Главная страница - Публикации

Мародеры на дорогах



По данным правоохранительных органов, на федеральных российских трассах ежегодно совершается до 17 тысяч уголовных преступлений. Грабежи, разбои, похищение вещей из автомобилей, нападения на дальнобойщиков - вот далеко не полный перечень преступлений, направленных против водителей. Все чаще и чаще бандиты используют милицейскую форму, чем вводят водителей в заблуждение. Несмотря на все усилия правоохранительных органов, задержать преступников по горячим следам очень сложно. В конце июня МВД заявило, что в ближайшем будущем в России появится дорожная милиция, и проект создания новой структуры спецподразделений по борьбе с преступлениями на дорогах в рамках министерства уже создан. Те, кто круглый год колесит по дорогам страны, только приветствуют такую инициативу МВД.

Дорожная милиция - уголовный розыск на дороге

Напомним, что в июне 2006 года первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин выступил с заявлением о том, что в России появится новая структура - дорожная милиция, состоящая из спецподразделений по борьбе с преступлениями на автомагистралях страны. Дорожная милиция, как пояснил Чекалин, не будет дублировать функции ДОБДД, поскольку контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями не входит в ее компетенцию. Задачей этой структуры является предотвращение преступлений на трассах, поиск и задержание преступников.

"Нам точно известно, что в стране есть организованные группы, которые специализируются на преступлениях на трассах, - от примитивных подстав до грабежей и разбоя, - заявил тогда Чекалин. - Вот с ними и будет бороться новая служба. Речь идет о переоценке всей заградительной системы на дорогах, насколько удачно поставлены стационарные посты, насколько в состоянии они пресечь любые преступные замыслы, преградить путь преступникам и террористам". Посты дорожной милиции, как пояснил высокопоставленный представитель милицейского ведомства, предполагается размещать непосредственно на трассах. Дистанция контроля трассы каждого из них составит от 60 до 100 км.

В качестве эксперимента специальные подразделения по борьбе с преступлениями, совершаемыми на автомагистралях, созданы пока только в 50 регионах страны. Основу таких подразделений составляют работники уголовного розыска. А в идеале личный состав должен состоять из пяти-шести человек: оперуполномоченного, дознавателя, эксперта-криминалиста и двух-трех бойцов ОМОНа для силового сопровождения.

Нужна реформа, а не модернизация

Но к идее создания и эффективности работы дорожной милиции некоторые относятся весьма скептически. "При современном уровне коррумпированности, новые подразделения ничего не дадут, хотя я понимаю, что создаются они на благо водителей, - сказал лидер народного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. - Основная проблема заключается в том, что много, очень много преступлений на дорогах совершают как раз сами сотрудники постовых служб. И их нельзя в этом винить, поскольку за те деньги, что им платит государство, далеко не каждый согласится подставлять свою голову под пули бандитов. Но, кроме достойной зарплаты, у инспекторов должен быть социальный пакет, достойная пенсия и т.д. На деле все обстоит совсем по-другому: работа у гаишников тяжелая, выхлопные газы, и, сами понимаете, прокормить семью на шесть тысяч рублей нереально. Создание же новых подразделений можно рассматривать как простую модернизацию. Это не реформа. А вот она-то как раз нам и нужна. При такой крайне низкой эффективности системы ДОБДД необходимо реформировать ее полностью. Но ни руководители департамента, ни представители МВД слышать об этом, естественно, не желают".

Что же касается преступлений против водителей, то к ним, по словам г-на Лысакова, можно отнести и государственное "прессование" водителей: то штрафы поднимут, то норовят ввести новые запреты и ограничения. "Мы выступаем как раз не против инспекторов как таковых, а против системы, - пояснил г-н Лысаков. - Именно система вынуждает сотрудников ДОБДД зарабатывать себе на жизнь "палочкой". Водители, как правило, с ними связываться не хотят - нервы дороже. Ведь гораздо легче откупиться суммой в 200, 300, 500 рублей. На это стражи правопорядка на дорогах и рассчитывают".

Как считают автомобилисты, вместо ужесточения мер по отношению к водителям необходимо больше заботиться о состоянии непосредственно дорог и дорожных знаков, но пока, к сожалению, эти темы не являются приоритетными для департамента безопасности дорожного движения. "Если в Москве мы хоть как-то можем добиться правды, то в регионах это представляется практически невозможным, - говорит Вячеслав Лысаков. - Идея создания спецподразделений, конечно, неплоха. Если эти группы будут оперативно реагировать на заявления водителей, на разбои и подставы на дорогах, - это замечательно. Но, во-первых, мне лично пока ничего неизвестно о сотрудниках этих подразделений, об их профессионализме, и, что самое главное, о качестве производимой ими работы. А, во-вторых, главное, чтобы всю это хорошую идею просто-напросто не "забюрократили" и от нее не пострадали бы сами автомобилисты".

Искать правды - себе дороже

Дальнобойщики живут в разных городах и разных странах, но о качестве российских дорог все они знают не понаслышке, потому что объездили Россию вдоль и поперек. Как рассказали в Межрегиональном профсоюзе дальнобойщиков, дороги в России оставляют желать лучшего - ремонтировать их нужно обязательно. Впрочем, как вспоминают ветераны дальнобойного движения, в 90-е годы прошлого века дороги были еще хуже.

Водители признаются, что хорошее качество трасс только в центре России, на Кубани и в Прибалтике, а вот, например, в Волгоградской области, Воронеже, Саратове, Ульяновске и Казани дороги нуждаются в срочной реконструкции. Что касается нападений на водителей, то, по данным правоохранительных органов, самым опасным направлением остается дорога в сторону Урала. На юге, в Москве и Санкт-Петербурге ситуация в этом плане более спокойная. По словам самих водителей, у них два дома: первый - там, где семья, а второй - это машина. И если с поломкой "дома на колесах" водитель может справиться самостоятельно или при помощи коллег, то противостоять преступности на бесконечных российских дорогах с "монтажкой" в руках они не в состоянии.

"Существует два способа грабежа на дорогах: либо в момент стоянки, либо бандиты "обчищают" машину прямо на ходу, - рассказал  председатель Межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов. - В первом случае грузовик может либо остановиться по технической причине (колесо спустило, требуется мелкий ремонт и т.д.), либо водителя вынуждают это сделать. Нападение в этих случаях, как правило, происходит не из-за груза. Цель грабителей - личные вещи водителя. Чтобы остаться в живых, дальнобойщик отдает все - деньги, телефон, ценные вещи. Во втором случае ограбление происходит в момент движения грузовика по трассе. Обычно такого рода грабежи происходят на долгих подъемах в гору. Схема действий злоумышленников проста: одна из их машин движется перед длинномером с очень низкой скоростью, вынуждая водителя грузовика сбрасывать свою скорость и подстраиваться под автомобиль, движущийся впереди (во время подъема обгон запрещен). Сзади грузовика пристраивается второй, специально оборудованный автомобиль бандитов, с которого они перелезают на длинномер, вскрывают "ворота", и через некоторое время часть груза оказывается в машине грабителей. Как правило, во время подъема водитель грузовика даже не замечает, что его автомобиль стал легче".

По мнению Котова, такие подразделения, как дорожная милиция, конечно же, нужны, поскольку люди хотя бы будут знать, куда обращаться в случае разбойного нападения, и будут уверены, что их заявление не встанет в один ряд с общей массой заявлений, поступающих в отделы милиции. Ведь, по словам председателя профсоюза дальнобойщиков, именно по этой причине на сегодняшний день в 80% случаев разбойных нападений водители вообще предпочитают никуда не обращаться.

"Оборотни" или дорожная милиция?

По словам г-на Котова, после ограбления водители, если и доезжают до ближайшего поста ДОБДД, нередко сталкиваются с тем, что сотрудники ДПС не спешат им помочь. Представители правопорядка не торопятся принять заявление, а стараются спихнуть проблему, направляя водителя в "путешествие" по другим инстанциям и ведомствам. "По моему личному мнению, в таком случае правоохранительные органы работают совместно с криминальными группировками, - прокомментировал эту ситуацию Котов. - Я сам работал дальнобойщиком до 1998-го года, и знаю, о чем говорю. Дело забирают на рассмотрение лишь в том случае, если компания застраховала ответственность перевозчика и груза. Для страховых компаний это потеря незначительная, деньги они выплатят. Но такое бывает крайне редко".

Еще одна причина того, что дальнобойщики не хотят связываться с правоохранительными органами, - все та же бюрократия. "Мотаться с документами туда-сюда дальнобойщикам не очень хочется, - пояснил г-н Котов. - Предположим, грузовик грабят на трассе между Москвой и Челябинском. А сам водитель живет, допустим, в Краснодаре. Свяжись он с оформлением всех бумаг, у него уйдет на это масса времени и сил".

"На моей памяти случаи грабежа случались не раз, - рассказал дальнобойщик Александр Меньшов. - Я кручу "баранку" с 1996 года, а разбоя на дорогах меньше не становится. Был случай, остановились мы на стоянке, недалеко от границы Воронежской и Липецкой областей, утром просыпаемся, а пломбы на грузовике нет. Кинулись проверять груз - на наше счастье практически ничего не пропало. То ли кто-то спугнул бандитов, заворочавшись во сне, то ли они ожидали более крупный "улов" - такое сплошь и рядом происходит. Но в милицию мы обращаться, конечно же, не стали. Нас самих же выставили бы на посмешище - сами свой груз проспали. А на другой день узнали от ребят-коллег, что за несколько километров от нас также ночью незаметно был вскрыт контейнер с техникой и полностью "очищен". Но и в этом случае они ни к кому за помощью не обратились, сказали, что неизвестно, кто ограбил, может быть, и сами милиционеры, потому что тогда шли разговоры о бандах, в которых принимали участие и сами сотрудники ГИБДД".

Сводки о бандах, орудующих на дорогах, за последние годы неутешительны. Еще несколько лет назад в Подмосковье действовала банда, совершающая нападения на водителей-дальнобойщиков, переодетая в форму сотрудников ГИБДД. Несмотря на все усилия, ее так и не удалось разоблачить, но грабежи на дорогах вскоре прекратились: профилактические мероприятия, организованные сотрудниками ДОБДД Московской области вынудили банду "лечь на дно", либо они попросту ушли с "насиженного" места.

Но, несмотря на сложность поимки дорожных грабителей, действия сотрудников ГИБДД все же приносят результаты. В августе 2004 года была поймана банда, грабившая дальнобойщиков на дорогах Вологодской и Ярославской областей. Оперативникам удалось задержать двоих братьев - Леонида и Степана - с интересной фамилией Борис и их подельника Виталия Коринчука, которые совершили пять крупных дорожных грабежей. Действовали преступники весьма умело: переодевшись в милицейскую форму, раскатав на дороге специальные самодельные "ежи" и металлические "полосы препятствия", они вынуждали водителей останавливаться. Под предлогом проверки документов, угрожая оружием, они вывозили свою жертву в лес, и уже вдали от многолюдной трассы вымогали у водителей деньги. Поймать преступников помогла случайность: готовясь к пятому нападению, бандиты попали в аварию. Вместе с ними в машине нашли и обрезы, и "ежи", и маски.

По мнению самих дальнобойщиков, да и рядовых водителей, если в структуре МВД действительно заработают спецподразделения дорожной милиции, количество преступлений на дорогах обязательно снизится, ведь милиционеры будут заниматься именно поимкой дорожных бандитов, а не отвлекаться на раскрытие "текучки".

http://www.sspanana.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: ИНТЕРВЬЮ: Дмитрий Чепчугов, руководитель столичного Управления "Р". "Я этим людям сочувствую" Вооружать можно класс собственников Расстреляли главу охранного предприятия НОВЫЙ ГЛАВА ПОДМОСКОВНЫХ ПОЖАРНЫХ НАМЕРЕН ОДЕТЬ БРАНДМЕЙСТЕРОВ ПО УСТАВУ Автосигнализации замолчат КАК РАБОТАЮТ ДОКУМЕНТЫ МИЛИЦИЯ В ЛИЦАХ "Интеллект" в каждый дом Боитесь ли вы покушения? Смерть за два мешка картошки Тотальный контроль: в Екатеринбурге развивается «кадровый шпионаж» Авторские права на цифровое тысячелетие Кражи из квартир - московская чума! Безопасность не в цене Армейская операция "Водка" не обошлась без жертв Приказано не спорить Число уголовных дел по страховому мошенничеству растет ПИРАТЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В британских пабах лежат 1993 ноутбука с правительственными секретами

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация