Главная страница - Публикации

Антипиратские поправки



В понедельник на пресс-конференции в столице представители профессионального сообщества обсудили вступающие в силу изменения в законе "Об авторском праве и смежных правах", которые более четко определяют правоотношения в данной области и вводят Россию в число стран, придерживающихся международных стандартов в данной сфере. После вступления поправок в силу любой автор или исполнитель получит больше возможностей в суде доказать свои права на продукты своего творчества и, соответственно, получить искомый процент от их использования.

Проблема незаконного использования продуктов чужого труда ("пиратство") была знакома еще античным авторам и изобретателям. Однако с появлением современной цивилизации она приобрела гораздо более широкий характер. Особенно ситуация обострилась с появлением Интернета. Между тем, законодательство, регулирующее взаимоотношения в этой новой среде, находится еще в стадии становления. Наиболее оно развито в настоящее время в США, где в 1998 году был принят большой закон "Об Интернет-правах".

Возможно, в России положение дел в этой сфере начинает меняться к лучшему. Начиная с сентября, российское законодательство об авторских правах претерпит существенные изменения. С этого времени вступят в законную силу принятые еще два года назад поправки в закон "Об авторском праве и смежных правах", которые по-новому трактуют взаимоотношения авторов и потребителей. Событие это пройдет совсем незаметно для широкой публики, но эксперты и все, кто когда-либо пострадал от действий пиратов, ждали его, начиная с 2004 года. Именно столько времени прошло с тех пор, как данные поправки были одобрены Госдумой. Как отметил в своем выступлении на пресс-конференции заведующий кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву Михаил Федотов, "речь идет всего о четырех малюсеньких поправках, но уже по тому, что они вступают в силу только сейчас, видно, какое они имеют значение". "С 1 сентября все авторы, артисты и создатели получат новое право - чтобы доступ к их произведениям был открыт в любое время и в любом месте. Что разрешено в off-line - должно быть разрешено и в on-line. Этот принцип был зафиксирован в международных документах еще в 1996 году. И наконец-то он докатился и до нас", - отметил г-н Федотов.

Правда, вступление этого принципа в силу не означает, что автору только и остается, что бесплатно наслаждаться популярностью своих произведений, наблюдая, как все дивиденды от их продажи и прокручивания в эфире уплывают к пиратам. "Я всячески отмежевываюсь от той позиции, что если произведение попало в Интернет, то все права на него автоматически улетучиваются. Творец, будь то автор или исполнитель, должны жить за счет своего творчества, а не пребывать в зависимости от продюсера или звукозаписывающей студии", - пояснил эксперт.

К этой позиции присоединился и представитель Международной организации производителей фонограмм Игорь Пожитков, который заявил, что поправки к закону помогают лучше регулировать авторские права. Одновременно он отметил, что и согласно старому закону любое воспроизведение фонограмм было невозможно без согласия авторов и исполнителей. "Был Пленум Верховного Суда, который постановил, что сайты занимающиеся воспроизведением без согласия автора или обществ коллективного управления, являются нарушителями", - пояснил эксперт. Правда, широкого применения это положение не получило - число положительных решений по искам ущемленных творцов можно было пересчитать по пальцам, а незаконное использование результатов чужого труда зачастую вполне успешно пиратами прикрывалось правом на доступ к культурным благам и ценностям. Поэтому г-н Пожитков согласился, что вступающие в силу изменения носят позитивный характер, так как сейчас в законе будет четко определено, кто является субъектом права и какие у него права по отношению к использованию своего произведения.

Однако совершенно очевидна, например, абсурдность ситуации, когда диск-жокей радиостанции в ответ на просьбу слушателей спешно начинает звонить автору или исполнителю с просьбой разрешить проиграть в эфире его произведение. На практике диск-жокей просто ставит полюбившуюся песню и ни о каких авторских правах и не помышляет. И денег за "прокрутку" далекий автор, разумеется, тоже не видит. Этот пример лишь демонстрирует тот факт, что на практике отследить все случаи использования авторской продукции творцу и исполнителю просто невозможно. Поэтому в развитых экономикой эту функцию берут на себя общества коллективного использования и авторские общества. У нас процесс становления этих организация находится только в самом начале, и сферы их деятельности очень разнообразны - от музыкальной индустрии до различных отраслей науки. Например, во Франции общества защиты авторских прав существуют не одно столетие, и там их нарушение является делом очень не выгодным. По словам представителя одной из таких российских организация НП ФАИР Игоря Маматова, успех их деятельности во многом обязан тому, что они "вдоль и поперек" знаю своих авторов и ситуацию на рынке. В то же время Маматов отметил, что авторы сами должны стремится к тому, чтобы избежать проблем с незаконным использованием продуктов своего труда. "Нот всего семь, и многое может звучать очень схоже. Лучше заранее регистрировать свое творчество", - отметил г-н Маматов.

С этой идеей согласился и г-н Федотов. "Если вы боитесь пиратов, то лучше сначала отправьте произведение своему другу. Пусть он напишет рецензию. Рецензия и письмо со штемпелем на письме будут доказательством вашего авторства для суда", - резюмировал эксперт.

Алексей Щеглов




Похожие по содержанию материалы раздела: Остаться при своих Куда исчезают люди в мегаполисе? Как я работала в службе безопасности ЧОПы-однодневки останутся в прошлом... Форум профессионалов индустрии безопасности "SECURITY DIRECTOR" - Есть проблемы? Есть решения! Лебедь, рак, щука и законотворчество Тайна Кеннеди. Справка Тайна Черкизовского рынка Кто и как охраняет Медведева и Путина Убил - похорони «Установлены безобразные факты в автоинспекции» Странный день календаря G4S покупает сербскую Progard «Игры в войнушку» в центре Москвы? На Ходынке гниют крылья Родины Квартирные кражи - один из наиболее массовых и плохо раскрываемых видов преступлений Рядовой Компьютер Секретный наезд Следствие ведут одноклассники

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация