Главная страница - Публикации

НКВД дядюшки Сэма



Боязнь террористов рождает чудовищ. Впервые в истории американцы пошли на создание монополии в области спецслужб. 6 июня в эфире американских телеканалов с обращением к нации выступил Джордж Буш. Он объявил о создании новой спецслужбы - Департамента внутренней безопасности (Department of Homeland Security). Его главная задача - поставить под контроль все ведомства, которые в той или иной степени отвечают за безопасность страны - от ЦРУ до Департамента здравоохранения (сейчас их около 40). Штат новой структуры будет насчитывать около 170 тысяч сотрудников. Для сравнения - в ЦРУ сегодня служат около 20 тыс. человек, штат ФБР составляет 27 800 сотрудников. В предыдущем номере "Версии" мы уже писали о том, что фактически это вторая попытка создать координирующий центр американских спецслужб после сентябрьских терактов. 20 сентября Буш в своей речи в Капитолии заявил о необходимости создания такой структуры, а уже 8 октября 2001 года представил своего личного друга, бывшего губернатора Пенсильвании Тома Риджа в качестве шефа только что созданного Управления внутренней безопасности (Office of Homeland Security). На новую структуру возлагались большие надежды - рабочий кабинет Риджа разместили в западном крыле Белого дома, где расположены все кабинеты ближайших помощников Буша. Американские журналисты написали, что задачи нового ведомства будут во многом сходны с близкой нам в недавнем прошлом гражданской обороной. Спустя восемь месяцев ведомство Риджа переименовали из Управления внутренней безопасности в Департамент внутренней безопасности. Заменив одно слово другим, Буш пошел на очень серьезный шаг - в патриотическом порыве он просто зачеркнул все то, что делали его предшественники после Второй мировой войны. Дело в том, что президенты США, опасаясь попасть под контроль своих спецслужб, их постоянно дробили. Даже такой узкой областью, как спутниковая разведка, занимаются несколько ведомств. То есть для того чтобы, к примеру, сделать спутниковые снимки террористов, ЦРУ должно написать запрос отдельному ведомству - Национальному управлению рекогносцировки (космическая разведка). Конечно, оперативники всегда жаловались на лишние согласования, но это была гарантия контроля над спецслужбами. Создавая нынешнего монстра, Буш, видимо, пока не понимает, чем рискует. Предшественники. В истории уже был пример создания такой структуры - в нашей стране. И это отнюдь не КГБ, который хоть и стремился контролировать все и вся, но не претендовал на оперативное управление тем, что выходило за рамки сферы безопасности. Даже в лучшие годы Комитет госбезопасности, кроме самого себя, управлял только пограничными войсками и в какой-то степени пытался осуществлять надзор над армией. Но это было лишь слабое подобие монстра, созданного Сталиным в конце 30-х годов, - Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР в период 1936-1938 гг., когда ведомством руководил Николай Ежов. Тогда в структуру НКВД фактически входили Наркомат лесной промышленности, Наркомат связи, Главзолото, Главное управление капитального строительства Наркомата путей сообщения, Дальстрой, Наркомат водного транспорта и т.п. Руководство осуществлялось через посланных "на укрепление" руководителей, например, наркомом связи СССР был Матвей Берман, комиссар государственной безопасности первого ранга, который до этого возглавлял ГУЛАГ, а сам Ежов до падения был переброшен на Наркомат водного транспорта. Что уж говорить об армии, которая полностью контролировалась органами, а также обо всем, что тем или иным образом было связано с военной наукой, - вспомним хотя бы, где творили все наши авиаконструкторы перед войной. Кроме того, Ежов возглавлял и ГРУ, нарушая принцип конкуренции двух разведок. После исчезновения Ежова тенденция к централизации только усилилась. Как пишет Виктор Суворов в "Ледоколе", "2 февраля 1939 года постановлением СНК Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР ликвидируется... 2 февраля 1939 года вместо одного главного управления было создано ШЕСТЬ самостоятельных главных управлений НКВД, ведающих войсками и военными вопросами: - ГУ пограничных войск НКВД; - ГУ охранных войск НКВД; - ГУ конвойных войск НКВД; - ГУ железнодорожных войск НКВД; - ГУ военного снабжения НКВД; - ГУ военного строительства (Главвоенстрой) НКВД". После 1939 года централизация не закончилась, просто крен пошел в сторону армии. Наркомат связи, к примеру, был прямо подчинен Наркомату обороны. Это апофеоз централизации в угоду безопасности. Этому было лишь одно объяснение - страна готовилась к тотальной войне. После войны Сталин вновь попытался объединить спецслужбы: на базе НКГБ и ГРУ был создан Комитет информации. Но эта попытка и вовсе продержалась всего один год. Люди в черном. Полная централизация, да еще в рамках спецслужбы, конечно, имеет свои плюсы. Решения доходят до подчиненных на порядок быстрее. Да только даже Сталин смог удерживать страну в таком состоянии недолго - лишь создав атмосферу осажденного врагами лагеря, а спецслужбы заставил эффективно работать, только постоянно запугивая их репрессиями. У Америки сейчас похожая ситуация - им тоже кажется, что неприятель подбирается со всех сторон. Но даже в такой ситуации не стоит забывать о том, что у военных есть одна характерная черта: они так боятся докладывать наверх, что информация будет доходить до человека, которому разрешено принимать решения, годами. Кроме того, остается еще одна возможность: как только враг чуть отступит от осажденных стен, страна обнаружит, что правят ею уже совсем другие люди. Люди в черном. Кто такой Томас Ридж. Первым министром национальной безопасности станет Томас Ридж - бывший губернатор Пенсильвании и личный друг Буша. Томас Ридж, крупный человек с уверенными манерами и ирландским акцентом, родился 26 августа 1945 года в семье торговца славянского происхождения и матери-ирландки в Пенсильвании. Он окончил Гарвард и посещал юридическую школу Дикинсона (Dickinson Law School) в течение года, попал в армию, где получил "Бронзовую звезду" и дослужился до сержанта морской пехоты. Вернувшись домой, он закончил юридическое образование, работал помощником окружного прокурора несколько лет, пока не попал в 1980 году в команду, проводившую президентскую кампанию Джорджа Буша-старшего. В 1982 году он был избран в конгресс от республиканцев. Там он прославился тем, что, хоть и был католиком, вернул право на аборт, боролся за права ветеранов. Провозгласив жесткую программу борьбы с преступностью, он был выбран губернатором Пенсильвании в 1994 году. Так губернатор подписал более 100 смертных приговоров. Однако Ридж получил известность как борец за снижение налогового бремени. Например, он добился отмены государственного налога на прибыль для малого бизнеса. Женат, имеет двоих детей. ***. Найджел Вест, английский историк спецслужб, автор многих книг, в том числе вышедшей на русском языке "КГБ в Англии": - Это вполне типичная реакция администрации (как раз то, что должно успокоить конгресс, любящий драматические действия, и демонстрирующее, что Белый дом, как всегда, на высоте и в этой конкретной проблеме), направленная на то, чтобы перестроить всю систему спецслужб США из-за одного инцидента, пусть даже такого ужасного, как сентябрьские теракты. Очевидно, что самоубийственные бомбардировки будут иметь место и дальше, и это может повлечь изменение стратегии, но, конечно, не создание еще одного разведывательного аппарата с соответствующей бюрократией. Как вы правильно сказали, здесь есть намек на ущемление гражданских свобод, и это позволяет надеяться, что монстр не будет создан, чтобы злоупотребить своей властью в последующем. ***. Мнение Аллена Томсона, бывшего аналитика ЦРУ: - Пока еще рано говорить о том, на что будет похожа новая спецслужба. Но первое впечатление у многих моих коллег и у меня самого: то, что заявляется, обернется огромным бюрократическим беспорядком, который будет съедать массу времени. Кроме того, это потребует большой политической поддержки и необыкновенной административной прочности. И, конечно, это не имеет никакого отношения к тому, чтобы направить местечковые интересы ЦРУ и ФБР в область защиты страны, что всеми так обсуждалось (и о чем говорилось во время моей службы в ЦРУ). В лучшем случае это начало на длинном-длинном пути к созданию чего-то эффективного (в хорошем или плохом смысле). Что касается поворота в сторону НКВД или КГБ... Я могу переоценивать эффективность работы этих ведомств (вы должны знать это лучше меня), но наша новая спецслужба, как мне кажется, не имеет шанса стать столь же эффективной структурой, какими были НКВД и КГБ, по крайней мере пока. Может быть, дальнейшие атаки террористов, дальнейшие усилия правительства сдвинут дело в этом направлении, хотя я, конечно, надеюсь, что их не будет. ***. Вот как сформулировал Буш задачи новой спецслужбы еще 8 октября 2001 года: * ...Задачами ведомства являются разработка, координация и реализация исчерпывающей национальной стратегии защиты США от террористических угроз. Управление координирует исполнительные отраслевые службы, для того чтобы обнаружить, приготовиться, защитить и найти адекватный ответ на террористические атаки, угрожающие США. * Управление будет работать с департаментами и службами всех спецслужб, местными органами власти и частными организациями для достижения этой цели, а также будет дополнять и исправлять по мере необходимости национальную стратегию защиты США от терроризма. * Кроме того, в рамках работы Управления и выполнения задачи защиты территории США от угрозы террора создан Совет внутренней безопасности (The Homeland Security Council), который должен обеспечить полную координацию всех ведомств, задействованных в обеспечении внутренней безопасности. В совет вошли: * Президент, вице-президент, министры финансов, обороны, юстиции, здравоохранения, транспорта, директор Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям, директор ФБР, директор ЦРУ, помощник президента по внутренней безопасности и другие должностные лица исполнительной ветви власти, которых президент может время от времени приглашать в Совет. Руководители администраций президента и вице-президента, помощник президента по национальной безопасности могут посещать любые собрания Совета. * Госсекретарь, министры сельского хозяйства, внутренних дел, энергетики, труда, торговли, по делам ветеранов, руководитель Агентства по защите окружающей среды, помощник президента по экономической политике и помощник президента по внутренней политике должны посещать собрания Совета по вопросам, относящимся к их компетенции. Председателем Совета является президент. Структура Департамента внутренней безопасности . включает четыре управления: * безопасности границ и транспорта; * предупреждения чрезвычайных ситуаций; * биологических, химических, радиологических и ядерных контрмер; * информационного анализа и защиты инфраструктуры.

Андрей Солдатов, Версия,17.06.02




Похожие по содержанию материалы раздела: Стой, дружок, плати должок! Хулиганят не по-детски КГБ возвращается Обвал на улице Академика Королева Охранное сообщество, медиакомитет и конкурентно – охранная среда. Сыр в мышеловке Нанять охрану и не проколоться Автоматизированная система распознавания террористов Багажный отсев Системы ночного видения могут способствовать росту продаж автомобилей Охота за паспортами "Скорпионы" и "Вараны" воюют против террористов Искрометные будни Как правильно защищать свои права? МВД учится криминальным банковским схемам Изящный выстрел В светлое будущее Вынюхать преступника и опознать! Как вести себя при проверках милиции: советы налогового адвоката

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация