Главная страница - Публикации

ТЕРАКТЫ В ИНГУШЕТИИ И БЕСЛАНЕ МОЖНО БЫЛО НЕ ДОПУСТИТЬ



Первый заместитель командующего войсками Северокавказского округа Внутренних войск генерал-лейтенант Евгений Абрашин прислал в "Известия" статью, где предельно четко объясняет, почему последние теракты на юге России стали возможны. Пожалуй, впервые в современной истории действующий генерал открыто признает: условия для безнаказанных действий террористов мы создаем сами. В этой статье мне хочется всего лишь ответить на несколько интересующих всех вопросов: "Каким образом боевикам удалось беспрепятственно перемещаться по территории всем известных субъектов юга России? Была ли возможность не допустить чудовищных терактов и что нужно было для этого сделать?" Лично я уверен, что возможности по срыву многих терактов, особенно совершенных организованными бандформированиями, были.НАПАДЕНИЕ БОЕВИКОВ НА ИНГУШЕТИЮ 21-22 ИЮНЯ Информация о готовящейся акции боевиков была. МВД Ингушетии несло службу по усиленному варианту. Но усиление заключалось в организации дежурства руководящего состава в своих кабинетах и переводе незначительной части рядовых сотрудников на казарменное положение. Посты ДПС несли службу только на основных маршрутах движения транспорта и в обычном режиме. Несмотря на постоянную угрозу нападения, посты не были оборудованы в инженерном отношении и не обеспечивали безопасных условий для милиционеров. По этой причине в ночь с 21 на 22 июня посты ДПС без особых усилий были захвачены боевиками, а сотрудники ГИБДД первыми понесли большие потери. Дополнительные посты на дорогах, наряды милиции в населенных пунктах не выставлялись. Не проводились мероприятия по вскрытию местонахождения бандгруппы. В период усиления не привлекались к несению службы части Минобороны (МО): они находились в пунктах дислокации, а частей внутренних войск (ВВ) в Ингушетии в это время не было. Созданный в 2000 году в Назрани полк ВВ в 2002 году был расформирован. Появление крупных бандформирований на территории Ингушетии отмечалось каждое лето в 2001, 2002 и 2003 годах. Происходили боестолкновения с федеральными силами. Считалось, что боевики в те годы прорывались в Ингушетию из Грузии. Хотя это не совсем правильная оценка. Возможно, какая-то часть их и прибывала из Грузии, как правило, это наемники. В основном же составе крупное формирование боевиков постоянно находилось в лесных массивах юго-западной части Чечни и на юге Ингушетии. Несмотря на постоянные активные действия боевиков, Ингушетия не входила в зону вооруженного конфликта, а поэтому дополнительные силы на ее территорию не вводились. Административная граница с Чечней всегда оставалась прозрачной. Ее прикрытие осуществлялось силами МВД Ингушетии и эпизодически войсками из состава Объединенной группировки с территории Чечни. Возможности для свободного перемещения боевиков по территории Ингушетии были всегда. Преследуемые федеральными силами с территории Чечни они часто уходили в Ингушетию и там отсиживались. Сил и средств для их поиска и задержания на всех этапах контртеррористической операции в Ингушетии не хватало. МВД Ингушетии содействия федеральным силам в этом, как правило, не оказывало. После выступления боевиков 21-22 июня поиск их велся крайне неактивно. Свелся он к оперативным мероприятиям в населенных пунктах, в которых боевиков в это время не могло быть. Крупномасштабная войсковая операция по уничтожению бандформирования в лесных массивах, куда скрылись боевики, из-за отсутствия сил и средств даже не планировалась. Несмотря на то, что после известных событий в Назрани был сформирован полк ВВ МВД России, сил, достаточных для подавления активности незаконных вооруженных формирований на территории Ингушетии, по-прежнему не хватает. Это в свою очередь предопределило возможность проведения боевиками еще более чудовищной по своим последствиям акции в Беслане 1 сентября. Как выяснилось, к этому теракту причастно то же самое бандитское формирование. ЗАХВАТ ШКОЛЫ В БЕСЛАНЕ 1 СЕНТЯБРЯ Со всей ответственностью заявляю, что возможности по недопущению именно теракта в Беслане у нас были. Для этого прежде всего необходимо было всем силовым структурам выполнить распоряжения своих руководителей и реально до 5 сентября включительно службу нести по усиленному варианту. К сожалению, в Северной Осетии допущены те же ошибки. Переход на усиленный вариант несения службы свелся к организации круглосуточного дежурства руководящего состава в своих кабинетах и усилению охраны административных зданий. Посты ДПС также службу несли только на основных маршрутах. Дополнительных постов на въездных дорогах в город не выставлялось. Не было и дополнительных нарядов милиции в населенных пунктах. Необходимо было организовать проверки транспортных средств и людей в труднодоступной местности, осуществлять контроль за дорожной обстановкой с использованием вертолетов, провести массовую зачистку развалин в пригородах Владикавказа и Беслана. Для несения службы на период усиления необходимо было привлечь и воинские части, чего не было сделано. Причины те же: для Минобороны это несвойственная задача, а воинских частей ВВ во Владикавказе в это время не было. (Дислоцирующиеся в городе два батальона оперативного назначения и разведывательный батальон со всей боевой техникой выполняют боевые задачи в Чечне и Ингушетии). Информация о готовящейся акции боевиков постоянно циркулировала в силовых структурах. К потоку информации привыкли. Порой трудно было отличить, где она правдивая, а где ложная. Можно возразить, что 100-процентной гарантии по недопущению терактов быть не может. Да. Но это когда мы говорим о действиях террористов-одиночек. Допустить нападение значительной по численности бандгруппы, ее свободное передвижение на транспорте по дорогам с большим количеством оружия является непростительной ошибкой. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ Приграничные с Чечней районы необходимо было изначально включить в зону вооруженного конфликта и на их территории разместить постоянно действующие оперативные группы войск, входящие в состав объединенной группировки. Исключением могла быть Северная Осетия, где, учитывая территориальные и национальные особенности, оперативная группа войск должна быть отдельной и свои задачи решать самостоятельно. Такие предложения возникали неоднократно, но, к сожалению, не нашли поддержки у руководителей из центра. Террористические акты с 2002 года стали основной формой действий боевиков. Несмотря на это, именно в 2002 году родилась идея о завершении контртеррористической операции. Эта идея была реализована в необоснованном и преждевременном сокращении численности объединенной группировки на Северном Кавказе. В настоящее время объем задач войск, находящихся в Чечне, превосходит их физические возможности. Большая часть задач связана с обеспечением собственной безопасности. Активные действия по ликвидации оставшихся и вновь создаваемых бандгрупп проводятся эпизодически и должной эффективности не приносят. Поэтому в настоящее время получилось обратное, боевики после совершения терактов скрываются от преследований в Чечне. В августе 2004 года во всех субъектах ЮФО созданы постоянно действующие группы оперативного управления силами и средствами, выделяемыми для борьбы с терроризмом (ГРОУ). Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в системе МВД всегда существовал четкий план действий при чрезвычайных обстоятельствах (ЧО), включая и борьбу с терроризмом. В соответствии с ним во время ЧО в распоряжение руководителя органа внутренних дел субъекта федерации поступали в том числе воинские части ВВ. К большому сожалению, в Северной Осетии и Ингушетии воинских частей ВВ не было. Большая часть вины за это лежит на руководителях МВД, которые, имея достоверную информацию о готовящихся акциях боевиков, не потребовали возвращения в пункты дислокации из Чечни отправленных туда подразделений, а при невозможности возвращения не добились замены их на другие воинские части. Созданные ГРОУ сами по себе без войск ничего не значат. Мое мнение: в субъектах федерации ЮФО, в которых сохраняется угроза повторения терактов вооруженными группировками боевиков, необходимо срочно создать войсковые оперативные группы. А на территории Осетии и Ингушетии целесообразно создать единую войсковую оперативную группу, для управления которой необходимо ввести должность Военного коменданта района конфликта.

* * * СПРАВКА Генерал-лейтенант Абрашин Евгений Егорович, 1-й заместитель командующего войсками Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России. Многократно находился в командировках в Чеченской Республике: командовал группировкой внутренних войск, с 1 января по 1 сентября исполнял обязанности Военного коменданта Чеченской Республики.

Евгений Абрашин, генерал-лейтенант




Похожие по содержанию материалы раздела: Петербургский "Трансвааль" Особая зона - АвтоВАЗ КТО ВООРУЖАЕТ ТЕРРОРИСТОВ? Бойня на Садовом кольце "СЕРОГО КАРДИНАЛА КРЕМЛЯ" ПОХОРОНИЛ НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ ВЛАДИМИРА ПУТИНА Охрана, несовместимая с жизнью "Мы находили всех похищенных..." Последнее интервью Романа Цепова Письма в номер Viр-ограбление в Архангельском Пиратский рекорд МОЯ милиция КОГО бережет? Как в Лувре Беспокойная жизнь резиденции Железнодорожные новости: В полной готовности Магазины и рестораны выпишут себе паспорта, а ФСБ - данные об их сотрудниках В Мосгордуме: "Стой, кто идёт?" Бизнес защищается от угроз Отвечаем за все на объекте В МВД главков станет меньше, а генералов больше

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация