Главная страница - Публикации

Гуманизм или конкуренция?



Относительно простые и дешевые обычные вооружения - от стрелкового оружия бандитов и повстанцев до бомб террористов и танков репрессивных режимов, - приводят к огромным человеческим страданиям, которых можно избежать, говорится в совместном обращении британской общественной организацией Saferworld и российского Центра политических исследований (ПИР-Центр), продвигающих идею подписания международного договора об ограничении и контроле за распространением легкого стрелкового вооружения. Инициаторы этого документа намерены убедить своих партнеров в том, что необходим более прозрачный и эффективный международный режим экспорта оружия в интересах всего мира. Идею подписания этого документа поддержали Европейский союз и около 40 стран мира. Сейчас его проект рассматривается в ООН. Однако некоторые отечественные эксперты считают, что России нужно поменьше вступать в различные ограничительные соглашения.

«Мы не сторонники полного запрета на торговлю оружием, - говорит один из авторов идеи, руководитель Восточно-Европейского направления Saferworld Бернардо Мариани. - Мы за то, чтобы этот процесс был строго регламентирован, за то, чтобы оружие не попадало в руки террористов и других непорядочных граждан».

В Европе документ, предшествующий сегодняшнему договору, - Кодекс поведения стран Евросоюза в торговле оружием, - начали обсуждать 13 лет назад. Тогда эта идея, по словам Бернардо Мариани, казалась европейским чиновникам утопичной и противоречащей правилам свободного рынка. Ведь раз в год участники оружейного рынка и так передают в регистр ООН сведения о том, что продано и куда. Есть еще так называемые Вассенарские соглашения, по которым страны-экспортеры отчитываются каждые полгода. Общественный контроль осуществляется Стокгольмским институтом стратегических исследований (СИПРИ). Существует еще и целый комплекс международных договоров, регламентирующих экспорт вооружений и военной техники. В итоге легальный рынок не только прозрачен, подотчетен, но еще и хорошо отслеживается по линии министерств иностранных дел и спецслужб государств. Тем не менее, в 1998 году кодекс был принят. Теперь подобный документ предлагают адаптировать для всех государств мира. Ведь главная его цель - взять под контроль теневой, так называемый серый рынок вооружений и военной техники.

«Нелегальный рынок только легкого стрелкового оружия (ЛСО) оценивается в $1 - 2 млрд в спокойный период в мире и возрастает до $ 5 млрд, если где-то возникает военный конфликт, - считает профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Но это то, что осязаемо и может, как говорится, использоваться террористами. А ведь есть еще и услуги по обслуживанию, модернизации, разработке новых вооружений - статистики по этим секторам рынка нет, и вряд ли когда-нибудь будет. Все дело в том, что подобные сделки очень сложно отследить в связи с тем, что характер проводимой поставки или выполняемой работы не всегда имеет очевидно военное применение».

Например, в списке ООН есть целый ряд стран, поставки оружия в которые запрещены: Ливия, Судан, Эфиопия, Северная Корея, до последнего времени Ирак, Иран и даже Китай. Однако некоторые страны это не останавливает. По оценкам экспертов, серый рынок вооружений составляет 5-10 процентов от легальных, то есть декларируемых поставок. На первый взгляд, немного. Однако существование подобных каналов способствует росту напряженности во многих регионах мира, поддержанию реакционных режимов, террористических движений и в то же время наносит непоправимый ущерб имиджу легальных поставщиков оружия. Серые поставки редко бывают соответствующего, заявляемого официальными поставщиками, качества, а сама техника - работоспособной. Однако это не останавливает покупателей, для которых это - иногда единственный канал получения необходимого ВВТ. Для продавцов же, разумеется, это источник реального дохода. Причем, в большинстве случаев в силу неофициальности отношений «черного», не облагаемого никакими налогами.

Впрочем, не все российские специалисты согласны с тем, что РФ должна вступать в такое сообщество жесткого оружейного контроля. «Нам нужно как можно меньше включаться во всевозможные ограничительные режимы, - считает директор Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Руслан Пухов. - Запад уже заставил нас ратифицировать документ, запрещающий применение противопехотных мин, подписывается соглашение по контролю за переносными зенитными комплексами (ПЗРК). Теперь вопрос стоит о контроле за экспортом стрелкового оружия и минометов». По мнению эксперта, вполне возможно, что этими мерами США и страны Запада хотят полностью лишить страны третьего мира, с которыми они в основном воюют, доступа к низкотехнологичному оружию. Для нас же, утверждает г-н Пухов, это чревато потерями не только в экспортной выручке, но и в плане возможностей промышленности производить сложную военную технику. Ведь большинство российских предприятий при отсутствии внутреннего заказа жестко ориентированы на экспорт.

Сейчас в США идет активное обсуждение контракта на поставку Россией 40 вертолетов и 100 тысяч автоматов Калашникова в Венесуэлу. Начальник Южного командования США генерал Бантц Крэддок заявил, что власти соседних с Венесуэлой стран разделяют озабоченность Вашингтона решением президента этой страны Уго Чавеса закупить российское вооружение. «Мы беседовали с представителями соседей Венесуэлы в регионе и обнаружили наличие обеспокоенности среди них», - заявил генерал, выступая на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил.

Несмотря на демонстрируемую жесткость в вопросах экспорта ВВТ, страны Запада сами «по уши» в сомнительных сделках. Так, нынешнее могущество "Аль-Каиды" - прямое следствие ее поддержки Вашингтоном в середине 80-х годов двадцатого века. Тогда, следуя американской терминологии, это были «повстанцы, воюющие с советскими войсками в Афганистане». Великобританию и Францию также можно упрекнуть в поддержке африканских реакционных режимов. А, например, те же страны ЕС в обход американского эмбарго на поставки вооружений и военной техники или техники двойного назначения в Китай смогли в 2002 году наторговать с Поднебесной на $ 262 млн. В ходе расследования Госдепа и в самих США был выявлен ряд фирм, продававших Пекину военные разработки, в том числе и относящиеся к космической области.

В госкомпании «Рособоронэкспорт» - главном экспортере российских вооружений и военной техники (ВиВТ) - высказали мысль, что при определенных обстоятельствах не видят особых проблем в подписании соглашения. Россия была бы заинтересована в отражении в тексте документа прав на интеллектуальную собственность в сфере производства ВиВТ. Это позволит устранить конкуренцию с государствами, получившими в наследство от СССР лицензии на производство ВиВТ и тиражирующими это вооружение без надлежащей консультации с Москвой, что часто приводит к дискредитации имиджа России как одного из ведущих поставщиков оружия на мировом рынке.

http://www.sspanana.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Лидеры краж Востребованность охранного оборудования в Австралии Частная охрана будет обеспечивать безопасность Олимпийских игр в Китае Чего боятся женщины? Анне Политковской присуждена международная литературная премия Банкиров будут отстранять от дел Белоруссия: парламент одобрил законопроект "Об охранной деятельности" "Дурь" в законе Охрану - в чистые руки Лохобароны Налетчики в законе Мир становится ядерным Заработок на нужде: со времен Петра I ничего не изменилось Зачем из школы делают «доходный дом»? МВД хочет бороться с кибертерроризмом по закону Обещали - не значит заплатили Перо приравняли к шприцу Рейдеры вышли из отпусков Оглохнуть можно

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация