Главная страница - Публикации

Суперуправление: начало хорошее, но...



В обращении к нации 6 июня президент Джордж Буш (George W. Bush) объявил о реорганизации в высших эшелонах власти - наиболее масштабной с 1947 года, когда президент Гарри Трумэн (Harry S. spanuman) создал Министерство обороны, ЦРУ, и Совет национальной безопасности. Амбициозная цель Буша - создать управление, единственной задачей которого было бы обеспечение безопасности США от терроризма. "Сотрудники нового ведомства каждый день будут приходить на работу с мыслью о том, что самое важное для них - это защита сограждан", - объявил Буш. Безусловно, никто не будет оспаривать необходимость совершенствования методов борьбы с терроризмом. Особенно после того, как стало известно о промахах разведки накануне 11 сентября, о чем в последние недели много писали и говорили. Но слова Буша, должно быть, вызвали шок у многих и многих служащих тех структур, которые предполагается перевести "под крыло" управления безопасности национальной территории. Конечно, многие из них будут охранять границу, готовиться к ликвидации последствий катастроф и анализировать развединформацию. Но тысячи других станут заниматься сбором таможенных пошлин на игрушки, разработкой карантинных норм для цирковых животных и контролем над астрофизическими исследованиями. Есть лучшее решение. Управление должно быть компактнее. А его деятельность - более конкретной и узконаправленной. И президент должен понять, что созданием нового управления ограничиваться не следует, и позаботиться об улучшении взаимодействия между различными контртеррористическими структурами. Кроме того, создание управления не снимает с повестки дня совершенствование разведки в ФБР и ЦРУ. План Буша хорош в качестве "первой попытки", как считает политолог из American University Джеймс Тербер (James A. Thurber). "Но нужно заставить существующие структуры взаимодействовать и доверять друг другу". Это непростая задача. И чтобы ее решить, понадобится постоянное давление со стороны президента. Вот некоторые предложения: Сконцентрировать усилия на конкретных задачах. Новое управление "поглощает" 22 агентства со 170 тыс. сотрудников. При таких масштабах оно слишком громоздко и обходится в $37 млрд. в год. Управление должно быть избавлено от всего лишнего и сконцентрироваться на борьбе с терроризмом. "Необходимо юридически отделить те функции, которые не имеют ничего общего с безопасностью национальной территории", - полагает Уилл Маршалл (Will Marshall), президент центристского Progressive Policy Institute. Логичный первый шаг - таможенная служба. Ее функции по обеспечению безопасности границ вполне соответствуют задачам нового управления. А вот сбор пошлин должен оставаться за Министерством финансов. То же - с береговой охраной. Безопасность плавания малых судов, избавление от нефтяных пятен и сбор пошлин - прерогатива Министерства транспорта. Как говорит помощник одного из высокопоставленных республиканцев: "Не хотите же вы, чтобы Том Ридж (Tom Ridge) (начальник нового управления. - "Профиль") часами занимался тарифными планами?" Решить проблемы с разведкой. За попытками устранить чрезмерное "расползание" нового управления Буш оставил в стороне коренной вопрос: как навести порядок в ФБР и ЦРУ. Более того, президент решил, что новое управление должно ограничиться лишь анализом разведданных, но не собирать их самостоятельно, имея доступ не к разведсводкам, а только к аналитическим выжимкам из них. Это самый большой минус. По мнению экспертов, это ограничение приведет к пробелам в информации. Иво Даалдер (Ivo H. Daalder) из Brookings Institution считает, что такой подход "не имеет смысла. Вы не можете составить целостной картины, анализируя анализ, а не саму информацию". Одно из решений - потребовать от разведывательного сообщества открыть свои материалы для нового управления. Более фундаментальный вопрос: что делать с ФБР? Представляется, что лучше не переориентировать ФБР со свойственных ему задач охраны закона на предотвращение терактов, а передать все, что связано с терроризмом, новому управлению. Пример - весьма эффективная британская служба MI5. Заставить разные структуры взаимодействовать. Для решения вопросов взаимодействия в Пентагоне должен появиться помощник министра по безопасности национальной территории, как предлагают бывшие сенаторы Уоррен Радмен (Warren Rudman) (респ., Нью-Джерси) и Гэри Харт (Gary Hart) (дем., Колорадо). Высокопоставленные "офицеры связи" должны быть также в госдепе, министерствах юстиции и транспорта. Вот мнение Гэри Харта: "Президент должен заставить их взаимодействовать". Кое-кто опасается, что конгресс может сделать только хуже. "Можно "защипать" эту идею до смерти", - говорит конгрессмен Мак Торнберри (Mac Thornberry) (респ., Техас). Но, право, стоит ее немного "пощипать", чтобы небезупречный план в благих целях все же превратился в то самое управление, которое видится Бушу. Ричард Данхэм (Richard S. Dunham) с Полом Магнуссоном (Paul Magnusson) и Лоррэйн Уэллерт (Lorraine Woellert) в Вашингтоне. - Business Week.

"Профиль", 01.07.02




Похожие по содержанию материалы раздела: Большинство американцев поддерживают использование видеонаблюдения на объектах городской инфраструкуры ОМОН ушел под воду Рота садового назначения Как спастись из горящего дома? Предпраздничная торговля и рост магазинных краж Тельняшка и черный берет Парадоксы выбора Выборы. Интересные факты Профилактика – основной метод снижения потерь в розничной торговле Терроризм. Механика живых бомб Как в Новый год уберечься от домушников ФСБ празднует победу, боевики меняют тактику Как обезопасить свои шесть соток от воров Сюрпризы предпраздничной торговли Корпоративные воры или Почему воруют топ-менеджеры? Как не надо встречать Новый год «ГРУППА Р» подвела итоги уходящего года Новогодний справочник москвича Школа выживания

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация