Главная страница - Публикации

Власть захвата или сила закона?



В России наблюдается поразительное равнодушие к такому разрушительному явлению, как незаконный захват предприятий, или гринмейл. А, к примеру, в Англии, когда проявились всего два случая недружественного захвата предприятий, так палата общин в течение месяца приняла необходимый закон, а еще через две недели палата лордов его утвердила. Они увидели опасность развала производственного сектора своей страны и немедленно предприняли превентивные меры. А что у нас? От факта обнаружения проблемы до принятия по ней решения проходят годы. Правоохранительные органы не знают, что предпринимать в такой ситуации. СПРАВКА "ПГ" Райков Геннадий Иванович, председатель Комиссии Госдумы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, член Комитета Госдумы по безопасности, родился в 1939 году. Окончил Омский машиностроительный институт, Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Член фракции "Единая Россия". Если у захватчиков продуман бюджет, то никакие знакомства, связи и заслуги не помогут компании-цели выстоять. Здесь и проходит грань между цивилизованным поглощением и захватом. Главная причина безразличия общества по этому вопросу - в крайней коррумпированности, несовершенстве законодательной базы и высочайшей рентабельности данного вида деятельности. Цель недружественного захвата предприятия - создать видимость фигуры добросовестного приобретателя. На проект по поглощению предприятия уходит примерно один год, причем руководство осуществляется из одного центра и по заказу. Мы сейчас переживаем такой период развития отношений, когда необходимо быть юридически грамотным, подкованным и находить средства на защиту своего бизнеса. Анализ ситуации подтверждает выводы о том, что предприятия устояли тогда, когда была команда и люди боролись за свое предприятие. По данным УЭБ правительства Москвы, менее чем за пять лет свыше 1,2 тыс. столичных предприятий испытали на себе "прелести" недружественных поглощений. Новый тип бизнеса набирает обороты, а вместе с ним растет и прибыль структур, которые гарантируют "защиту" от поглотителей. Ещё около 4 тыс. предприятий в столице продолжают вызывать аппетит у господ-поглотителей и могут быть "съедены" в ближайшие три-пять лет. В других российских регионах ситуация не лучше. На этом фоне планы правительства по дальнейшей приватизации производственных госпредприятий, которые фактически ничем не защищены перед захватчиками, выглядят несвоевременными. Они специализируются на захватах и перепродаже, перепрофилируют и разваливают производство, получая в руки земельные участки под предприятиями, стоимость которых, особенно в столице, постоянно растет. Давно уже назрела необходимость введения ограничений на реорганизацию и перепрофилирование предприятий, выполняющих государственный заказ. По статистике, предприятия тратят на охрану своего бизнеса до 20 процентов своей прибыли. Это огромные отвлеченные средства, причем непроизводственного сектора экономики. Отсюда такое огромное количество охранных структур в нашей стране. Сколько примерно стоит захват? В основе недружественных поглощений лежит крайняя коррумпированность нашего общества и властей, а также традиционное неуважение к частной собственности. По данным УЭБ Москвы, существуют следующие расценки: справки из Москомрегистрации стоят до 1 500 у.е., досье из налоговой инспекции - до 1 200 у.е., изменения в реестре акционеров - от 1 000 до 100 000 у.е., так называемый "заходной лист", т.е. обеспечительные меры - от 35 000 до 50 000 у.е., поддержка местной милиции - до 50 000 у.е. Если у захватчиков продуман бюджет, то никакие знакомства, связи и заслуги не помогут компании-цели выстоять. Здесь и проходит грань между цивилизованным поглощением и захватом. Ведь предприятие стоит столько, сколько стоит его захват рейдерами. Методика грубого расчета бюджета поглощения объекта у рейдеров состоит из оценки минимальной рыночной стоимости 1 кв. м имущественного комплекса в зоне поглощения + нижней рыночной стоимости права аренды земельного участка + активов общества по нижней рыночной стоимости (за вычетом амортизационных расходов). Например, стоимость бюджета поглощения объекта на московском Садовом кольце площадью около 500 кв. м оценивается в 1,5 млн. долларов, при том что стоимость такого объекта на рынке составляет около 3 млн. долларов. Основные проблемы не только в несовершенной законодательной базе. На недавнем семинаре, организованном Торгово-промышленной палатой Москвы и Управлением экономической безопасности Москвы, где обсуждались вопросы противодействия недружественным поглощениям, были названы основные причины деятельности так называемых рейдеров. Среди них - распыленный пакет акций акционерных обществ среди членов трудового коллектива, который рано или поздно должен быть консолидирован у реального собственника. При этом далеко не все собственники осознали необходимость выстраивания серьезной системы защиты своего бизнеса, потому что захваты предприятий стали очень прибыльным видом бизнеса (при скупке акций прибыль достигает 500 процентов, а при силовых захватах "по беспределу" доходит до 1000 процентов!). Также называются пробелы в законодательстве, но дело, видимо, не в законах, а в заказчиках этого вида бизнеса. На виду всегда фигурируют исполнители, но ведь они действуют в основном по чьему-либо заказу, который в конечном итоге становится собственником и перепродает захваченное производственное предприятие или перепрофилирует его. В нашем законодательстве все сводится к тому, что в соответствии с законом регистрация юридических лиц поручена налоговой службе. Нужно прийти в налоговую службу, предоставить соответствующий перечень документов, которые не проверяются на подлинность, ведь никакой правовой экспертизы нет. На основе этого выдают документ, и таким образом у предприятия появляется новый гендиректор. Второй сценарий - через госрегистрацию (получение прав собственности на недвижимое имущество, принадлежащее юридическому лицу). Там тоже на основе представленных и поддельных документов выдается уже истинный документ. Очевидно, что необходимо ужесточение ответственности реестродержателей за нарушения закона при ведении реестра - разработка соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Фактически это 159-я статья УК РФ (мошенничество). Как это выявляется? Ну не может быть в принципе два законных собственника. Не может быть одновременно два законно избранных гендиректора и два законных свидетельства о собственности. В борьбе с этим явлением должны быть адекватные действия властей с правоохранительной системой, направленные на пресечение и предупреждение фактов экономического терроризма. Все акции должны быть идентифицированы на любой стадии перехода прав и собственности, чтобы знать, кто их владелец. Когда они попадают к номинальному держателю, неизвестно, кто является собственником. У реестродержателя очень трудно получить необходимую информацию, а в такой ситуации не представляет труда сменить собственника. Также ведутся параллельные реестры. В законе нет требований об обязательном ведении регистрационного листа всех присутствующих на собрании акционеров и кто как голосовал поименно. Необходимы изменения в законодательстве, например ввести специальную статью в УК РФ по поводу ответственности за мошеннические действия и недружественные, незаконные захваты предприятий. Часто региональные органы власти в лице фондов имущества распоряжаются государственным имуществом как своим собственным, могут продать крупный пакет акций акционерного общества по договорной цене заинтересованным лицам. Причем продажа осуществляется без необходимого утверждения оценки имущества со стороны государственного контрольного органа в виде ФАУФИ в соответствии с Законом "Об акционерных обществах". Сами же эти органы недостаточно контролируют проведение аукционов по продаже государственных пакетов акций. В соответствии с законом №122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании ст. 19 вышеназванного закона при возникновении у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации в течение месяца он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений. Регистратор обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С учетом вышеизложенного представляется возможным установить порядок обязательной проверки учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлинности представляемых на регистрацию документов. Отсутствие порядка идентификации заявителей или их доверенных лиц, проверки достоверности представляемых ими документов при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, наносит ущерб правам и охраняемым законом интересам граждан, юридических лиц, действующих в рамках закона. В целях предупреждения и пресечения криминальных захватов предприятий и организаций, учитывая уже наработанный опыт и мнение специалистов, необходимо сформировать единую базу данных для сбора и систематизации информации об имеющихся фактах силовых захватов предприятий и организаций с целью их недружественного поглощения. В базу данных должна входить информация о фирмах, организующих захват; их история и конкретные лица, стоящие за ними, привлекаемые для захвата охранные предприятия, силовые структуры или подразделения Министерства обороны РФ, судебные органы и службы судебных приставов. Кроме того, необходимо проводить анализ условий, позволяющих осуществлять силовые захваты, в том числе на основании оценки материалов уголовных дел, и подготовку законодательных инициатив с целью дальнейшего совершенствования законодательства в области противодействия захватам с применением силы. Практика свидетельствует, что часто службой судебных приставов исполняются решения и определения региональных судов, несоразмерные исковым требованиям, либо сфальсифицированные определения, принятые на основании недостоверной информации. Представляется целесообразным службе судебных приставов приостанавливать начатое исполнительное производство и обращаться по принадлежности в судебные органы за разъяснением порядка его исполнения. Необходимо ужесточение ответственности судебных приставов за неправомерные действия при исполнении судебных актов внесением соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Нужно внедрить средства защиты судебных и исполнительных документов, для чего необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ. Сейчас только суд может отменить действия судебных приставов, а нужно, чтобы вышестоящие органы службы судебных приставов могли вмешиваться в незаконные и необоснованные решения (в т.ч. главные судебные приставы округа и прокуратура) и отменять их. Думается, что нужны изменения процессуального законодательства, устанавливающие исключительную подсудность дел, связанных с переходом права собственности на недвижимое имущество хозяйственных обществ, акции (доли) в хозяйственных обществах, ограничением полномочий органов управления, либо сменой органов управления по месту нахождения высшего органа управления общества. Для этого необходима разработка соответствующих изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Российской Федерации.

Геннадий РАЙКОВ депутат Госдумы, член Комитета по безопасности




Похожие по содержанию материалы раздела: МВД разоружает конкурентов Захват, банкротство, стрельба, дискриминация: плюсы и минусы Госдума против незаконной езды со спецсигналами Похитители Сергея Кукуры предстанут перед судом Лорд не задержался в колонии Где мой белый пистолет? ВЗОРВАННОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ Кто прячется от народа за спиной телохранителя У нас все “жучком” В зоне особого внимания. Власть захвата или сила закона? Оружие несмертельного действия – мнение разработчика Страхуй по мелочи...чтобы крупно не попасть Арестанту врать разрешается (Прав у преступника больше, чем у его жертвы) Все-таки это наши!В Канаде прошли Всемирные игры полицейских и пожарных Как защитить простого россиянина? Печальный циркуляр Жизнь европейцев станет прозрачной (Колпак для старого света) Авиакатастрофы станут расследовать всем миром

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация