Главная страница - Публикации

Пьяный за рулем: штраф или тюрьма



О том, что порочную практику вождения автомобиля в нетрезвом виде необходимо изжить, говорят уже давно. Пьянство за рулем является второй после превышения скоростей причиной ДТП, и нередко оборачивается для виновника и его жертв самыми тяжелыми последствиями. Но после недавней трагедии на трассе Рязань–Клепики, где пьяный водитель без прав, врезавшись в марширующую венную колонну, убил шестерых курсантов, такие инициативы начинают приобретать реальные очертания. Тогда министр обороны Сергей Иванов предложил ужесточить наказание за вождение в нетрезвом виде. "В том случае, если водитель попадается за рулем пьяный и не нанес никакого ущерба, он все равно отправляется в тюрьму", - резко заявил министр.

Соответствующий законопроект подготовил глава Совета Федерации Сергей Миронов. Он предлагает внести в Уголовный кодекс РФ поправки, согласно которым севшему за руль пьянице будет грозить до 5 лет лишения свободы. Сейчас, напомним, максимальным наказанием за управление транспортным средством в состоянии опьянения является лишение водительских прав сроком от полутора до двух лет. Если же "принявший на грудь" за рулем стал причиной ДТП, наказание предполагается еще более жестким. В случае причинения серьезных травм виновник ДТП должен отправляться за решетку на срок до семи лет, а в случае гибели человека – и на все десять. "Пусть водитель, садясь пьяным за руль, знает, что никакими штрафными санкциями и лишением прав он не отделается. Пьяный за рулем – значит, садишься в тюрьму. Иначе нам никакими мерами порядок на дорогах не навести, и будут тысячи россиян ежегодно погибать на дорогах", – заявил С.Миронов.

Вчера же законопроект, предусматривающий возможность введения уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде, в общем получил одобрение комиссии по безопасности движения при правительстве РФ. По словам директора департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктора Кирьянова, законопроект вызвал бурное обсуждение на заседании комиссии. Некоторые из членов комиссии выступили против введения уголовной ответственности за данное нарушение, настаивая на сохранении административного наказания. Причины их сомнений известны давно. Во-первых, не все тест-системы позволяют точно определить, пил человек или нет. Некоторые могут реагировать на кефир, лекарства, и даже некоторые болезни. Во-вторых, коррупция в органах ГИБДД пока никуда не делась – и нет никакой гарантии, что новый закон просто станет инструментом для новых поборов со стороны гаишников. И, наконец, вполне возможно, что кому-то "не повезет" попасть под действие "драконовского закона" из-за того, что сотрудникам ГИБДД надо выполнять план или из-за личной неприязни. Не исключено, что гаишники просто начнут охоту за людьми, которых можно хоть косвенно, но привлечь по "пьяной статье".

Тем более, что сейчас в законодательстве есть норма об уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде "с отягчающими обстоятельствами". Статья 264 УК РФ “Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека”, предусматривает от 2 до 7 лет лишения свободы. Стоит ли сажать человека в тюрьму за то, что он просто попался инспектору в нетрезвом виде за рулем, но вреда пока никому не причинил – вопрос спорный. У сторонников и противников такой нормы есть свои аргументы, которые должны быть учтены при принятии закона.

Единства, как мы видим, не было даже в комиссии, что уж говорить об обществе в целом. Правозащитники выступают против подобного нововведения, утверждая, что оно лишь увеличит коррупцию в органах ГИБДД. Однако "указание свыше" о том, что необходимо ужесточить наказание пьяным водителям, поступило, и выполнять его нужно. В итоге в ходе заседания были в основном одобрены предложения об ужесточении уголовного наказания за нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью либо приведшее к смерти одного или более человек. Также комиссия поддержала предложение о введении уголовной ответственности за аналогичное деяние, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Кроме того, комиссия одобрила предложения о введении уголовной ответственности за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, а также лицом, не имеющим право управлять транспортным средством либо лишенным такого права. За такие нарушения грозит штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет. Если у человека нет возможности заплатить высокий штраф, тогда конфискуется машина, естественно, она продается, а нарушителю возвращается остаток. В том случае, когда он, конечно, остается.

По словам В.Кирьянова, законопроект может быть доработан и внесен в Госдуму уже в начале ноября. Многие наблюдатели уже предположили, что проблем с его прохождением в нижней палате не будет. По словам вице-премьера Александр Жукова, правительство России ставит цель к 2012 г в полтора раза сократить число погибших на дороге людей. Вряд ли кто-то сочтет, что эта цель не достойна достижения всеми возможными средствами. Вдобавок, принятие такого закона может стать неплохим пиар-ходом накануне будущих выборов. Однако он уже вызвал много споров. Одни считают, что только высокие штрафы могут привить нашему человеку уважение к ПДД и жизни других людей, которую они ставят под угрозу безответственным поведением за рулем. Другие уверены, что такая норма лишь увеличит приток в органы ГИБДД недобросовестных сотрудников, желающих нажиться на национальной русской слабости к спиртному. Третьи и вовсе полагают, что такие "астрономические" цифры, как 500 тыс, и даже 100 тыс руб не окажут никакого влияния на простых россиян. Многие из них, как известно, таких денег и в глаза не видели, и, даже если продать их старую "классику" "Жигулей", денег хватит лишь на незначительную часть штрафа. А если так, то чего бояться? Какая разница – платить 500 тыс или 500 млн, если их все равно нет и не будет…

Вместе с тем, жесткое наказание за вождение в нетрезвом виде практикуется во многих странах. В Эстонии недавно вступил в силу закон, согласно которому у водителей, систематически попадающихся за рулем в нетрезвом виде, автомобили будут конфисковываться. Местные законодатели позиционируют эту меру, как исключительную. Чтобы быть приговоренным к такому наказанию нужно систематически садиться за руль в пьяном виде. Так, один из лишившихся средства передвижения в течение последних четырех лет уже заплатил в общей сложности 55 тыс крон штрафа за пристрастие к "зеленому змию". А в Латвии, после того, как за пьянство за рулем был введен административный арест, число пьяных водителей снизилось на 30 проц. В Финляндии уже началось применение "алкогольных замков" в автомобилях. Это устройство, которое анализирует дыхание водителя и, если аппарат покажет минимум 0,2 промилле, то машина не заведется. То есть обладателю "алкогольного замка", перед тем как завести автомобиль, каждый раз приходится в буквальном смысле дышать в систему зажигания, а уж устройство само решит, запускать двигатель или нет. В первую очередь "алкогольный замок" предназначен для тех граждан, которые подвергались штрафам за вождение в нетрезвом виде. Его установка может быть сделана как добровольно, так и в принудительном порядке - в зависимости от ситуации. Дания же, известная не только своими гигантскими налогами, но высокими штрафами за нарушения правил дорожного движения, в прошлом году еще сильнее ужесточила наказание за вождение в нетрезвом виде. Теперь, если в крови у нарушителя обнаружено превышение дозволенное количество алкоголя /0,5 промилле/ на 0,01-1,5 промилле, то его ждет штраф, который будет высчитан умножением его месячного дохода на количество "лишних" промилле. Кроме того, он будет условно лишен свободы на срок до 20 дней и лишен водительских прав. Права отдадут после того, как нарушитель предъявит свидетельство, что прошел курс лечения от алкоголизма. А если нарушитель в течение года попадется на этом нарушении три раза, то его автомобиль будет просто конфискован в пользу государства.

http://www.prime-tass.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Под колпаком Русское оружие Законодательство об обороне, охрана правопорядка и безопасность МОСГОРДУМА НАМЕРЕНА УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ПУНКТОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Силы сетевой самообороны В ПИТЕРЕ НОВЫЙ ГЛАВА МИЛИЦИИ "Кристалл" померк ИНТЕРВЬЮ: Дмитрий Чепчугов, руководитель столичного Управления "Р". "Я этим людям сочувствую" Вооружать можно класс собственников Расстреляли главу охранного предприятия НОВЫЙ ГЛАВА ПОДМОСКОВНЫХ ПОЖАРНЫХ НАМЕРЕН ОДЕТЬ БРАНДМЕЙСТЕРОВ ПО УСТАВУ Автосигнализации замолчат КАК РАБОТАЮТ ДОКУМЕНТЫ МИЛИЦИЯ В ЛИЦАХ "Интеллект" в каждый дом Боитесь ли вы покушения? Смерть за два мешка картошки Тотальный контроль: в Екатеринбурге развивается «кадровый шпионаж» Авторские права на цифровое тысячелетие

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация