Главная страница - Публикации

"У милиции и легальных торговцев общие интересы"



Около половины наличных денежных средств, циркулирующих на отечественных рынках, не контролируется государством. 40% объема розничного товарооборота приходится на неорганизованную торговлю. Качество большой части продукции не выдерживает никакой критики. О проблемах в этой сфере и путях их решения специальному корреспонденту "Газеты" Александру Голубеву рассказал заместитель начальника департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-майор милиции Владимир Голубовский.

- Каковы основные виды правонарушений на потребительском рынке, велико ли их количество?

- В среднем за год на потребительском рынке органами внутренних дел фиксируется более миллиона административных правонарушений, а также около 100 тысяч преступлений. За первые три квартала 2006 года наши сотрудники зарегистрировали 51,423 тысячи преступления в этой области. Из незаконного оборота изъято около 600 тысяч единиц поддельной продукции на общую сумму свыше 80 млн рублей. По линии милиции общественной безопасности выявлено около 600 преступлений, связанных с незаконным использованием товарного знака. Когда мы говорим о правонарушениях на потребительском рынке, то в основном речь идет о продаже товаров без соответствующих сопроводительных документов, различных видах обмана покупателей, незаконной предпринимательской деятельности.

Наиболее характерное злоупотребление: в роли хозяйствующего субъекта на рынке выступает человек, не имеющий разрешения на ведение торговли и даже не зарегистрированный в качестве предпринимателя. Например, до 90% граждан Китая, торгующих на московских рынках, не имеют на это разрешений. Если же учесть, что средняя норма прибыли в местах розничной торговли составляет до 200%, нетрудно представить, какие огромные средства недополучают бюджеты различных уровней.

В конце 1990-х годов руководство МВД, обеспокоенное ситуацией в этой области, решило создать в рамках милиции общественной безопасности подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и административного законодательства (БППРиАЗ). Окончательно эта служба сформировалась к 2000 году.

- Насколько остра проблема некачественной продукции на российских рынках?

- Злоупотребления, предусмотренные статьей 14.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, - "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм", принадлежат к числу самых многочисленных. В прошлом году их зарегистрировано около 370 тысяч, с начала этого года - более 180 тысяч. В частности, анализ ситуации свидетельствует о широком распространении фальсифицированной продукции медицинского назначения - лекарств с истекшим сроком годности, препаратов, не разрешенных к применению органами здравоохранения. По оценкам экспертов, на фармацевтическом рынке удельный вес такой продукции достигает 12%, а объем ее продаж составляет $200-300 млн. Особенно тревожит то обстоятельство, что значительная часть фальсифицированных лекарств представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан. Кроме того, из года в год увеличивается количество юридических и физических лиц, оказывающих населению медицинские услуги сомнительного качества. Как показывают наши проверки, у таких "целителей" практически всегда отсутствуют соответствующие лицензии и разрешения на этот вид деятельности.

Стоимость изымаемых непригодных к употреблению лекарственных средств и других товаров медицинского назначения ежегодно исчисляется десятками миллионов рублей. Отмечу также, что участились случаи подделки рецептов с целью незаконного приобретения сильнодействующих лекарств.

- "Значительная часть фальсифицированных лекарств представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан. Кроме того, из года в год увеличивается количество юридических и физических лиц, оказывающих населению медицинские услуги сомнительного качества"

- Еще один вид часто подделываемой продукции - аудиовизуальная. 12 июля 2003 года вышло постановление правительства РФ №421, обязывающее продавать этот вид товаров только в магазинах. Тем не менее за время действия постановления наши сотрудники выявили около 11,5 тысяч фактов торговли аудиовизуальной продукцией с лотков и в палатках (где большей частью и сосредоточен контрафакт), что запрещено. К административной ответственности привлечено более 14 тысяч граждан. Из незаконного оборота изъято более 1,2 млн единиц контрафактной продукции на общую сумму около 90 млн рублей. Тем не менее в ряде регионов местные органы исполнительной власти игнорируют правительственное постановление и продолжают выдавать разрешения на торговлю аудиовизуальной продукцией на лотках и в палатках. Установлено 83 факта выдачи таких разрешений, которые после внесения органами внутренних дел соответствующих представлений аннулированы.

- Где производят фальшивую продукцию?

- Как показывает практика, большей частью поддельные товары изготавливают в нашей стране, прежде всего в столичном регионе. Немалая доля фальшивых промышленных товаров поступает из Азии - Китая, Вьетнама. Это главным образом одежда, в частности, спортивные костюмы, сделанные под всемирно известные Adidas, Reebok, Puma, Nike, кожаная одежда с этикеткой Hugo Boss, а также различные пищевые добавки, чаи, капсулы для похудения.

В целом же, по оценкам экспертов, удельный вес подделок в группе продовольственных и промышленных товаров у нас в стране составляет до 50%. Для аудиовизуальной продукции этот показатель равен 50-64%, для программного обеспечения - 90%. Для сравнения: в экономически развитых государствах последняя цифра не превышает 7-10%.

- Как бороться с нарушителями правил торговли?

- Правонарушениям в этой сфере посвящены статьи главы 14 КоАП РФ - "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности". Они предусматривают штрафы до 50 тысяч рублей, а также конфискацию незаконно продаваемого товара. Кроме того, более чем в 20 субъектах России действуют местные законы, регламентирующие розничную торговлю.

Немалый эффект дают и профилактические операции на потребительском рынке, которые регулярно проводит милиция общественной безопасности. Назову такие, как "Привоз", "Бензин", "Алкоголь", "Табак", "Рынок", "Потребитель", "Фармаколог" и другие. В результате наши подразделения пресекли в этом году более 5 тысяч преступлений, 300 тысяч административных правонарушений, изъяли из незаконного оборота товары на общую сумму свыше 36 млн рублей, в бюджеты различных уровней поступило более 500 млн рублей дополнительных налогов.

- Кроме милиции общественной безопасности кто еще контролирует ситуацию на рынках?

- Подчеркну, что органы внутренних дел занимаются пресечением правонарушений и преступлений на потребительском рынке. Надзорные же функции остаются за Роспотребнадзором и Росздравнадзором. На практике же обыватели зачастую путают наши обязанности и думают, что во многом мы дублируем друг друга. Чтобы ликвидировать эту неразбериху, наше министерство разработало проект Регламента взаимодействия МВД России с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот документ уже утвержден совместным приказом МВД и Минздравсоцразвития.

- Что мешает нормализовать ситуацию в местах розничной торговли?

- Прежде серьезно сказывалось несовершенство законодательной базы. Вместе с тем 6 декабря 2006 года принят в первом чтении закон, регламентирующий организацию деятельности розничных рынков. Я отметил бы в этом документе несколько новых моментов. Во-первых, вводится квотирование мест на рынке - не менее 20% из них должно отводиться местным производителям. Во-вторых, впервые появится ответственность управляющих компаний рынков за нарушения на торговых местах. Не секрет, что одна из самых распространенных схем обмана заключается в том, что на рынках торгуют либо подставные фирмы, либо взятые с улицы люди, не имеющие разрешительных документов. И за нарушения спросить, по сути, не с кого. Теперь отвечать будет управляющая компания, которая обязана заключать договор на аренду места или помещения с каждым физическим и юридическим лицом. Продавец же будет обязан иметь при себе специальную карточку, содержащую сведения об организации, которую он представляет, ее регистрации и номере арендного договора. По инициативе МВД РФ в законе также отражены меры антитеррористической защиты мест массовой торговли. Администрации рынков должны создать на своей территории условия для работы органов внутренних дел. Это и наличие комнаты милиции, и доступ к документам, и многое другое. Управляющие компании совместно с местными органами власти, территориальными подразделениями ФСБ, милиции, МЧС разработают так называемые паспорта безопасности, где учтут все необходимые элементы защиты объекта. Будут приниматься во внимание даже такие детали, как наличие поблизости от рынка химического или другого потенциально опасного предприятия, особенности ландшафта (на случай срочной эвакуации), подробные инструкции для охраняющих рынки сотрудников ЧОП и служб безопасности.

Впрочем, остаются и нерешенные проблемы. Приведу такой пример. В 2003 году отменили так называемые контрольные закупки для выявления обмана покупателей. Объяснили это гуманизацией законодательства. Однако суды, рассматривая административные дела об обмане покупателей, требуют протоколы таких закупок - иначе у них просто нет документального основания для решения. По закону нечистоплотный продавец может быть наказан лишь при установленном факте реализации товара. А как зафиксировать этот факт без контрольной закупки?

Еще один момент. Чтобы провести проверку торговца, необходимо постановление начальника органа внутренних дел. Хорошо, если речь идет о поселке или деревне. А когда нужно провести мероприятие в крупном городе - что же, каждый раз милиционеры должны ждать своей очереди за постановлением у высокого начальника? Если же необходимо проверить сразу 200 торговцев в разных точках города, то ситуация выглядит почти неразрешимой.

Еще одна важная проблема: не все крупные правообладатели - зарубежные компании имеют представительства в нашей стране. Обычно они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В большинстве других регионов их нет. Однако без их участия невозможно проводить процессуальные действия, когда речь идет о выявлении контрафактной продукции. Мы призываем их заключать договоры с российскими юридическими фирмами, которые могли бы представлять их интересы, создавать ассоциации по видам товаров или регионам. Однако пока подвижек не наблюдается.

Решение этих и некоторых других проблем необходимо не только милиции: в этом жизненно заинтересованы как легальные, честные торговцы, так и потребители.

Александр Голубев, "Газета" №232 от 18.12.2006г




Похожие по содержанию материалы раздела: Обещали - не значит заплатили Перо приравняли к шприцу Рейдеры вышли из отпусков Оглохнуть можно Взяткам и экологической безопасности не быть! Милицейский надзор Оборотни с зачетками МЧС: «ЧЕРНЫЙ» СПИСОК-3 Стоимость человеческой жизни Вояж с микрочипом Не гоните - вас снимают Быль или небыль? Литва шпионит за Россией Метро - зона повышенной опасности Интернет под контролем военных Нургалиев почистит Интернет Мародеры на дорогах Природу экстремизма нужно изучать Правила ужесточили

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация