Главная страница - Публикации

Непойманные воры



Когда в понедельник вечером гипермаркеты Мега и Ашан погрузились во тьму, на территории торгового комплекса находилось несколько тысяч покупателей. Интересно, какая мысль пришла в их головы первой? Спасать себя или спасать свои покупки? А, может быть, бежать к выходу, параллельно сметая все, что попадется под руку? Ведь все равно в кромешной тьме за руку воришку никто не поймает. Их и при свете-то не всегда ловят...

Как показывают данные исследований, проведенных компанией "Центр безопасности торговли", и покупателей, и персонал магазинов можно условно разделить на три категории: 10% из них готовы воровать в любой момент, 10% не пойдут на это ни при каких условиях, а 80% - колеблющиеся. Получается, магазинным воришкой может оказаться практически каждый.

Воровство как образ жизни

Девять часов утра. В торговый зал украинского супермаркета бодро входит прилично одетый мужчина лет 40 и направляется к винно-водочным рядам. Там ставит в корзину пол-литровую бутылку водки и идет в хлебный отдел, заворачивает за один из стеллажей со свежими караваями, садится на корточки, отвинчивает крышечку и опорожняет бутылку. Далее закручивает крышечку, лепит на прежнее место акцизную марку и, прихватив булочку, направляется к кассе. Разумеется, предварительно вернув "практически целую" бутылку водки на место. 

Особую категорию воришек составляют, так называемые, "евробомжи". Для них воровство - это игра. Суть ее сводится к тому, что молодые люди колесят по Европе с минимумом денег в кармане. Правил в этой игре масса, но одно из основных состоит в том, что настоящий "евробомж" не имеет права ничего покупать в супермаркетах - он должен исключительно воровать. В последнее время западное увлечение получило широкое распространение и в России. Главный инструмент, который используют "евробомжи" против электромагнитных датчиков, - это обычная бытовая фольга.

Не по нужде, а по призванию воруют и клептоманы. Самая известная из них - американская киноактриса Вайнона Райдер. Была арестована 12 декабря 2001 года в одном из крупных магазинов престижнейшего района Лос-Анджелеса Беверли-Хиллз за попытку кражи одежды на сумму более 5,6 тыс. долларов.

Средь бела дня

Ульяновские воришки практикуют иные способы "одалживания товаров", а именно переклейку штрих-кодов. Как правило, приходят " народные умельцы" в магазины не с пустыми руками, а с заранее заготовленной коллекцией: чтобы было из чего выбрать и на что заменить. Меняют, как правило, штрих-коды дорогих товаров на дешевые. Помимо этого, практикуют и прямую подмену товаров.

Один сотрудник супермаркета рассказал, что лично поймал мужчину, который в коробку из-под дешевой пасты пытался положить дорогой "Блендамед". На таких воришек глаз у охраны наметан.

Посреди бела дня из крупного торгового центра в Литве первоклассник "увел" 14 велосипедов. Как показали видеозаписи, восьмилетний Арунас проводил велосипеды через неработающую кассу, а на площади перед супермаркетом его 13-летний сосед Александр раздавал их мальчишкам. Стоимость украденных велосипедов более $1200. Должностные лица считают, что ответственность за убытки торгового центра лежит на охранниках, которые не заметили, как в течение более двух часов уезжает двухколесный товар. Несовершеннолетние преступники наказания не понесут.

Не уличенный, но вор

В супермаркетах воруют много. Что, впрочем, и не удивительно: товар лежит как на ладони, охраны почти не видно, а большинство установленных камер видеонаблюдения - откровенные муляжи. При чем об этом знают не только воры-профессионалы.
Чтобы хоть как-то компенсировать убытки от клептоманов и банальных воров, продавцы закладывают в цену товаров собственные издержки. До 5% цены товаров заложено на магазинные кражи. В новых торговых центрах на охрану тратятся немалые средства, причем именно с охраны и взыскиваются деньги за украденный товар.

Специалисты утверждают, что времена, когда воровали исключительно от нужды, давно прошли. Сегодня кто-то ворует от недостатка адреналина в крови, кто-то хочет проверить себя таким образом на смелость. И лишь немногие занимаются этим профессионально

Как выяснилось, немало краж совершается сегодня обычными гражданами, вполне законопослушными вне стен торговых залов. Чаще всего воруют вино, чай или кофе. "Рассказывают сказки, что дома у них умирает больная бабушка, которой не на что купить хлебушка и лекарств, а с полок тащат не булку, а самый дорогой импортный кофе", - поделился с газетой один из охранников.

"В основном у нас воруют приличные люди, говорят сотрудники вологодского супермаркета "Макси". - Одеты хорошо, работают в приличных местах". Особенно им запомнилась женщина, которая просила: "Делайте что хотите - фотографируйте, в милицию звоните. Вот только на работу в "Сбербанк" не сообщайте". В "Макси" фотографии уличенных воришек красуются на доске позора.

Уличить, не значит поймать

Поймать воришку не так-то просто. По закону охранник не имеет полномочий досматривать личные вещи покупателя. Согласно ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ производить досмотр может только сотрудник милиции, и то в присутствии двух понятых, составив о том протокол.

Если охрана не вызвала милицию и продолжает задерживать вас, это можно квалифицировать как незаконное лишение свободы, за что предусмотрена уголовная ответственность. Еще надо доказать, что вы украли эту банку кофе, а не купили ее в соседнем ларьке, а без доказательств любое обвинение беспочвенно.

Заподозрив вас в краже, охранники могут лишь позвонить по телефону "02" или в местное отделение милиции и сообщить о свершившемся, на их взгляд, преступлении. При этом закон не обязывает вас дожидаться милиционеров у кассы. Максимум, что в состоянии сделать охранник в данной ситуации, не преступая закона, - выйти из магазина вслед за вами и проследить, куда вы пошли.

Бороться и не напороться

Генеральный директор Агентства исследования и предотвращения потерь (АИПП) Игорь Чумарин говорит, что все потери торговых сетей распределяются примерно в следующей пропорции: 20-25% приходится на брак, 20-25% воруют покупатели, 20-30% - кассиры, еще 20-40% - это кражи остального персонала. При этом представители торговых сетей признают, что традиционные меры защиты от воровства - это лишь профилактика.

По мнению генерального директора "Агентства исследования и предотвращения мошенничества" Игоря Чумарина, защититься от магазинных воришек не так сложно. "Необходимо размещать стеллажи с товаром так, чтобы они не загромождали торговый зал и обеспечивали хороший перекрестный обзор, не выставлять дорогостоящие товары без надлежащей защиты, а мелкие - рядом с выходом из магазина", - рекомендует специалист. Охранникам же, по его словам, нельзя поворачиваться к покупателям спиной, а при встрече взглядами необходимо смотреть в глаза.

Недавно на рынке появилась услуга по подготовке скрытых агентов для торговых сетей. С мая 2003 г. этим занялся Центр безопасности торговли (ЦБТ). Выпускники школы при ЦБТ - это в том числе и торговый персонал магазинов, занимающийся за дополнительное вознаграждение сбором сведений для системы безопасности.

Эксперты ЦБТ рекомендуют распределять "секретных агентов" следующим образом: среди торгового персонала и работников склада их должно быть около 5% , среди офисных работников - 10% и среди кассиров - 15%. Информация об агентах должна быть строго конфиденциальной, доступной только ограниченному кругу лиц: начальнику службы безопасности, директору магазина и его заместителям.

В тех супермаркетах, где "спецагенты" пока не работают, применяется иная практика: в случае выявления факта кражи воришке предлагается оплатить товар в тройном размере, а "вырученная" сумма переходит к задержавшему вора охраннику в качестве премии.

В некоторых магазинах любителей "бесплатного сыра" фотографируют для вывешенного в зале стенда, в других заводят картотеки "проштрафившихся" клиентов, чтобы в следующий раз сразу взять их на заметку.

В группе риска

Покупатели:
- подростки, устраивающие "толпу" у стеллажей и на кассе;
- люди в просторных одеждах или одетых не по сезону;
- бойкие молодые мамаши с детскими колясками;
- пожилые люди, много времени проводящие у полок с дорогими товарами;
- граждане, напоминающие бомжей и пьяниц.

Товары:
- алкогольные напитки;
- сырокопченые колбасы и прочие мясные деликатесы;
- косметика (лосьоны, шампуни, кремы);
- икра и морепродукты;
- кофе и чай в небольших баночках и пакетиках.

В Европе самым похищаемым товаром считаются презервативы. Как отмечают эксперты, при хищении этого товара значительную роль играет не только малый размер его упаковки, но и чувство стыда, возникающее у покупателя на кассе, которое и подвигает его на преступление. На втором месте - женское белье. Далее следуют бритвенные лезвия, шоколад, тампоны и прокладки, батарейки и аккумуляторы, а также спиртные напитки.

Лидером по воровству в супермаркетах Европы является Великобритания. По данным британского Центра исследования розничной торговли, магазинные воришки крадут там товаров более чем на 4 млрд. фунтов ежегодно, что составляет около 2% ежегодного оборота розничной торговли в стране. За такие преступления в течение года задерживают около 500 тыс. человек. Вторыми по объему краж идут французы, третьими - греки.

http://www.rian.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Павел Стромский будет бороться с мошенничеством в VISA У мэрии будет своя милиция Вторая жизнь лифта Европейцы создадут бюро авиабезопасности Канада во всеоружии Киллер убит, охранник Иосифа Орджоникидзе ранен Все табло - в одно Брат за брата Почувствовать опасность МЕДИКОВ, МИЛИЦИОНЕРОВ И ПОЖАРНЫХ В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ СОБЕРУТ В ОДНОМ МЕСТЕ В ожидании 4 июля Столица займется самозащитой. Американский секретный агент - ворюга, алкаш и гуляка ЛИЧНОСТЬ БАНДИТА, ЗАСТРЕЛЕННОГО ИНКАССАТОРОМ, УСТАНОВИЛИ С ПОМОЩЬЮ "МК" В Украине создана комиссия, которая будет реагировать на попытки незаконного захвата предприятий Приди и возьми Чужие ВО ВСЕ КВАРТИРЫ ПРОТЯНУТ ПОЖАРНЫЕ РУКАВА Польский хакер взломал сайт НАСА

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация