Главная страница - Публикации

Особая зона - АвтоВАЗ



В начале позапрошлого века великий историк Карамзин на наивный вопрос "Что делают в России?" дал ёмкий, исчерпывающий ответ: "Воруют". С тех пор к односложному высказыванию учёного ничего принципиально нового добавить не удалось. Разве что размах воровства, стимулируемый спецификой вялотекущих реформ, приобрёл масштабный характер. Все последнее десятилетие Волжский автозавод, в отличие от персонажей расхожих анекдотов, у которых в запасе всегда есть одна хорошая новость, а другая - плохая, "радует" сограждан исключительно плохими новостями. Главным образом регулярным ростом цен на свои плохонькие легковушки, безнадежно проигрывающие конкуренцию с подержанными иномарками. Собственно, себестоимость "Жигулей" была и остается для огромной армии автомобилистов одной из главных тайн АвтоВАЗа еще с советских времен. Какая доля от розничной стоимости легковушек оседает в карманах заводских управленцев, посредников, дилеров, криминальных банкиров, бандитов, коррумпированных ментов и простых работяг-несунов, не знает никто. Но есть основания полагать, что рядовой покупатель, рискнувший связать свою судьбу с вазовским "железным конем", переплачивает за него процентов тридцать. Аргументы таковы: в 2001 году только учтенные потери предприятия от хищений составили более 865 миллионов рублей. В прошлом году - 705 миллионов. Причем больше воровать стали в особо крупных размерах. Силовые операции правоохранителей по зачистке криминала на автозаводе под кодовым названием "Циклон", последняя из которых завершилась почти шесть лет назад, как и ожидалось, дали неустойчивый временный эффект. Опутавшие предприятие с ног до головы оргпреступные группировки, изобразив маневр отступления, вскоре вернулись на временно утраченные позиции. Эти сведения подтверждает развернувшаяся на АвтоВАЗе операция "Концерн". Судя по всему, силовикам так и не удается разорвать порочный круг: криминальная ситуация на предприятии остается сложной. Уже в ходе операции "Концерн" милиционеры направили руководству промышленного гиганта более 120 представлений по ликвидации причин и условий, способствующих воровству. Причем немалую толику пунктов пришлось позаимствовать из представлений прошлых лет по причине их невыполнения. А сама причина проще пареной репы: среднему звену управленцев элементарно выгоден их саботаж. Годами наработанные схемы личного обогащения на поставках заводу сырья и комплектующих, а также сбыта готовой продукции не хочется ломать никому. Учредителями фирм-поставщиков по преимуществу являются сами вазовцы или их родственники: какая уж тут рыночная конкуренция! Но еще чаще заводские снабженцы при выборе поставщиков просто получают денежные вознаграждения за правильное "понимание" маркетинговой политики. Ни для кого не секрет, что дирекция по закупкам заключает договора вовсе не с производителями комплектующих, а с бесчисленными и откровенно наглыми посредниками. Стандартное объяснение: у завода нет денег на предоплату, а у посредника всегда есть оборотные средства. И если последний ломит свой непомерный процент, так это ничего - покупатель "Жигулей" возместит все. Контролируя поставки, криминалитет заставляет посредников гнать на завод бракованную продукцию, а то и вовсе ненужные комплектующие. Существуют и обратные схемы. Нормальные заводские запчасти продаются "своим" фирмам под видом неликвидов или отходов производства, вывозятся с пустой тарой или в тайниках грузовиков. Ловят таких умельцев регулярно. Севшие на скамью подсудимых водитель ООО "Технопарк" и охранник ЧОП "Групп-4" пытались вывезти с автозавода запчасти стоимостью три миллиона рублей. Шофер ООО "Ремсервисавто" припрятал в тайнике полуприцепа своего "КамАЗа" деталей на 1,5 миллиона. Воруют, действительно, все. После длительного скрытого наблюдения были задержаны два сотрудника Управления собственной безопасности АвтоВАЗа, занимавшиеся организацией вывоза ворованных запчастей. Очевидцы рассказывают, что у директора СП "Дженерал Моторс - АвтоВАЗ" Джона Милонаса округлились глаза, когда ему сообщили о масштабах хищений на возглавляемом им предприятии. - Этого не может быть! - с трудом выдохнул пораженный янки. Подозрительный американец со свойственной заокеанским бизнесменам прижимистостью тут же заменил всю охрану, чем сильно огорчил тольяттинскую братву. Разве США и Россия не стратегические партнеры? Делиться все равно надо# Сказать, что прямые хищения являются единственной причиной постоянного удорожания волжских автомобилей, не совсем верно. На то существует большая масса иных причин. Скажем, главный инженер дирекции технического развития задаром использовал на строительстве собственного коттеджа заводскую технику и рабочих. Директор смежного Жигулевского радиозавода увел в свою пользу 16 миллионов вазовских рублей. После милицейской проверки ЗАО "ВазИнтерсервис" пришлось возместить 71 миллион. И присосавшихся к могучему телу автогиганта фирм-прилипал несть числа. По мере разворачивания операции "Концерн" с апреля по июль возбуждено 140 уголовных дел на сумму материального ущерба более 100 миллионов рублей. Экономическую мощь АвтоВАЗа подрывает огромный рынок контрафактной продукции. Под контролем оргпреступных группировок в гаражах поселка Прибрежный местные умельцы в промышленных масштабах клепают все - от шурупов до сборочных деталей. Крупнейший в России рынок запчастей "Ставр" не успевает переваривать "самопал", продающийся под марками известных в стране фирм. В подпольных цехах оперативники обнаружили голограммы с торговым знаком Магнитогорского ЗАО "БелМаг", станки, упаковку и готовую продукцию на миллион рублей. Детали оказались столь низкого качества, что представляли собой угрозу аварий, а значит, и жизни людей. Свою деятельность народные умельцы оправдывают тем, что в Прибрежном нет другой работы. А суды наказывают их исключительно денежными штрафами. Операция "Концерн" несколько парализовала нахрапистость ряда тольяттинских ОПГ, лидеры которых греют сейчас косточки на Канарах и прочих "гаваях". В сентябре милиционеры закончат "шмон", и криминалитет вернется к своим традиционным будничным делам. 77 миллионов рублей, которые благодаря стараниям сыщиков удалось отбить у мафии, будут с лихвой возмещены в "общак". И все пойдет по старой, хорошо наезженной колее. - Конечно, мошенникам известны сроки операции, - говорит Дмитрий Курсов. - Но ведь впереди "Концерн-2" и другие расследования. Расслабиться ворам мы не дадим!..

Владимир УЛЬЯНОВ




Похожие по содержанию материалы раздела: На безопасность денег нет Террор есть, базара нет... ТЕРАКТЫ В ИНГУШЕТИИ И БЕСЛАНЕ МОЖНО БЫЛО НЕ ДОПУСТИТЬ Сочинский милиционер погиб за детей. Подземный гоп-стоп КОГДА ЦВЕТ СПАСАЕТ ЖИЗНИ На ночных бабочек слетаются "крыши" "Безумие терроризма - кто виноват и что делать" Москва:“Новоарбатский” делят: 100 человек сменили охрану Офис и визит милиции – взаимоотношения по Закону или «по понятиям»? Махинатор требует убрать из залов суда решетки для обвиняемых ВЫЖИТЬ В РОССИИ Александр Корсак: Конец силовым захватам Глядящие вместе Ваххабиты возвращаются На улицах Димитровграда все спокойно СТРЕЛЯЙ, ПОКА ЦЕЛ (Москвичей защитят от бандитов резиновые пули) Строительство требует безопасности Сэкономив, вы рискуете потерять все

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация