Главная страница - Публикации

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СТРАДАНИЙ



Писать об этом трудно. Однако, не дай бог, это может коснуться каждого из нас. Разговор пойдёт о реальном отношении государства в лице его конкретных структур и чиновников к каждому гражданину. Но на конкретном примере. 28 апреля 2002 года, более трёх лет назад, в Ермаковском районе Красноярского края произошла всем известная авиакатастрофа вертолёта Ми-8, в результате которой погибли губернатор Александр Лебедь, 7 чиновников администрации края и журналисты. Покалечены остав-шиеся в живых 12 человек, включая членов экипажа, один из которых умер через год. Кто и где вспомнил о его семье? Кто и где помнит о матери Наташи Пивоваровой, потерявшей единственную дочь? Чем измерить её горе? Как её утешить? У меня до сих пор в ушах тоненький девичий голосок, молящий о помощи... Состоялся суд по уголовному делу, в котором непосредственными виновниками авиакатастрофы были признаны члены экипажа Тахир Ахмеров (4 года с отбыванием наказания в колонии общего режима) и Алексей Курилович (два года условно). Иски же родственников погибших и потерпевших о компенсации вреда здоровью в рамках уголовного дела краевой суд не стал рассматривать, ПРИЗНАВ за ними право на компенсацию. Правда, окончательное решение суда по уголовному делу было вынесено только в июле 2004 года, не прошло и двух лет... Такова предыстория. Одновременно с иском в рамках уголовного дела в январе 2003 года я, как, впрочем, и другие пострадавшие, обратилась в Железнодорожный районный суд Красноярска с гражданским иском о компенсации вреда здоровью к ответчикам - ООО "Авиакомпания "Скол", ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" и его дочернему предприятию "Аэропорт "Черемшанка". Во-первых, это право заложено в Гражданском кодексе РФ. Во-вторых, серьёзные травмы, полученные в результате авиакатастрофы (шесть тяжёлых операций, сломан позвоночник, задет спинной мозг, 14 переломов обеих ног), не дают мне жить нормальной и полноценной жизнью. Я лишена главного: возможности за собой ухаживать и самостоятельно передвигаться. Страшнее просто ничего нет - бесконечная, изматывающая тело физическая боль и вечная зависимость от сопровождающего. А глаза моих детей? Вместо красивой, жизнерадостной, уверенной в будущем матери они получили плачущий комок нервов. И это не я маленькой дочке подаю молоко в постель, когда ребёнок простудится, а она ухаживает за мамой! Мои руки всегда заняты костылями. Не я иду к ней в класс на школьное собрание, а она ездит со мной по больницам и реабилитационным центрам. Горько, обидно, беспросветно! Я храню, и не только как память, огромную кипу писем, телеграмм, открыток от простых людей и облечённых властью и должностями. Они пришли в мой адрес за эти годы, и я часто возвращаюсь к ним. Словами, советами и помощью людей я прошла через эти муки ада. И искренне всех благодарю. Я всё помню и ничего не забыла. Однако в феврале 2003 года решением Железнодорожного районного суда Красноярска при участии юриста ДП "Аэропорт "Черемшанка" О. Макаровой и представителя от ГУП "Енисейский меридиан" рассмотрение было приостановлено до принятия решения по вышеназванному уголовному делу, расследуемому Генеральной прокуратурой России. К сожалению, наша законодательная база построена таким образом, что остальные участники трагедии, которые халатными действиями и отношением к должностным обязанностям косвенно способствовали случившемуся, остались безнаказанными. Казалось бы, мелочь - эксплуатантом вертолёта на момент катастрофы уже являлся "СКОЛ", но принимало заявку от краевой администрации и готовило полёт государственное унитарное дочернее предприятие "Аэропорт "Черемшанка". Руководство предприятия не имело на это уже никакого права, но оно же дало заявку на подготовку к полёту экипажу, который состоял в штате другого юридического лица - также государственного унитарного предприятия "Енисейский меридиан". Несмотря на передачу вертолёта другому эксплуатанту, из Красноярского межрегионального управления воздушного транспорта Минтранса РФ (возглавлял его в то время В. Осипов, быстро уволившийся затем из управления) в адрес ДП "Аэропорт "Черемшанка" приходит телеграмма, разрешающая эксплуатировать вертолёт до 30 апреля 2002 года. Действия должностных лиц противоречили существующим нормативным документам и создавали в коллективах атмосферу безнаказанности и вседозволенности по принципу - сойдёт и так. В Гражданском кодексе РФ есть статья: "Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причинённый этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причинённый источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, завладевшее источником". Проще говоря, на бытовом уровне, в нашем случае фактически состоялся угон вертолёта, но с ведома и согласия его нового владельца ООО "СКОЛ". А это уже не мелочь, тем более что за этим последовала катастрофа со смертельным исходом. И кто же был во главе этого угона? Как показывают материалы уголовного дела - предприятие "Аэропорт "Черемшанка". Для дальнейшего понимания сути вопроса - оно не является собственником имущества, имущество находится у него на правах хозяйственного ведения. Собственником же имущества является государство в лице федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных структур, в том числе Красноярского края. Но государство, не отвечая по обязательствам этого унитарного предприятия, вправе самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Захотело -сегодня передало одному юридическому лицу, завтра -другому. Дальше начинается проза жизни. Пользуясь тем, что принят новый Гражданский кодекс, другие федеральные законы, предписывающие упорядочить различные сферы деятельности, в том числе и в государственных унитарных предприятиях, имущество предприятия-ответчика государственными органами выводится из-под удара с тем, чтобы в итоге к моменту исполнения решения суда по гражданским искам представить "Аэропорт "Черемшанка" юридической пустышкой, не обладающей никаким имуществом и подлежащей процедуре банкротства. Формально, с юридической точки зрения, всё верно - нет решения суда о признании дочернего предприятия "Аэропорт "Черемшанка" ответчиком по данному делу, нет и права пресекать подобные действия. Также есть обоснование в виде того же Гражданского кодекса и других федеральных законов. Но это формально, хотя, с другой точки зрения, именно подобные действия приводят к неплатёжеспособности предприятия, как это и происходит сейчас с "Черемшанкой", ещё в 2002 г. бывшей вполне преуспевающим предприятием, но по решению собственника стремительно следующей к банкротству, как и другой ответчик по иску - "Енисейский меридиан". А теперь внимательно следите за датами. Как уже сказано выше, иск к дочернему предприятию "Аэропорт "Черемшанка" был подан в январе 2003 г. А 8 апреля 2003 года выходит распоряжение замминистра Минимущества РФ Г. Токуленко "О передаче федерального имущества федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) "Красноярский региональный центр авиационной метрологии". Далее, 21 апреля 2003 года подписывается акт приёмки-передачи указанного имущества между государственным унитарным ДП "Аэропорт "Черемшанка" и ФГУП "Красноярский региональный центр авиационной метрологии", 18 февраля 2004 года он утверждается распоряжением того же замминистра. Последним распоряжением замминистра предписывается для ФГУП "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на переданное имущество, а территориальному управлению Минимущества России по Красноярскому краю внести изменения в реестр федерального имущества, связанные с указанной передачей. Авторов этих операций уже не интересует дочернее предприятие "Аэропорт "Черемшанка" с его шлейфом. Тем временем, не зная всей этой подковёрной, скрытой от общественного глаза деятельности руководителей и чиновников, в феврале 2004 года в обеспечение иска решением Железнодорожного районного суда Красноярска от 17 февраля 2004 года (за день до выхода распоряжения замминистра) был наложен арест на имущество всех трёх ответчиков, который в дальнейшем, 12 мая 2004 года, в ответ на частную жалобу одного из ответчиков - дочернего предприятия "Аэропорт "Черемшанка", подтверждён решением краевого суда. Обратите внимание - при подаче жалобы на указанное определение в апреле 2004 года дочернее предприятие "Аэропорт "Черемшанка", аргументируя её, ссылалось на имеющуюся платёжеспособность и кредитоспособность предприятия, хотя уже тогда был утверждён акт передачи имущества. В этой ситуации для руководства предприятия и непосредственного собственника имущества в лице Минимущества России важно было тянуть время для того, чтобы юридически оформить передачу имущества. Добавлю, что на протяжении 2002-2005 гг. должностные лица "Черемшанки" знали об имеющихся претензиях к предприятию, официально были об этом извещены, в том числе и со стороны Железнодорожного районного суда. В силу общественного резонанса (не каждый день в России падают вертолёты и гибнут губернаторы) знали и понимали суть происходящего и в территориальном управлении Минимущества по краю. Тем не менее, они проводят передачу имущества предприятия другому юрлицу. Логика примитивно простая: нет имущества - нечем и обеспечить выполнение решения суда. В нормальном государстве всегда присутствует ответственность государства и его органов перед своими гражданами за содеянное, в том числе за допущенные ошибки. У нас государство и его чиновники в подобных случаях действуют по принципу - либо ничего, либо сколько захочу и как захочу, столько и получишь. Сейчас имущество дочернего предприятия "Аэропорт "Черемшанка" находится, хотя и юридически не оформленным, в хозяйственном ведении другого созданного предприятия - Федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка". Именно оно является правопреемником "Красноярского регионального центра авиационной метрологии", которому передано имущество ДП "Аэропорт "Черемшанка". Но именно там, на том имуществе, загубленные жизни, здоровье пострадавших в авиакатастрофе. А пустышка, фантик в виде "Черемшанки" будет в скором времени предъявлена для выполнения решения суда по иску пострадавших. Однако на самом деле имущество, в частности, объекты недвижимости, ранее находившиеся в хозяйственном ведении у дочернего предприятия "Аэропорт "Черемшанка" ГУП "Енисейский меридиан", как бы висит в воздухе - с одной стороны, в государственном федеральном реестре нет уже такого пользователя, а, с другой стороны, операция по передаче имущества другому пользователю ещё не зарегистрирована, соответственно, прав у него пока нет. Во всяком случае, в Емельяновском отделе Главного управления федеральной регистрационной службы по краю, Эвенкии и Таймыру нет сведений о пользователях на недвижимое имущество, расположенное на территории аэропорта Черемшанка. Нет его и в филиале БТИ. Он, пользователь, появится потом, когда стихнет вся шумиха вокруг катастрофы. Всё это сделано руками госслужащих и руководством "Черемшанки". В момент катастрофы ею руководил и создал тот рабочий климат в коллективе А. Бахметьев. Затем операцию по передаче имущества предприятия проводил уже другой директор - Г. Килепо. Он же отказывался передавать документацию, в том числе и с этой операцией, другому назначенному и не ведающему о сути происходящего директору. Все директора, для сведения, назначаются распоряжениями Минимущества РФ и его структур. И когда кто-то из чиновников или хозяйственных руководителей будет для общественности с умным видом что-то там объяснять, ссылаясь на какие-то законы и их статьи, или даже возмущаться чем-то и кем-то, знайте - это, мягко говоря, лукавство. Налицо сознательный увод предприятий от ответственности за преступление. Наплевав на ведомственные инструкции в ходе подготовки и проведения трагического полёта вертолёта Ми-8, в дальнейшем должностные лица предприятий с не меньшим цинизмом, при участии государственных чиновников, просто-напросто лишают людей реального, не на бумаге, права на компенсацию. И все эти действия происходят на фоне физических и нравственных страданий родственников погибших и самих пострадавших. А ведь уже пошёл четвёртый год со дня катастрофы, снята условная судимость с одного из членов экипажа - Куриловича, пострадавшие продолжают проходить изнурительные курсы лечения и реабилитации. Заседание суда первой инстанции состоялось. Его решением ответчиками определены все три вышеназванных предприятия. Суммы компенсаций морального вреда здоровью с двух ответчиков, не удивляйтесь, соответствуют одной-двум месячным зарплатам руководителя небольшого предприятия или конкурсного управляющего. В новейшей истории России принято постоянно ссылаться на отсутствие судебной практики. Именно она является основной причиной того, что по судебным делам о компенсации морального вреда с ответчиков взыскиваются смехотворно малые суммы. Правда, отсутствие этой же практики не мешает судам взыскивать в пользу той или иной компании или влиятельного лица на порядок большие суммы о защите чести и достоинства. Взять хотя бы взыскание с издательского дома "Коммерсантъ" 310 миллионов (!) рублей в пользу Альфа-банка в счёт компенсации репутационного вреда. Или решение Солнцевского районного суда, удовлетворившего в прошлом году иск экс-главы Межпромбанка С. Пугачева о защите чести и достоинства в размере 10 миллионов рублей к политологу Г. Павловскому. И таких примеров множество. Не спорю, всё это требует своих компенсаций, однако сравнимы ли честь и достоинство, деловая репутация с человеческой жизнью, богом данной каждому из нас? Но только когда разговор ведётся об ответственности государства перед своими гражданами, всё тормозится, замалчивается, суетливо прячется. В нашей ситуации халатность чиновников и руководителей госпредприятий привела в конечном счёте к трагическому финалу. Они же делают всё, чтобы увести от ответственности предприятия и нивелировать происшедшее. Стыдно за такое государство. К слову, несколько лет назад вступила в силу Монреальская конвенция, отменяющая лимиты по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. При возникновении страхового случая авиапассажиры могут рассчитывать на получение 135 тысяч долларов. Монреальскую конвенцию подписали представители 31 страны - участницы Международной организации гражданской авиации, в том числе такие, как Канада, США, Япония, Греция, Мексика, Португалия, и даже такие, как Эстония, Панама и другие. Но в списках подписантов вы не найдёте Россию. Принимать ответственность государства перед гражданами не в её правилах, и наш пример тому подтверждение. И всё это несмотря на разговоры о социально ориентированном государстве. Буквально на днях затонул теплоход на Таймыре. Это чьи-то жизни, чья-то боль, чьё-то горе. Правильно говорит губернатор Александр Хлопонин: "К сожалению, нам всё чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда кто-то ставит свои коммерческие интересы выше безопасности людей. Зачастую это заканчивается трагично. С каждым таким случаем мы обязаны разбираться жёстко. Это единственный способ навести порядок и обеспечить безопасность наших людей". И последнее. Мучительно и трудно президент России ищет национальную идею, способную объединить общество. А она лежит под ногами, растоптанная и забытая в погоне за сиюминутными выгодами и удовлетворением амбиций. И называется она - справедливость. С ней жила веками и будет продолжать жить Россия. По большому счёту всё просто - добро надо поощрять и говорить за него спасибо, за содеянное зло немедленно должно следовать наказание, соразмерное этому злу. И покуда не будет каждый день и час, каждую секунду отстаиваться, пусть по крупицам, эта справедливость, надежды на возрождение России нет, какие бы усилия ни прилагались. В таком случае и обращения президента бессмысленны - их не слышат ни подчинённые ему чиновники, ни народ. И красивые законы, которые никто не собирается выполнять, - ни к чему.

Елена ЛОПАТИНА




Похожие по содержанию материалы раздела: Нефтяные реки без законных берегов Падучая болезнь ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ // Техносфера выходит из-под контроля Без ответственности нет безопасности Мы донесли до него правду «Находиться рядом с работниками милиции опасно» Реформаторы превращают медицину в дорогой товар ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ В Москве наведут пожарный порядок “Только так мы победим врага...” Рецидивист из детсада. В МВД тасуют генералов Студенты сдадут тест на наркотики МВД ПРЕДЛАГАЕТ ЗАПРЕТИТЬ ПРОДАВАТЬ CD И DVD С ЛОТКОВ Равнодушие помогает преступности Столичная ГИБДД засветилась новой инициативой Штрафы возвращаются По четкому механизму и правилам Америка закидает нас дешевыми дисками

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация