Главная страница - Публикации

Когда практике незаконного бизнеса, фиктивных банкротств, захватов предприятий придет конец?



Начальник Управления Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы Александр Борисович Корсак начал встречу с журналистами с цитаты из выступления Президента России Владимира Владимировича Путина на Всероссийском совещании руководителей правоохранительных органов: «Одной из самых актуальных тем дня остается борьба с преступлениями в экономической сфере. По мере роста экономики все большее значение приобретают правовые гарантии равенства конкуренции, защиты права собственности, свободы предпринимательства. А между тем все более агрессивной становится практика незаконного бизнеса, фиктивных банкротств, захвата предприятий».

Далее Александр Борисович продолжил:

- Действительно, предупреждение захватов предприятий для нас остается одной из основных задач. Нередко смена собственника, в том числе когда эта смена происходит нелегитимно, ведет к разрушению реального сектора экономики - основы для исключительно важных факторов, которые обеспечивают рабочие места, занятость и стабильность налогооблагаемой базы, являющейся гарантом наполнения бюджета, более 40 процентов которого идет на социальные программы.

Замечу, что в Москве этот процесс имеет тенденцию к снижению. Если в 2003 году к нам поступило 151 обращение, в 2004-м году - 177, в 2005-м - 117, в 2006-м - 84, то на сегодняшний день мы имеем 16 обращений. То есть апогей был пройден в 2003 - 2004 годы. Общими усилиями удалось остановить очень опасный процесс силовых захватов, которые основывались на мошеннических действиях, на сплаве коррупции и криминала. Схема сводилась к тому, что, если меняется собственник, юридическая процедура смены идет в Мосрегистрации, если меняется генеральный директор, регистрация ведется в налоговых органах. На основе поддельных документов происходило появление нового собственника или гендиректора, затем силовой захват предприятий с привлечением сотрудников ЧОПов и военнослужащих.

Сейчас процесс остановлен. Назову цифры: в 2003-м произошло 8 силовых захватов, в 2004-м - 35, в 2005-м - 5, в 2006-м - 1. Найден механизм их упреждения. Когда в Управление обращаются акционеры или собственники с заявлением, что у них есть некие опасения осуществления силового захвата, то после первичной правовой оценки информация немедленно отправляется прокурору города, начальнику ГУВД. Четыре информационных письма направляются в налоговые, регистрационные органы, главному судебному приставу и в арбитражный суд. В письмах говорится, что у нас есть данные, что по отношению к конкретному предприятию по такому-то адресу могут быть совершены мошеннические действия, и в случае обращения на переоформление вы должны проверить документы на истинность.

Эта мера сработала эффективно. Всего нами было направлено в правоохранительные органы 80 материалов, по ним было возбуждено 49 уголовных дел. В прошлом году Управление направило 11 материалов, было возбуждено 4 уголовных дела по предприятиям ОАО «ВНИИПК Спецстройконструкция», ООО «Форум-Е», ООО «Бегония-Л», ООО «Валентина».

Нужно отметить, что в 2006 году имелся довольно опасный интерес к научно-исследовательским и проектным организациям. Ясно, что захватчиков интересует не наука, а огромная недвижимость, земля под этими институтами. Опасность состояла и состоит в том, что подобный захват наносит ущерб развитию экономики не только Москвы, но и России в целом, потому что многие институты в прошлом были союзного значения, в них сосредоточен научный потенциал, архивы, потеря которых недопустима.

Чтобы кардинально решить вопрос захватов, необходимо существенное изменение законодательства. В 2004 году мы направили более 40 поправок в наше законодательство. Наконец, сейчас есть серьезные подвижки. Через два года после внесения тех предложений Правительство России внесло в Госдуму целый пакет, в котором учтено абсолютное большинство наших поправок. Они будут рассмотрены в период весенней сессии законопроектной работы Госдумы.

Я думаю, это действительно важная мера со стороны государства. В свое время, в конце 90-х и в начале 2000-х годов, применялся механизм захвата собственности через фиктивные банкротства, поскольку закон 1998 года был составлен таким образом, что позволял дешево и легко осуществить захват. В 2002 году был принят новый закон, который существенно эту процедуру осложнил, и мы увидели, что на порядок сократилось количество этих дел. После этого мы столкнулись с явлением захвата через скупку акций.

Сегодня ни в коем случае нельзя снижать бдительность, процесс идет, и мы должны вести системную работу.

В декабре прошлого года у мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова было проведено совещание с участием всех силовых структур, эта тема обсуждалась, и было принято важное решение: работать на упреждение захватов, противодействовать криминальному рейдерству, вести серьезную аналитическую работу.

Мэром была поставлена задача создать городской Аналитический центр защиты предпринимательства в форме государственного учреждения.

Вторым направлением, которым в прошлом году нам пришлось активно заниматься, была проблема потерпевших дольщиков в строительстве.

На наш телефон «Горячая линия» в 2005 году обратилось более 600 граждан. Когда мы проанализировали, выстроили четыре категории позвонивших. В первую категорию вошли те, кто не был информирован о переносе срока сдачи объекта. Вторая группа граждан волновалась о том, что затягивается оформление собственности. В третьей - инвесторы оказались несостоятельными по тем или иным причинам. Классический пример: «Мастерок», который имел 10 площадок, «захлебнулся» и не смог выполнить обязательства. Четвертую небольшую группу граждан составили те, кто попал под воздействие чистых мошенников, в отношении которых были возбуждены уголовные дела.

В ноябре 2005 года была создана комиссия по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов в Москве. Из рассмотренных 79 объектов по 6 объектам подтвердились факты мошенничества, 7 объектов - в юрисдикции федеральных органов, 42 объекта сданы или идет активное строительство, 15 объектов сняты с контроля комиссии. На контроле сегодня осталось 7 адресов, думаю, в ближайшее время эта задача будет решена.

Для защиты в будущем прав соинвесторов был принят федеральный закон, в Москве приняли целый ряд важных распорядительных документов.

Один из них - «О порядке финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы», где предусматривается представление инвесторами банковской гарантии на 30 процентов объема инвестиций. То есть он должен подтвердить, что финансово способен.

Распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан, принимающих долевое участие в финансировании жилищного строительства на территории города» предусматривает предоставление победителю конкурса-аукциона права на реализацию квартир и нежилых помещений по договорам долевого участия только при наличии утвержденной документации на строительство, а также ограничение на реализацию жилой площади до полного завершения строительства дома в размере 15процентов. То есть резервирование 15 процентов, если возникнут какие-то форс-мажорные обстоятельства.

Таким образом, эта мера достаточно выстроилась в систему защиты, чтобы подобные ситуации не повторялись.

Третье направление для нас было новым - это контроль в сфере размещения государственного заказа в городе Москве.

С 1 января был введен новый федеральный закон (№94), который предусматривал создание во всех субъектах РФ двух органов - уполномоченного по организации конкурсного процесса (в Москве - Департамент по конкурентной политике) и контрольного органа (эта задача была возложена на наше Управление).

Надо сказать, что сам по себе закон очень прогрессивен, поскольку он вводит на всей территории страны единый порядок закупки товаров, услуги, работы на конкурсной основе. Но одновременно он высветил много слабых мест. И было внесено большое количество поправок, в том числе Москвой. Сейчас изменения прошли третье чтение и в ближайшее время закон будет принят с этими поправками, что для нас является очень важным.

Из 22 тысяч торгов и запросов котировок в 2006 году мы сумели рассмотреть около 6 тысяч извещений и конкурсной документации. 61 государственному заказчику было направлено 76 предложений об устранении допущенных ими нарушений. Нами проводились плановые и внеплановые проверки, рассмотрено 847 обращений и уведомлений заказчиков о возможности заключения ими контрактов на бесконкурсной основе. По 87 была проведена дополнительная проверка, в итоге по 11 госзаказчикам были направлены предложения по исправлению допущенных нарушений.

В прошлом году было рассмотрено 111 жалоб на действия конкурсных комиссий государственного заказчика, уполномоченного органа и специализированных организаций. В 81 случае обжалуемые торги проводились конкурсными комиссиями госзаказчиков и в 30 - городской конкурсной комиссией. Все жалобы рассмотрены, в результате 34 жалобы были признаны обоснованными, в 40 случаях нарушения нашли частичное подтверждение, по всем фактам были соответствующие предписания, 39 жалоб были признаны необоснованными.

Отмечу, что все решения Управления, принятые по результатам рассмотрения, не были оспорены и обжалованы в установленном порядке, то есть никакой апелляции на наши действия подано не было.

В соответствии с законом у нас ведется реестр недобросовестных организаций-поставщиков, которые стали победителями конкурса, но отказались от заключения контрактов, и те, с кем контракты расторгнуты. На сегодняшний день у нас было 21 обращение, 14 организаций внесены в этот реестр, думаю, их количество будет расти.

Мы считаем, что нужны временный порядок оценки и сопоставления предложений участников торгов, порядок формирования и регламента работы экспертных групп, положение о размещении госзаказов методом запросов котировок цен, положение о размещении заказов государственными унитарными предприятиями, методика определения стартовых цен на закупаемые товары и целый ряд других мер, которые должны повысить эффективность нашей деятельности и быть направлены на совершенствование конкурсного процесса.

Касаясь защиты информации и информационной безопасности, напомню, что у нас в городе есть Комиссия по информационной безопасности при мэре Москвы, которая совместно с Управлением информатизации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям. Москва первой разработала концепцию информационной безопасности, в конце прошлого года мы приняли основные направления политики информационной безопасности Правительства Москвы до 2010 года.

Несколько слов скажу о Реестре деловой репутации партнеров Правительства Москвы. В апреле мы должны сдать Реестр в автоматизированном режиме. Речь идет о накоплении объективной, документально подтвержденной информации по всем хозяйствующим субъектам, которые вступают в контакт с городом: участники конкурсов, инвестиционной деятельности, которые работают на территории города. Делается это для объективной оценки при возникновении ситуаций, связанных с теми или иными организациями, прежде всего для предупреждения негативных последствий.

В 2006 году Управление провело большую работу по мониторингу инвестиционного рынка. Через нас прошло около 3 тысяч инвестиционных проектов и контрактов, дополнительных соглашений, проектов распорядительных документов, актов, протоколов. При этом порядка 18 процентов отправлялись на доработку с теми или иными замечаниями, то есть каждый пятый документ необходимо было доработать.

Очень важный вопрос, которым нам пришлось заниматься, - это наши государственные унитарные предприятия. По закону они существуют лишь до 2008 года, им надлежит трансформироваться в АО, госучреждения или они должны быть ликвидированы. Там сконцентрированы огромные активы. И мэром было принято решение, чтобы в 37 важнейших ГУПах ввести замов по экономической безопасности, с тем чтобы мы имели объективную информацию и контроль за тем, что происходит. Потому что в этот период могут быть попытки увода собственности.

Имеются факты, когда гендиректора отдельных ГУПов превышают полномочия и создают условия для банкротства и вывода активов. В качестве примера приведу ГУП «Главснаб», где вскрыты потери до 94 миллионов рублей, материалы передали в прокуратуру для расследования, заменили гендиректора. При проверке деятельности ОАО «Обновление Арбата» также был выявлен целый ряд нарушений и произведена смена руководства.

Большое внимание уделялось работе с обращениями организаций и граждан. Мы рассмотрели 7,5 тысячи различных обращений, что в полтора раза больше, чем за 2005 год. Один из высокопоставленных работников правоохранительных органов спросил: «Почему к вам обращаются в таком количестве?»

Наверное, обращаются к тому, кому доверяют и на кого рассчитывают в оказании помощи.

Есть в деятельности нашего Управления и нерешенные пока вопросы. Нам надо существенным образом разворачивать аналитическую работу, стремиться к созданию системы экономической безопасности, координировать всех, кто занимается этой проблемой, чтобы выйти на новый качественный уровень.

- Александр Борисович, Вы подробно рассказали, как отслеживаете жалобы на государственных заказчиков. А как работаете с жалобами на муниципальных заказчиков? И есть ли такие жалобы?

- Муниципалы в этом плане в определенной степени независимы, эта тема еще не проработана. Таких вопросов пока еще не возникало. Потому что 94-й закон - это документ, который распространяется на органы государственный власти, а муниципалитеты живут по своему закону. И вопрос оказания методической помощи в 94-м законе не предусмотрен напрямую. Эта тема требует отдельного рассмотрения. Какую-то политику здесь нам надо определить.

- А были ли случаи рейдерства с использованием механизма торгов?

- Мы столкнулись с несколькими фактами. В чем проявляются опасность и проблема? 94-й закон отменил предквалификацию. Каждый конкурсант наряду с заполнением конкурсных документов должен был представлять данные о себе: справку об отсутствии налоговых задолженностей перед бюджетом, копии уставных документов и так далее. Документы позволяли узнать, что из себя представляет участник, и на уровне предквалификации, если возникали вопросы, его не допускали к конкурсу. Теперь претендент заполняет только конкурсную документацию.

Но одно дело, если в торгах участвуют московские организации, о которых мы получаем необходимую информацию из Реестра деловой репутации партнеров Правительства Москвы, и другое дело - иногородние, иностранные, о которых вообще нет никаких данных. Они могут давать меньшую стоимость выполнения заказа, но победителями их признают не всегда, если большое снижение цены не было ничем подкреплено.

У нас было несколько таких фактов. Жалобу: «Мы дали лучшие условия и не оказались победителем» - формально и юридически мы обязаны рассмотреть. Вдруг через день идет звонок победителю, что они готовы свою жалобу отозвать, но в обмен на компенсацию. Так проявляется элемент рейдерства.

- В течение прошлого года было создано как минимум три организации по противодействию рейдерству. Скажите, насколько эти организации помогают или мешают вам, и зачем они нужны, если можно напрямую обратиться в Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы?

- Действительно, есть Департамент экономической безопасности при Торгово-Промышленной палате России, есть при Торгово-Промышленной палате Москвы. В целом мы считаем, что бизнес-сообщество должно активно в этом участвовать. Вопрос в том, что мы даем первичную правовую оценку и первичную правовую консультацию. Если же речь идет о юридическом сопровождении, то должны подключаться соответствующие структуры. Основная задача - именно оказание профессиональной юридической помощи, потому что, как правило, речь идет о корпоративных конфликтах. Были случаи, когда нас пытались втянуть в противоборство на стороне одной из организаций, что недопустимо. Надо четко видеть грань между признаками криминального захвата и корпоративным конфликтом, который должен решаться уже в условиях того или иного акционерного общества.

Марина Роменская, "Московская Перспектива", № 9 от 13.03.2007 г.




Похожие по содержанию материалы раздела: Детей оставили без экскурсий Дружинники помогут участковым Общество не смогло защитить слабых След детских денег Дети "однорукого бандита" В Москве у любителей догов и овчарок возникнут проблемы Подозрительные счета будут заморожены Приходишь устраиваться на работу, а на тебе стоит «флаг» «Все они – потенциальные преступники» 10 советов -- как после работы добраться домой живым и при деньгах Водители пригрозили властям большой пробкой "У милиции и легальных торговцев общие интересы" В.Путин подписал закон об охране интеллектуальной собственности Собачье наказание Жестокая осень Санкт-Петербург: операция «Рейдер-2006» завершена Штрафбат для водилы Огнеопасный атрибут новогодних торжеств. Необъявленная война Враг по переписке

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация