Главная страница - Публикации

Монетизация не коснётся льгот кабинета министров



В Госдуме ни один законопроект, в котором речь идёт о деньгах, не может быть рассмотрен без официального заключения Правительства. На одном из последних пленарных заседаний Госдума отказалась распространить процедуру монетизации льгот на членов кабинета министров. Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов последователен в своей законотворческой работе. Недавно "ПГ" рассказывала о его неудачной попытке монетизировать льготы экс-президенту страны. Тогда палата, опираясь на отрицательные отзывы Правительства и профильного комитета, отклонила его законопроект. Но, как и обещал либерал-демократ, на суд коллег он вынес новый проект - уже с предложением монетизировать льготы членам Правительства. Этот законопроект Алексей Митрофанов подготовил еще в начале осени прошлого года. Но несколько месяцев документ в поисках рецензий и отзывов путешествовал по высшим государственным сферам, озадачивая чиновников своей незамысловатой краткостью. Его суть изложена в четырех строчках статьи 1 (есть, правда, и статья 2, в которой говорится лишь о том, что вступает закон в силу через месяц после опубликования, наверное, чтобы министры психологически подготовились). Этой немногословной статьей предлагалось поправить Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ". Абзац второй статьи 46 этого закона Алексей Митрофанов видел в следующей редакции: "Членам Правительства РФ выплачивается денежная компенсация на расходы, связанные с медицинским и санаторно-курортным обслуживанием и социально-бытовым обеспечением, из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом". Понятно, что инициатор законопроекта как бы подвесил перед министрами морковку: деньги вместо льгот. Особенно выиграли бы те из них, кто отличается крепким здоровьем, не разговаривает долго по телефону и не любит ездить по командировкам. Причем сэкономленные таким образом средства можно потратить на что угодно. Хоть на повышение образовательного уровня. При этом нельзя не оценить ясный стиль и четкость мысли в пояснительной записке к законопроекту. Автор использовал принцип параллелизма, в то же время не пережимая в сравнениях. Скажем, идет речь о знаменитом "монетизационном" законе №122-ФЗ и одновременно указывается главный недостаток сложившейся системы льгот - они не позволяют разграничить финансовую ответственность за их предоставление. "Все расходные обязательства, - говорится в записке, - по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, предусмотренные в ряде федеральных законов для кавалеров ордена Славы, участников Великой Отечественной войны и боевых действий, членов семей погибших военнослужащих, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", граждан, пострадавших от воздействия радиации, инвалидов всех групп и доноров, переводятся в денежную форму (в виде компенсации или надбавок)". В этот же почетный ряд автор законопроекта предлагал поставить и министров. У каждого гражданина тогда, считает Алексей Митрофанов, появится возможность потратить свои дополнительные денежки исходя из степени нуждаемости. Правда, дает понять депутат, для того чтобы удовлетворить все эти нужды, нужно 1,8 триллиона рублей - именно на такую сумму наобещали льгот в погоне за популизмом прежние безответственные законодатели. Теперь же можно обойтись суммой гораздо меньшей, в том числе и по отношению к членам кабинета министров. Так как платить автор предлагал исходя из сложившихся расходов. В Госдуме ни один законопроект, в котором речь идет о деньгах, не может быть рассмотрен без официального заключения Правительства. Ясное дело, на Краснопресненской набережной очень внимательно отнеслись к инициативе либерал-демократа. О каких же суммах идет речь? Об этом правительственные эксперты узнали из финансово-экономического обоснования законопроекта. Он коснется, утверждает Алексей Митрофанов, узкого контингента - от 90 до 150 человек. Это члены Правительства РФ - его Председатель и заместители, министры и члены их семей. Услуги медицинского центра Управления делами Президента РФ, к которому они прикреплены, можно компенсировать 25-30 миллионами рублей. Пользование воздушным, железнодорожным и прочим транспортом - аналогичной суммой. Государственные дачи можно заменить 40-45 миллионами рублей. Ну а VIP-залы на разных вокзалах обеспечат министрам дополнительный доход в 4-5 миллионов рублей. Итого: 95-110 миллионов рублей. Ясное дело, что налогоплательщик может сильно сэкономить, если казна будет выдавать деньги министрам после того, как предоставлен отчет о командировке. На любой законопроект правительственный эксперт обязан подготовить заключение. Такая его миссия. Но что лично думает обо всем этом эксперт, не имеет никакого значения. Тем более что даже имени его не остается на документе - все нивелирует высочайшая подпись. Поэтому основа основ подобных заключений - правовая обоснованность и доскональное знание законов, вплоть до мельчайших их загогулин. Намерение депутата Митрофанова очевидно - подравнять министров под общую гребенку, дав им за это по нескольку миллионов рублей. Хорошо это в целом для общества, улучшит ли работу Правительства, станет ли министр эффективнее заботиться о налогоплательщике - источнике всех своих доходов и льгот? Ясное дело, эти вопросы эксперт перед собой поставить не может. А потому ловит автора законопроекта якобы на недостаточном знании законодательства. И пишет: "Необходимо учитывать, что концепция ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ заключается в приведении системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом разграничения источников финансирования, в то время как расходы на социальное обеспечение членов Правительства РФ осуществляются строго из федерального бюджета". Но главный аргумент, конечно же, такой: "Законопроект не содержит норм, определяющих источник и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов в нарушение пункта 3 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ#" В переводе на понятный это означает: лишних денег в казне нет. Именно этот пункт Бюджетного кодекса уже убил наповал сто тысяч других, даже более мягких законов, ставящих цель облагодетельствовать не только министров, но и все человечество. Заключения профильного Комитета по конституционному законодательству и Правового управления Госдумы ничего нового не привнесли. И повторили аргументы правительственного. С учетом отрицательных отзывов и бесперспективности есть варианты, позволяющие авторам подобных законопроектов самым незаметным образом снять их с рассмотрения. Но разве для этого депутат идет в парламент? Вспомним, еще при обсуждении проблем монетизации льгот экс-президенту Алексей Митрофанов пояснил свое заветное, скрытное намерение законодательного замысла: показать двойственный подход Правительства к одной и той же проблеме льгот. Надо сказать, на этот раз он шагнул уже в самое "око" тайфуна. Но при новом обсуждении не стал обращать внимания коллег на этот аспект своей законотворческой деятельности. Просто упомянул, что будет и третий законопроект - о льготах депутатов Госдумы. Также Алексей Митрофанов пояснил, что это вопрос "политической тактичности". Много раз Правительство говорило - натуральные льготы хуже денег. Так и надо начинать, с себя. В то же время автор законопроекта намекнул, что у каждого министра появится возможность использовать деньги на те или иные нужды в зависимости от степени необходимости. Содокладчик, первый заместитель председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец вопреки традиции не стал искать аргументы в юриспруденции и правовых актах. А взял за основу "морально-психологический аспект" законопроекта. Положительных моментов в нем нет. Он несет разрушительный эффект. Это наказание Правительству. Граждане России, выполняющие высокую миссию управления, должны работать без оглядки на тыловое обеспечение, отдавая все силы делу. Его поддержал и "единоросс" Павел Воронин. По его мнению, все подобные льготы - анахронизм от большевиков, но не дело сложные проблемы 122-го закона низводить до уровня Правительства, строя неуместные аналогии. Зато другой "единоросс" Андрей Буренин обратил внимание, что подобная монетизация льгот принесет каждому члену Правительства помимо зарплаты еще и до пяти миллионов наличными. А потому речь надо вести вообще об отмене льгот без какой-либо компенсации. Его идею развил коммунист Сергей Решульский, предложив всем вспомнить субботники, партминимумы и партмаксимумы, когда "ваши деды и отцы трудились на благо страны бескорыстно". В свою очередь член фракции "Родина" Александр Чуев посоветовал приглядеться к опыту стран с давней демократией. Там ведь как? За счет налогоплательщика - лишь офис, охрана, транспорт (если в служебных целях). И хотя законопроект принимать нельзя, по его мнению, к этой серьезной проблеме надо приглядеться. Льготы, начиная с власти, мешают развитию страны. В итоге законопроект, конечно же, не прошел. Но Алексей Митрофанов, как и в первом случае с неудачной попыткой монетизировать льготы экс-президенту, остался доволен. После заседания он дотошно и увлеченно что-то объяснял обступившим его журналистам. Вспомнилась мысль из выступления Александра Москальца: в принципе никаких денег и даже льгот не жалко. Лишь бы хорошо думали и по-умному управляли.

Иван ДЕНИСОВ




Похожие по содержанию материалы раздела: Охранять аэропорты будет государство Джордж Буш отыскал подход к Владимиру Путину Плотины снабдят "антитеррористическим" паспортом Беспокойный октябрь. Национальная безопасность Украинская прокуратура идет по следу убийц Георгия Гонгадзе Монетизация не коснётся льгот кабинета министров Милиционерам — премии, гражданам — свет Парламентская комиссия подбирается к Кремлю Феминизация казармы Разбойники с больших российских дорог охотятся за грузовиками. Разборки - убит соратник Напарника Анатолий Чубайс знает имя своего заказчика: "Мне его поймать нужно" Стрельба не по инструкции Взяточников приравняли к террористам? Анатолий Куликов избежал ареста Экономика - основа правопорядка? Министр обороны Сергей Иванов: У нас рабоче-крестьянская армия МУР идет по следу

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация