Главная страница - Публикации

Как избавиться от страха в самолете...



Эксперт по авиационной безопасности Валерий Тимошкин дает советы читателям, страдающим аэрофобией. Про щемящее чувство дороги написаны песни. Но мы сегодня про другое чувство - безысходности. Оно возникает всякий раз, когда мы летим или едем в отпуск, командировку, на дачу. Нам хамят в "пробках" и аэропортах, нас пугают воздушные ямы и гаишники... Возможно, наши собеседники помогут вам легче перенести тяготы летних путешествий. Аэропорт. У стойки регистрации прошу посадить меня непременно в хвост лайнера. Девушки удивляются: - Все в нос просятся. Там меньше трясет. - Дык, у меня аэрофобия, - говорю я. - А по статистике, чаще выживают сидящие в хвосте... Лица будущих попутчиков, стоящих за мной, вытягиваются. Они не знают, что я специально выбрал утренний рейс, заранее поинтересовался типом самолета и уже купил шесть банок пива. Я не больной. Я просто боюсь летать! (Кто не боится в свете последних авиапроисшествий?) И потому пользуюсь советами специалистов по авиастрессам. - Утром летать предпочтительнее с точки зрения погоды, - говорит эксперт по авиационной безопасности Валерий Тимошкин. - Утром кучевые облака, которые потом могут превратиться в грозовые, только начинают образовываться... - А чем они опасны? - Тем, что в кучевых, куче-дождевых и грозовых облаках - молнии, грозы и так называемая болтанка. Последняя вызывается вертикальными перемещениями потоков воздуха: теплый поднимается вверх, холодный и влажный - вниз. Наиболее сильны эти потоки как раз внутри облаков. Они создают воздушные ямы, где вибрация самолета может достичь значительных величин, неприятных для пассажиров. А при больших значениях перегрузок - от двух крат и более - это небезопасно и для конструкции самолета, и для надежности работы его двигателей. В болтанку двигатель может заглохнуть. Потому что искажается нормальный вход воздуха в него... - А что вы скажите про ночные полеты? - Если предстоит лететь не менее четырех часов с пересечением нескольких часовых поясов, то с точки зрения комфорта лучше лететь вечером. Чтобы человек поспал в полете. Есть тут преимущества и с точки зрения безопасности: ночью меньше встречных самолетов, проще с загрузкой связи диспетчерских пунктов. Хотя последний случай с Ту-154 "Башкирских авиалиний" показывает, что даже это иногда не спасает. Повторюсь, больше преимуществ вылета - в первой половине дня. - А какой тип самолета вы считаете самым надежным? - Из пассажирских - Ил-86. За двадцать лет эксплуатации у него не было ни одной аварии, не считая дурацкой в Дубае в прошлом году, когда он сел... с невыпущенными шасси. - "Тушки" менее надежны? - Они самые многочисленные и доступные. И техническая надежность у них - особенно у Ту-154М ("модернизированный") - очень высокая. - Если сравнивать Ту-154 и Ту-134 - что предпочесть? - Я бы предпочел Ту-154, потому что у него три двигателя. Если откажет один из них, то шансов благополучно сесть больше. К тому же на 134-м более слабые двигатели. - Теперь перейдем к "импортным" лайнерам... - В аэрофлотовском парке - А-310 и Боинги-737. 737-й - относительно маленький самолет, но весьма надежный. Все последние происшествия с ними связаны с "человеческим фактором" - управлением полетом или выдачей экипажам нечетких условий в полете. - Вы говорили мне, что садиться лучше в хвост... Почему? - Хвост с куском фюзеляжа при падении нередко остается целым. И потом, в хвосте нет топливных баков. Они - в крыльях, как правило. А на самолетах наибольшего размера - еще и в фюзеляже. - Получается, крылья - самое опасное место? - Так точно. - Учтем... Теперь хотелось бы услышать мнение профессионала о поведении в салоне самолета. - Четверть российских авиапассажиров - это те, кто много летает. И они, конечно, не боятся полетов. Но что целесообразно? Когда сел в кресло, посмотри внимательно, что находится поближе от тебя на борту. Где ближайшая аварийная дверь? Посмотри надписи вверху, касающиеся кислородной маски и жилета, - это в основном на западных самолетах. Ведь часто стюардов не слушают, когда они объясняют все это. А зря. Самолет - дело серьезное. Посмотри, где сбрасывается иллюминатор, где огнетушитель висит. Если над тобой оказался неудобный багаж, не стесняйся сказать об этом его владельцу или стюардессе. Осмотри пассажиров. Вряд ли увидишь будущего террориста. Но по облику людей можно предположить, что будет, если возникнет неисправность. Есть ли близко дети, пожилые люди и так далее? При возникновении проблем стюардессы, конечно, об этом объявят. Но не сразу. А только в момент, когда станет ясно, что сесть по-тихому не получится. Так что если заметил в иллюминатор, что с самолетом что-то не в порядке - дымок, у крыла лист обшивки "шевельнулся", возникла трещина, не бойся показать себя трусом, нажми кнопочку и пригласи стюардессу. - А что, летчики дыма не видят? - Конечно, нет. Они сидят впереди. А в хвосте пассажиры видят и иногда стесняются стюардессе об этом сказать. Предпочитают обсудить данный факт с соседом. - Правда, что самые опасные минуты - взлет и посадка? - Да. Потому что это переменный режим, когда параметры полета резко изменяются. На взлете скорость возрастает с 0 до 300 - 350 км/час. Отказы могут привести, например, к выкатыванию с полосы. Так что болтать на взлете, даже с красавицей соседкой, не надо. Вот набрал лайнер метров 300 - сейчас высотомеры есть везде - видно, как шасси убралось и звук двигателя уменьшился - можно вздохнуть, перекреститься или Аллаху молитву воздать. А лучше помолиться дважды. Перед разбегом: "Господи, сделай, чтобы было хорошо". А когда лайнер набрал 300 метров: "Спасибо тебе, Господи!" Что вы улыбаетесь? Я серьезно говорю. При посадке же трудность в том, что надо попасть на очень узкую полосу. И частенько в сложных метеоусловиях. Именно при посадке происходит почти две трети опасных ситуаций. - Но вот самолет поднялся за облака, теперь ему уже ничего не угрожает. Или почти ничего? - Отказ техники может быть. Но любой самолет двухдвигательный может продолжить полет на одном двигателе. Трехдвигательный тоже может снижаться аккуратно с малой скоростью и выбрать себе аэродром. Посадка будет в этом случае вынужденная, а не аварийная. Был случай, когда Ту-154 вообще сел без двигателей. Вы об этом писали. А вообще самолет с большой высоты может с отключенными двигателями спланировать. Чем больше запас высоты, тем больше у него возможностей дотянуть до ближайшего аэродрома или по крайней мере сесть не на жилые дома, а на шоссе. Это испытывается при сдаче первого самолета - он обязательно садится без двигателей. Обязательно! - Какие авиакомпании с точки зрения безопасности, на ваш взгляд, лучшие? - Конечно, сейчас питерская "Пулково". На втором месте - "Аэрофлот". На третьем - уральская. А вот что касается четвертого места, то тут может быть много разных мнений. - А правда, что лучше лететь не чартерным рейсом, а регулярным? - Особенно чартера бояться не надо. Но статистика показывает, что безопасность там в пять раз хуже, чем на регулярных рейсах. Потому что чартеры часто готовятся в спешке. - Вы как-то мне сказали, что, если есть возможность не лететь, лучше не лететь. Это такая поговорка? - Нет. Это было в КБ Туполева. Там много классных летчиков. И над окошком, в котором оформлялись командировки, висела табличка: "Без нужды в самолет не лезь!" Беседовал Роман ПОПОВ. КСТАТИ У нас все больше новых лайнеров! Всего в российских авиакомпаниях эксплуатируется 18 новых отечественных магистральных самолетов. У "Аэрофлота" - шесть Ил-96-300, у "Домодедовских авиалиний" - три, у ГТК "Россия" - один. "Кавминводыавиа", "Красноярские авиалинии", "Сибирь" имеют по два Ту-204. У "Дальавиа" есть один Ту-214, а у "Аэрофрахта" - один Ту-204С. Пессимисты прогнозируют, что в 2006 году в России останется около 55 процентов тяжелых магистральных самолетов и около 16 процентов самолетов местных авиалиний. В 2015 году эксплуатируемый парк практически будет списан по отработке ресурсов. А оставшиеся суда перестанут отвечать международным требованиям. Но это, если ничего не делать. А ведь меры уже принимаются. В прошлом году было приобретено шесть новых самолетов, что в два раза больше, чем в 2000-м. Но главное то, что два из них были куплены за счет государства. Впервые с 1995 года! А по программе "Модернизация транспортной системы России" до 2010 года предусмотрено приобретение 1117 воздушных судов....И не стать животным в автомобильном стаде Психотерапевт, консультант Центральной автошколы Наталия Киршева предостерегает водителей от ненужных эмоций на трассе: Соревновательный стиль езды - не для всех. - Начнем с того, что машину с психологической точки зрения дамы и мужчины рассматривают по-разному, - поясняет Наталия. - Для мужчины автомобиль - продолжение его характера. Для женщины - часть имиджа, если можно так сказать - продолжение внешности. Поэтому-то вы нечасто увидите женщину за рулем автомобиля с тонированными стеклами. Женщина за рулем - личность творческая и интуитивная. Она хочет, чтобы ее видели и оценивали. Мужчина-водитель - все равно что трамвай, идущий по рельсам. - И не дай Бог схлестнуться с этим трамваем... - Да, к сожалению, как показали наши исследования, женщина в психологическом смысле - слабое звено среди водителей. Мужчина, как и в семье, срывает на ней раздражение. А женщина в пять раз реже мстит на дороге и раздражается за рулем в три раза реже мужчин. - Ну давайте все-таки мужчин оправдаем, а то подумают, что мы собрались в очередной раз предать их анафеме... - Давайте. Спишем мужское хамство на то, что мужчины действительно сильнее загружены по работе и, следовательно, стрессов у них возникает гораздо больше, чем у нас. К концу дня их информационные каналы забиты, просто трещат по швам! У женщин-водительниц тоже, кстати, есть свои классические психологические проколы. Во-первых, женщине не всегда удается перенять соревновательный стиль у мужчин. И пытаться не надо: все равно не получится. Во-вторых, не надо на дороге преувеличивать значение женского потенциала. Сели за руль - вы равный среди равных, а не кокетка на танцплощадке. Третье: женщина, пришпилившая на заднее стекло каблук в треугольнике - заранее жертва. Американские феминисты в жизни бы не поняли, для чего вы хотите подчеркнуть свою слабость. И не ждите от мужчин уступок: правила для всех одни. - Наташа, скажите, а почему человек, садясь за руль, становится более агрессивным? Я даже по себе это замечала... - Садясь за руль, вы попадаете на свою маленькую закрытую территорию и тут же вливаетесь в толпу или стадо таких же обособленных особей, как вы. А толпа агрессивна изначально. В толпе человек склонен опускаться на уровень животных реакций. Вы начинаете вести себя более примитивно за рулем, потому что вы более защищены и менее наказуемы... Какое небо го-лу-бо-е!!! - А что делать, если тебя обхамили: ответить тем же? Сделать вид, что тебе наплевать или как-то выпустить пар? - Ответить тем же? Не дождетесь! Не надо лишний раз подставляться под агрессию - лучше вам от этого не будет. Впадете в крайность - получится ДТП. А зачем нам портить статистику? Пока из 300 аварий женских всего 5 - 6. Пусть мужчины поучатся выдержке. Есть несколько приемов, позволяющих водителю довольно быстро выйти из стресса. 1) Постарайтесь максимально сконцентрироваться. Сделайте три глубоких вдоха-выдоха. 2) Облейте себя мысленно холодной водой. Если есть с собой бутылочка простой воды, сделайте несколько маленьких глоточков. 3) Остановитесь. Посмотрите на небо или на что-то голубое. Этот цвет хорошо успокаивает. 4) Вы впали в ступор. Он перекрывает доступ к чувствам. Ущипните себя. Произнесите вслух: "Эй! Ты здесь?" 5) Некоторым выйти из шока помогает сильный звук. Включите на полную мощность радио. Иногда для снятия стресса необходимо что-то пожевать. Возите в бардачке конфеты - здорово выручает. - А кто чаще попадает в аварии? - Те, кто больше уязвим в пределах своих границ. У меня был пациент, у которого все время бились машины. Оказалось, в личной жизни у него было не все в порядке, тыл подвел. Как только он выяснил отношения с супругой, машинную "порчу" как рукой сняло... Пишите глазами "восьмерки" - не попадете в "десятку"! - Вот, допустим, мне надо сесть за руль, а состояние не очень: нервишки пошаливают, разобранная вся какая-то... - Когда состояние "не очень", лучше воспользоваться общественным транспортом. Но если все-таки ехать надо, посоветую вам неплохое упражнение, помогающее концентрировать внимание. Также оно помогает наладить взаимодействие обоих полушарий мозга. Делать его советую утром. Сидя или стоя, 10 - 16 раз соедините правое колено с левым локтем и наоборот. Лень делать это - начертите на листе бумаги большой крест и несколько раз проведите по нему глазами. Вернулись домой уставшие от стояния в пробке - сделайте рассоединительное упражнение, мы называем его "марионетка": тоже 10 - 15 раз соединяйте локти и колени. Только в этот раз левое с левым, а правое с правым. Это поможет снять напряжение, расслабиться. - Я слышала, что мужчины и женщины вообще смотрят и видят по-разному. - Да. Взгляд мужчины - прожектор. Он выхватывает только то, куда смотрит. А взгляд женщины - широкоугольный объектив. Она, например, входит в комнату и видит сразу все. Но упражнения для тренировки обзорного зрения одинаковы для всех. 1) Большим пальцем правой руки пишем перед собой горизонтальную "восьмерку" или - математический знак бесконечности. 2) То же делаем большим пальцем левой руки. 3) Соединяем большие пальцы обеих рук и снова чертим ту же "бесконечность". И так - 3 - 4 раза. - А как вы советуете вести переговоры с гаишником? - О! Тут можно разыграть разные роли! Как раз тут женщине позволительно намного больше, чем мужчине (если, конечно, гаишник - не дама с жезлом). Главное - не впадать в роль жертвы и обязательно довести спектакль до конца. В разговоре с инспектором (если он агрессивен) можно принять роль строгого контролера: строго спросить его документы, должность, на каких основаниях вас остановил. Женщине подойдет роль маленького вампирчика. Например, инспектор строго спрашивает: почему, мол, девушка, у вас ремень не пристегнут? А вы ему: "Ремень, уважаемый, меня возбуждает!" Гарантирую: ни один инспектор не найдется что ответить...

Анна АМЕЛЬКИНА. "Комсомольская правда", 23.07.02




Похожие по содержанию материалы раздела: По следам мафии Пожалуйста за покупку! США сами наняли террористов для 11 сентября? Бойцы невидимого фонда Ни квартир, ни денег, ни еды Мемуары полковника Российский чудо прибор способен обнаружить "джина в бутылке" Шоп-лифтеры. Партизаны общества потребления Боевая юность старухи Шапокляк Обезопасить свою жизнь Утомленные Сетью Более 600 тысяч москвичей могут считать себя «крепостными» 96 тыс. шпионов 200 тысяч военных снимут погоны? Заметки “пупкаря”. Как работается охранникам в СИЗО Как получить автостраховку за несчастный случай Как саратовец охранял дачу на Рублевке Конкурс «Национальная безопасность»: от выживания к развитию, от успеха – к могуществу Существует ли тайное правительство Земли?

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация