назад в районе была перестрелка между местными бандитами, и пули попали в спортивный зал, где занимались пятиклассники. "Дети как один упали на пол. А учителя так и застыли стоя, поскольку не изучали, как себя вести в таких ситуациях. К счастью, никто не пострадал". ГУВД Москвы заявило о своих мерах: ежечасно сотрудники милиции будут патрулировать школы. Это продлится в течение как минимум нескольких недель, пока не спадет опасность террористических актов. Впрочем, когда минует эта опасность, никто спрогнозировать не может. Как защищаются в регионах Власти в регионах в основном ограничились тем, что изменили маршрут патрульных машин таким образом, чтобы они проезжали рядом со школами. Как говорят руководители некоторых регионов, "у нас есть приказ Минобразования повысить бдительность, поэтому мы постоянно держим этот вопрос на контроле, а не активизируемся только после чрезвычайных событий". Например, начальник управления образования Казани Ильдар Галиахметов заявил: "Мы не нагнетаем обстановку, и никакого психоза нет". А все потому, что уже год школьников Казани тренируют по программе "Антитеррор". Так, по словам господина Галиахметова, "если зимой для эвакуации школьников из здания требовалось 32 минуты, то после проведения учений тысяча детей покинула школу всего за две минуты". В Санкт-Петербурге детей не тренируют -- родители своими силами обеспечивают безопасность. Директора говорят о том, что сотрудников милиции в их школах нет, как нет постов и патрулей на близлежащей территории. По словам директора государственной школы №287 Галины Федоровой, в ее школе несут вахту два пожилых человека, никаких частных охранников и милиционеров нет. Она рассказала, что отдел образования Адмиралтейского района, в чьем подчинении находится школа, издал приказ "организовать в школах круглосуточное дежурство силами учителей". Но такая ситуация не везде. Например, в школе №281, которую окончил президент Путин, с этого года попечительский совет установил домофон, по которому можно связаться с охранником, а он уже приведет вызываемого родителями ребенка. Администрация мэрии Кургана, например, ограничилась приказом, запрещающим парковать грузовой транспорт вблизи учебных учреждений. Директора школ в Иркутске говорят, что бдительно следят только за учениками начальных классов. Как рассказала замдиректора по безопасности иркутской школы №4 Рита Алешонкова, "специальной охраны в наших школах никогда не было, но после событий в Северной Осетии ведется подготовка родителей к финансированию охраны". Чтобы принимать надежные меры, у регионов денег нет. Нет их даже у такого богатого региона, как Москва. Почем безопасность для школьников Как рассказал корреспонденту "Денег" министр образования и науки Андрей Фурсенко, "каждую школу мы должны обеспечить заборами, камерами и охраной". По его словам, в правительстве предварительно прикинули, сколько это может стоить, и решили, что государству это обойдется в $650 млн. Однако, как заверили директора школ, этих денег мало. По словам начальника окружного управления Москвы Владимира Новичкова, только ограда вокруг одной школы обходится в $50 тыс., установка камеры слежения -- в $4 тыс., а обслуживание техники -- в $6 тыс. Самая главная мера безопасности -- тревожная кнопка -- стоит около $1 тыс., столько же ее обслуживание в год. Это не считая родительских затрат на зарплаты охранников -- около $12 тыс. в год. Таким образом, только на одну школу государству необходимо потратить $62 тыс., а всего в России 65 тыс. школ. Все понимают, что необходимых денег у государства нет. "Эти меры очень нужны,-- говорит господин Новичков,-- но государство их не потянет. Мы все понимаем, что в результате директора школ поступят как обычно -- соберут свой попечительский совет, расскажут, сколько денег надо, сколько учится детей из малоимущих и многодетных семей и сколько в результате надо собирать с оставшихся родителей. Если попечительский совет согласится, школа будет укомплектована, нет -- ни о какой безопасности речи не идет". Несмотря на развернутую антитеррористическую деятельность, директора школ уверены, что все перечисленные меры необходимы, "только от группы вооруженных захватчиков они вряд ли спасут". "Государство залатывает дыры,-- говорит директор Царицынского образовательного центра Ефим Рачевский,-- вместо того чтобы вести систематизированную работу против террористов". ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ Как защищают детей в других странах Основная мера безопасности в образовательных и детских учреждениях Великобритании -- установка камер видеонаблюдения как в здании, так и за его пределами. Считается, что благодаря им возможность похищения ребенка сводится к минимуму и, кроме того, снижается число прогулов. Входы в большинстве британских школ оборудованы кодовыми замками, в некоторых учебных заведениях дежурят офицеры полиции с ручными металлодетекторами. Персонал учебных заведений постоянно проходит тематические тренинги. По мнению властей, при возникновении чрезвычайной ситуации именно сотрудники школы должны первыми прийти на помощь детям. Правительство Израиля считает обеспечение безопасности в детских учреждениях одной из главных составляющих госпрограммы по борьбе с терроризмом. В связи с тем, что министерство общественной безопасности не имеет достаточного числа сотрудников для охраны всех учебных заведений, преподавателям и воспитателям, имеющим право на ношение огнестрельного оружия, разрешено приходить с ним на работу.Для дополнительной защиты привлекаются девушки, проходящие срочную службу в армии и планирующие в будущем получить педагогическое образование. Руководителям учебных заведений также разрешено использовать для охраны "гражданскую стражу" -- добровольцев, имеющих разрешение на ношение оружия. Школьники проходят специальный курс действий в экстремальных ситуациях. Особое значение придается "навыкам быстрого реагирования" на сигнал тревоги. В образовательных целях руководство школы имеет право без предупреждения давать такой сигнал во время занятий. Ежегодно из федерального бюджета США на обеспечение безопасности в образовательных и детских учреждениях выделяется около $38 млн. После событий 11 сентября 2001 года и в связи с тем, что участились случаи перестрелок в школах, во всех учебных заведениях введено видеонаблюдение. В некоторых штатах на входах в школы установлены металлодетекторы. Местные власти также снабжают учебные заведения системами оповещения в чрезвычайных ситуациях, закупают спасательное снаряжение, обучают поведению в кризисных ситуациях персонал, преподавателей, родителей и школьников. Для учеников проводятся регулярные тренинги, призванные помочь им правильно сориентироваться в экстремальной ситуации. Власти Франции считают, что основным источником угрозы безопасности учебных заведений являются иммигранты из Северной Африки. Дети из семей иммигрантов зачастую учатся по специальной программе, в школах для них создаются отдельные классы. В большинстве школ установлены системы видеонаблюдения, дежурят вахтеры. Как правило, учебные заведения имеют собственную огороженную территорию, на которую не допускается автотранспорт и посторонние люди. Лишь немногие школы могут позволить себе заключать контракты с частными охранными предприятиями. В Японии упор делается на новейшие достижения в области электроники. Установленные на улицах видеокамеры позволяют отслеживать движение школьника на пути от дома до учебного заведения и обратно. Широко распространены наручные часы с устройством спутниковой навигации GPS, которые передают сведения о местонахождении ребенка. В большинстве школ работают сотрудники частных охранных предприятий, которые, как правило, находятся в здании до середины дня, когда у детей заканчиваются занятия. В некоторых учебных заведениях постоянно дежурят группы добровольцев (вроде народной дружины). Все японские школы оборудованы системами видеонаблюдения, а также механизмами оповещения спасательных служб. С преподавателями и школьниками проводятся тренинги по поведению в экстремальных ситуациях.ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК Вооруженные нападения в школах за рубежом 20 детей и 3 учителя погибли, еще 40 детей пострадали 15 мая 1974 года в израильском городе Маалоте. Члены Демократического фронта освобождения Палестины захватили школу, где ночевала группа школьников из Цфата. Террористы, захватившие 90 человек, требовали освобождения единомышленников из тюрем. Когда начался штурм здания, террористы открыли огонь по детям. 16 школьников и их учительница расстреляны 13 марта 1996 года в школе шотландского города Данблейна. Еще 12 детей получили ранения. Бывший вожатый бойскаутов Том Гамильтон, уволенный из школы за непрофессиональное поведение, ворвался в спортзал и открыл огонь из пистолетов, после чего покончил с собой. Школу, где произошла трагедия, снесли. 4 школьницы и учитель погибли, еще 10 детей были ранены 24 марта 1998 года в США. Нарядившись в камуфляж, 11-летний Эндрю Голден и 13-летний Митчел Джонсон устроили засаду у здания Вестсайдской средней школы в Джонсборо (штат Арканзас) и начали стрелять из винтовки и пистолетов по одноклассникам. Митчела Джонсона суд отправил в колонию до его совершеннолетия. Эндрю Голден признан умственно отсталым и освобожден от наказания. 2 школьника убиты и 26 ранены 21 мая 1998 года в школе американского города Спрингфилда (штат Орегон): 15-летний Кипленд Кинкель стрелял по школьникам в столовой из винтовки и двух обрезов. Подросток таким образом отомстил за исключение из школы после ареста в связи с попыткой приобрести оружие. Позднее полиция обнаружила в доме убийцы тела застреленных им родителей. Кипленд Кинкель приговорен судом к 111 годам тюремного заключения. 12 человек погибли и 23 получили ранения 20 апреля 1999 года в школе Columbine американского города Литтлтона (штат Колорадо). Два ученика этого заведения -- 18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клеболд, одетые в черные плащи и маски, расстреляли их из автоматов. После прибытия полиции подростки забаррикадировались в библиотеке и застрелились. Рядом с телами были найдены взрывные устройства с часовыми механизмами. Саперы также нашли взрывчатку в двух припаркованных рядом со школой автомобилях. 2 ребенка погибли и 10 доставлены в больницу после того, как 24 ноября 2000 года в Шри-Ланке боевики из группировки "Тигры освобождения Тамил Илама" из миномета обстреляли одну из школ города Маттура. Виновники не найдены. 2 человека застрелены и 13 ранены 5 марта 2001 года в американском городе Сэнти (штат Калифорния). 16-летний учащийся Чарльз Эндрю Уильямс пришел в школу с револьвером 22-го калибра и открыл из него огонь. Одноклассники рассказали полиции, что несколькими днями раньше Уильямс говорил, что собирается кого-нибудь убить. Подростка приговорили к 50 годам тюрьмы и штрафу в $10 тыс. 16 человек убиты 26 апреля 2002 года 19-летним Робертом Штайнхойзером в гимназии германского города Эрфурта. Преступник, вооруженный пистолетом и автоматом, ворвался в здание и застрелил 13 учителей, 2 школьников и полицейского и ранил еще 6 человек, после чего покончил с собой. Выяснилось, что ранее он был исключен из той же гимназии за подделку справок, разрешающих пропускать занятия. 5 августа 2002 года группа вооруженных людей ворвалась на территорию миссионерской школы под Исламабадом (Пакистан), где обучались 160 детей иностранцев из 16 стран. Неизвестные убили охранника и открыли огонь из автоматов по окнам здания, где шли занятия. Погибли также 4 служащих школы и случайный прохожий. Дети не пострадали. Террористы сумели скрыться. Ответственность за нападение взяла на себя группировка "Мстители пакистанского народа".

Анна Качуровская




Похожие по содержанию материалы раздела: Охота на лис или на демократию? Эфир под охраной На безопасность денег нет Террор есть, базара нет... ТЕРАКТЫ В ИНГУШЕТИИ И БЕСЛАНЕ МОЖНО БЫЛО НЕ ДОПУСТИТЬ Сочинский милиционер погиб за детей. Подземный гоп-стоп КОГДА ЦВЕТ СПАСАЕТ ЖИЗНИ На ночных бабочек слетаются "крыши" "Безумие терроризма - кто виноват и что делать" Москва:“Новоарбатский” делят: 100 человек сменили охрану Офис и визит милиции – взаимоотношения по Закону или «по понятиям»? Махинатор требует убрать из залов суда решетки для обвиняемых ВЫЖИТЬ В РОССИИ Александр Корсак: Конец силовым захватам Глядящие вместе Ваххабиты возвращаются На улицах Димитровграда все спокойно СТРЕЛЯЙ, ПОКА ЦЕЛ (Москвичей защитят от бандитов резиновые пули)

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация