Главная страница - Публикации

Национальная безопасность



Андрей ГОЛОВАТЮК член Комитета Госдумы по обороне: После теракта в бесланской школе парламентарии активно принялись дорабатывать действующее законодательство, чтобы в дальнейшем подобные трагедии не могли повториться. Было разработано множество поправок в существующие нормативные акты. В частности, члены Комитета по безопасности предложили законодательно зафиксировать право внутренних войск МВД осуществлять оперативно-розыскную деятельность. О необходимости этого рассказал "ПГ" один из авторов поправки, член Комитета Госдумы по обороне Андрей Головатюк. СПРАВКА "ПГ" Головатюк Андрей Михайлович родился 17 декабря 1968 года. Образование высшее военное. Служил начальником штаба, заместителем командира Краснознамённого отряда специального назначения ОДОН ВВ МВД России. В декабре 2003 года избран в Госдуму по федеральному списку ЛДПР.

Практически ни одна страна мира сегодня не в состоянии эффективно противостоять угрозам, исходящим от террористов. Исключением не стала и наша страна: террористические акты уже стали трагической реальностью современной России. Между тем в Концепции национальной безопасности РФ определено, что одним из приоритетов государственной политики во внутриполитической сфере является нейтрализация условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. В этом же документе закреплены и важнейшие задачи в области борьбы с преступностью: выявление, устранение и предупреждение причин, порождающих преступность, укрепление системы правоохранительных органов, и прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму. Основываясь на положениях концепции, Госдума прошлого созыва в июне 2002 года приняла Закон "О противодействии экстремистской деятельности" и дополнила правовые акты "О безопасности" и "О борьбе с терроризмом". Однако время показало, что этого недостаточно. Уже на нынешнем этапе борьбы с терроризмом можно выделить такие внутренние угрозы безопасности государства, как деятельность националистических и сепаратистских организаций, создание незаконных вооруженных формирований, нападения с целью захвата оружия на арсеналы, предприятия, производящие вооружение и спецтехнику, а также организации, имеющие штатное оружие. В законодательных актах четко определены органы, осуществляющие борьбу с терроризмом, - это ФСБ, МВД, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и Минобороны. Здесь, безусловно, одним из важнейших направлений по выявлению и пресечению террористической деятельности является оперативно-розыскная деятельность. В соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности" ею должен заниматься ряд подразделений федеральных ведомств. Так, МВД имеет в своем составе внутренние войска, куда входят спецназ, разведывательные воинские части и подразделения. Их задачи - участвовать в разоружении и ликвидации незаконных формирований, организованных преступных групп, пресечение актов терроризма, в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты или специальные грузы. При выполнении всех перечисленных задач используется информация от взаимодействующих органов, которая требует проверки и подтверждения оперативными методами и средствами. Кроме того, по опыту работы спецназа и воинских частей разведки на территории Северо-Кавказского региона, в различных федеральных округах внутренние войска непосредственно проводят действия оперативно-розыскного характера. Например, опрос, наблюдение, изучение документов, досмотр помещений, зданий, транспортных средств и участков местности. Но части специального назначения в Чеченской Республике действуют в отрыве от территориальных органов внутренних войск и ФСБ и не имеют в своем составе сотрудников оперативно-розыскных органов. А потому самостоятельно получают информацию от местного населения и захваченных бандитов. Однако из-за отсутствия законодательной базы данные мероприятия с юридической точки зрения неправомерны. Поэтому и нужна поправка в закон, предоставляющая право оперативным подразделениям разведки внутренних войск заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Кстати, наша история уже имеет положительные примеры наделения внутренних войск таким правом. Накопленный опыт показывает: при отсутствии возможности самостоятельно вести оперативно-розыскную деятельность существенно снижается качество решаемых внутренними войсками служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта... Кстати, наиболее активное использование принципов и методов ведения такой деятельности воинскими частями внутренних войск осуществлялось в ходе Великой Отечественной войны. В 1941 году по приказу НКВД СССР были сформированы части для выполнения разведывательных задач в тылу врага, которые активно действовали, используя агентурные и оперативные способы добывания информации. К сожалению, опыт, полученный как в ходе войны, так и во время борьбы с националистическим подпольем на территории Украины, Белоруссии и Прибалтики, в дальнейшем не нашел своего развития и оказался невостребованным. Так было вплоть до возникновения межнациональных конфликтов на территории СССР в конце 1980-х годов и проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике в настоящее время. Поэтому, предоставив спецподразделениям внутренних войск право заниматься оперативно-розыскной деятельностью, на мой взгляд, мы решим одновременно сразу несколько стратегических задач. Во-первых, расширим сферу получения информации от дополнительных источников о возможных проявлениях террористической деятельности и создадим дополнительные структуры с пересекающимися полномочиями в области предупреждения терактов. Во-вторых, повысим качество получаемой информации за счет того, что воинские части и подразделения внутренних войск формируются по экстерриториальному принципу, а это позволит объективно оценивать оперативную обстановку в регионе. В-третьих, будет повышена защищенность объектов ядерной энергетики, химического, биологического производства и других потенциально опасных объектов, поскольку физической защитой данных объектов занимаются внутренние войска. Кроме того, в течение уже 15 лет воинские части Минобороны совместно с внутренними войсками привлекаются к выполнению задач по обеспечению безопасности государства и борьбе с терроризмом, однако законодательно вопрос применения данных воинских частей четко не прописан. Поэтому расширение сферы применения закона об оперативно-розыскной деятельности позволит заложить прочную основу по обеспечению безопасности нашей страны и защите от террористической угрозы.

Оксана УШАКОВА




Похожие по содержанию материалы раздела: Очень велик вклад дачников в экономику нашей страны, в обеспечение ее продовольственной безопасности.Сергей МИРОНОВ Письмецо в конверте... Охранять аэропорты будет государство Джордж Буш отыскал подход к Владимиру Путину Плотины снабдят "антитеррористическим" паспортом Беспокойный октябрь. Национальная безопасность Украинская прокуратура идет по следу убийц Георгия Гонгадзе Монетизация не коснётся льгот кабинета министров Милиционерам — премии, гражданам — свет Парламентская комиссия подбирается к Кремлю Феминизация казармы Разбойники с больших российских дорог охотятся за грузовиками. Разборки - убит соратник Напарника Анатолий Чубайс знает имя своего заказчика: "Мне его поймать нужно" Стрельба не по инструкции Взяточников приравняли к террористам? Анатолий Куликов избежал ареста Экономика - основа правопорядка?

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация