Главная страница - Публикации

Воздушная тревога



Британской полиции удалось предотвратить трагедию, которая по числу жертв и морально-психологическому эффекту была бы сопоставима с террористической атакой 11 сентября 2001 года. Террористы намеревались вновь использовать для своих целей пассажирские самолеты, которые должны были взорваться в небе над Атлантикой, а по другой версии -- над американскими городами.

По словам главы антитеррористического отдела Скотланд-Ярда Питера Кларка, злоумышленники намеревались пронести в ручной клади на борт пассажирских самолетов, направлявшихся из Британии в США, взрывчатку и осуществить взрыв над Атлантикой. Террористы-смертники собирались уничтожить не менее десяти авиалайнеров американских компаний «Юнайтед», «Континентал» и «Америкэн Эрлайнз». Число погибших могло бы превысить две тысячи человек и приблизиться к трем тысячам.

Кларк сказал, что в качестве бомб предполагалось использовать изготовленную в Британии самодельную «жидкую взрывчатку», т.е. смесь химикатов в жидком виде, которая может быть приведена в действие с помощью электронного взрывателя. Глава министерства внутренней безопасности США Майкл Чертофф сообщил, что террористы планировали собрать бомбы на борту самолетов из компонентов, которые по отдельности не опасны: «Это был очень умный и сложный план».

Имеющиеся данные позволяют с большой долей вероятности говорить о том, что за несостоявшимися терактами стояла «Аль-Каида» и ее главарь Усама Бен Ладен. Да и по времени эта акция, судя по всему, была приурочена к пятилетней годовщине событий 11 сентября. Один из ведущих мировых специалистов в области международного терроризма, эксперт Института оборонных и стратегических исследований в Сингапуре Рохан Гунаратна подчеркнул, что «скоординированные одновременные нападения с использованием самолетов» являются отличительным клеймом «Аль-Каиды».

Как рассказал вчера министр внутренних дел Великобритании Джон Рид, контртеррористическая операция началась в два часа в ночь на четверг. Наряду с подразделениями полиции в ней приняли участие сотрудники британской контрразведки МИ-5. В Лондоне, Бирмингеме и жилых районах вокруг столичного аэропорта Хитроу был арестован 21 человек. Они подозреваются в намерении осуществить теракты, которые, по словам заместителя начальника Скотланд-Ярда Пола Стивенсона, могли привести к «массовым жертвам невообразимых масштабов». Полиция пока не называет имен и национальной принадлежности подозреваемых. По неофициальным данным, все они -- молодые британцы пакистанского происхождения.

Питер Кларк предупредил, что арестованы еще не все подозреваемые, обыски продолжаются. Джон Рид сказал, что, по его мнению, главные организаторы взрывов задержаны, но добавил, что нельзя забывать о мерах предосторожности. Британское правительство вчера подняло уровень угрозы национальной безопасности до максимального -- критического. Это означает, что теракт может произойти в любую минуту. Правда, Джон Рид предупредил, что данное решение является всего лишь мерой предосторожности. Министр транспорта Дуглас Александер потребовал введения во всех аэропортах страны чрезвычайных мер безопасности на время проведения антитеррористической операции.

Это сразу же привело к значительным задержкам рейсов. Досмотр пассажиров в аэропортах проводится гораздо тщательнее и дольше обычного. Полиция предупреждает, что задержки в аэропортах Британии могут быть весьма серьезными и продлиться не один день.

Глава МВД заявил, что хотя наблюдение за потенциальными террористами велось несколько месяцев, решение об арестах было принято только накануне. А вот его американский коллега г-н Чертофф рассказал журналистам в Вашингтоне, что британские власти уже на протяжении последних двух недель знали о готовности злоумышленников к терактам. Судя по всему, Тони Блэр, буквально накануне улетевший в отпуск на карибский остров Барбадос, знал о готовящейся операции. Значит ли это, что он не рассматривает ситуацию как чрезвычайную? Пока оппозиция настроена весьма миролюбиво. Она полностью поддержала антитеррористическую операцию, проводимую правительством. Но нет сомнения, что, оправившись от первого шока, политические аналитики и простые британцы начнут задавать вопросы.

Оперативное разоблачение террористической сети в Великобритании пришлось для Тони Блэра как нельзя кстати. Шокирующая новость способна отвлечь внимание от таких неприятных для него вопросов, как обострение обстановки в Ираке, где кабинет Блэра полностью поддерживает действия США. Зная политическую изворотливость Тони Блэра, не приходится сомневаться, что он попытается извлечь из успеха спецслужб собственную политическую выгоду. Хотя ему будет трудновато объяснить свое отсутствие в стране в такой момент.

По словам главы британского МВД, премьер находится в курсе всего происходящего и санкционировал все принятые меры. Вчера в середине дня Даунинг-стрит распространила заявление, в котором Тони Блэр приветствовал действия британских спецслужб. Еще в ночь на четверг Блэр связался с президентом Бушем и подробно проинформировал его о деталях готовившихся терактов. Кстати, сам хозяин Белого Дома также встретил это известие вдали от своей резиденции -- на ранчо в Техасе.

Шеф министерства внутренней безопасности США Майкл Чертофф сообщил, что в Великобританию срочно направлены американские специалисты по обеспечению безопасности на воздушных судах. В самих США уровень террористической угрозы поднят до максимального -- «красного» -- для коммерческих трансатлантических рейсов из Великобритании и до чуть менее высокого -- «оранжевого» -- для других международных, а также внутриамериканских линий. Этот шаг, по словам г-на Чертофф, вызван отсутствием достаточной уверенности в том, что все террористы уже задержаны. Министр подчеркнул, что «США и Великобритания едины и преисполнены решимости в своих усилиях по обеспечению безопасности в своих странах». Поддержку британским спецслужбам выразил вчера и глава МВД Франции Николя Саркози. Он провел экстренную встречу с премьер-министром Домиником де Вильпеном и заявил, что его ведомство в настоящее время находится в тесном контакте с властями Великобритании.

Вчера в десять утра власти Великобритании приняли решение о закрытии главного аэропорта страны -- лондонского Хитроу для всех прибывающих лайнеров, за исключением тех, которые уже находятся в воздухе. Они объясняли это тем, что в аэропорту скопилось слишком много самолетов. Практически все крупные иностранные авиакомпании объявили об отмене рейсов в Великобританию.

Но пассажиры не ропщут. Узнав о случившемся, я отправился в ближайший Сити-Аэропорт. Это самый маленький из пяти лондонских аэропортов, зато ближайший к городу. Основные клиенты -- деловые люди, отправляющиеся в короткие командировки в Европу. Обычно здесь немноголюдно, поскольку регистрация проходит довольно быстро: бизнес-пассажиры обычно отправляются в путешествие без чемоданов -- с портфелем или сумкой.

Вчера утром здесь творилось нечто невообразимое. Залы ожидания аэропорта были забиты до отказа, сидячих мест, естественно, не хватало, многие сидели прямо на полу. Очереди к регистрационным стойкам вились длинными хвостами и, казалось, не кончались. Заместитель начальника безопасности аэропорта Крис Шепард рассказал, что предписание об изменении мер безопасности поступило сразу после двух часов утра. По тревоге были вызваны на работу дополнительные сотрудники. «Мы провели короткое совещание, наметили срочные меры для применения новых правил, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» г-н Шепард. -- Надо было найти способ информирования пассажиров, которых к утру, как обычно, ожидалось несколько тысяч, об экстренных ограничениях. Причем все надо было сделать так, чтобы не вызвать панику и не нарушить уверенности людей в способности сотрудников аэропорта справиться с этой нештатной ситуацией».

По словам Криса Шепарда, в срочном порядке на нескольких ксероксах были размножены новые требования к безопасности. Главные среди них: запрещено проносить на борт какую бы то ни было ручную кладь, мобильные телефоны, электроприборы, компьютеры, фото и видеокамеры. А также все виды жидкостей, вплоть до питьевой воды. Листовки с этими правилами раздавали пассажирам прямо у входа в аэропорт. Каждому улетающему вручали прозрачный целлофановый пакет, в который надлежало положить паспорт, бумажник, очки (без футляра), минимум необходимых лекарств.

На вопрос, как отнеслись пассажиры к столь необычным требованиям, Шепард рассказал, что первой реакцией людей было крайнее удивление. Но услышав информацию о возможных терактах, пассажиры воспринимали происходящее с пониманием.

Джин Ллойд, сотрудница лондонского отделения банка «Морган Стэнли», поведала, что приехала в аэропорт в восемь утра для полета во Франкфурт. В руках у нее была небольшая сумка, поскольку в Германии она собиралась провести всего одну ночь: «Конечно, я не собиралась сдавать ее в багаж, но когда узнала о новых требованиях, купила в магазине в зале ожидания маленький чемодан и сложила в него все, включая свою дамскую сумочку со всем ее содержимым. Вот, жду теперь вылета с пластиковым пакетом».

-- Как вы отнеслись к этой необычной ситуации?

-- Как к стихийному бедствию. Смиренно. Это неудобства, которые нам приходится переносить в эпоху войны с террором.

Положение Эммы и Поля Блэксмитов было куда труднее. Они собрались в отпуск в Испанию и должны были улетать в Аликанте. Ситуация осложнялась тем, что на руках у Эммы была полуторагодовалая Катрин. «У меня в руках была большая сумка со всем необходимым для ребенка, -- рассказал Поль, -- но пришлось сдать ее в багаж. Я пытался что-то объяснить сотрудникам безопасности, но быстро понял, что это бесполезно. В результате нам разрешили взять на борт смену памперсов и бутылочку с детским питанием. Да и то перед посадкой Эмма должна будет попробовать содержимое бутылочки в присутствии сотрудника безопасности».

-- Вы считаете, что введенные правительством меры -- это перехлест?

-- Как вам сказать, -- говорит Поль, -- конечно, для ребенка это полный кошмар. Но мы понимаем, что безопасность превыше всего, и ради нее можно идти на любые временные трудности. К тому же должен признать, что в этих сложных обстоятельствах сотрудники аэропорта и авиакомпаний делают все, что могут, чтобы облегчить участь пассажиров.

==========================================================

Хроника воздушного терроризма

23 июня 1985 года над Атлантикой взорвался «Боинг-747» авиакомпании «Эйр Индия», летевший из Монреаля в Бомбей с посадками в Лондоне и Дели. Погибли все 329 человек, находившихся на борту самолета. Ответственность за этот теракт возлагали на сикхских экстремистов, однако судебное разбирательство в Канаде закончилось оправданием подозреваемых за недостатком улик.

21 декабря 1988 года у шотландского местечка Локерби после взрыва заложенной на борту бомбы упал «Боинг-747-121» компании «Пан Американ». Погибли 270 человек, в том числе 11 жителей Локерби. За терактом стояла Ливия, конфликтовавшая со странами Запада: считается, что взрыв «Боинга» явился ответом режима Муамара Каддафи на американские бомбардировки Триполи и Бенгази в 1986 году. По этому делу в Британии был осужден офицер ливийской разведки Абдельбасет аль-Меграхи, приговоренный в 2001 году к длительному тюремному заключению.

19 сентября 1989 года в самолете «Макдоннелл Дуглас DC-10» французской авиакомпании UTA, совершавшем рейс между Браззавилем (Конго) и Нджаменой (Чад), сработало взрывное устройство. Лайнер упал в пустыне на территории Нигера, погибли все 170 пассажиров и членов экипажа. Считается, что этот теракт также был совершен по приказу руководства Ливии.

24 декабря 1994 года в аэропорту Алжира четверо террористов из антиправительственной «Вооруженной исламской группы» захватили аэробус A300 авиакомпании «Эр Франс». На борту самолета было 220 пассажиров и 12 членов экипажа. Преступники требовали разрешение на вылет во Францию. Позднее стало известно, что в планы бандитов входило обрушить аэробус на Эйфелеву башню или на жилые кварталы Парижа. После переговоров самолету разрешили вылететь в Марсель, где он был освобожден спецназом французской жандармерии. Террористов пристрелили при штурме аэробуса, были ранены 11 спецназовцев, 13 пассажиров и трое членов экипажа.

11 сентября 2001 года в небе над северо-восточной частью США исламскими террористами (в основном выходцами из Саудовской Аравии) были захвачены четыре пассажирских самолета. «Боинг-767» компании «Американ Эйрлайнз» и аналогичный лайнер компании «Юнайтед Эйрлайнз», летевшие из Бостона в Лос-Анджелес, были направлены преступниками в башни нью-йоркского Всемирного торгового центра. После начавшегося пожара здания обрушились. «Боинг-757» компании «Американ Эйрлайнз», летевший в Лос-Анджелес из Вашингтона, был обрушен на здание Пентагона. «Боинг-757» компании «Юнайтед Эйрлайнз», следовавший из Ньюарка в Сан-Франциско, рухнул в Пенсильвании. Общее число жертв этих терактов составило чуть менее 3 тыс. человек.

24 августа 2004 года после взрывов на борту в Ростовской и Тульской областях упали два российских лайнера: Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из московского аэропорта Домодедово в Сочи, и Ту-134 компании «Волга-Авиаэкспресс», направлявшийся из того же аэропорта в Волгоград. Погибли 93 человека. Преступления были совершены исламскими террористками-смертницами.

Зураб НАЛБАНДЯН




Похожие по содержанию материалы раздела: Осторожно: «чёрные» рейдеры Школа пререкания Мы воевали лучше, чем союзники Вояж на фоне кражи Комментарии Н.Г. Краюшенко к законопроекту о частной охранной деятельности Паленый пластик Профессионально о безопасности Ты их – в дверь, они – в окно Врачи «Скорой»: «Пока спасаем пьяных бомжей, кто-то умирает без помощи» Как уберечься в электричке от хулиганов? "Белая стрела" Каждому русскому городу – маленькое Косово Детекторы лжи зачищают персонал Военный подряд: безопасность на аутсорсинге Почему стражи границ не любят догов и спаниелей

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация