Главная страница - Публикации

СТОЛИЦЫ ТРЕЩАТ ПО ШВАМ



Несмотря на громкие призывы сохранять исторические ценности России, на деле значительная часть памятников культуры в исторических центрах мегаполисов идет под бульдозер. Вместо уникальных образцов ампира, классицизма и барокко возникают торгово-офисные здания, безвозвратно меняющие лица Москвы, Петербурга и других старинных русских городов.

Дом греческого князя Мурузи известен и любим в Петербурге не только как памятник архитектуры ХIХ века. Он давно стал знаковым для отечественных литературоведов. В разные годы здесь, на Литейном проспекте, 24, жили писатели Зинаида Гиппиус и Владимир Мережковский, поэт Иосиф Бродский... А с недавнего времени красавец дом, построенный в мавританском стиле, приобрел еще и скандальную славу. Точнее, не он сам, а события, которые развернулись вокруг него.

Чуть более года назад снесли стоявшее рядом с ним старое здание - чтобы построить на его месте торгово-офисный комплекс. Дом Мурузи почти сразу после сноса соседа покрылся трещинами, в квартирах посыпалась штукатурка, из фасада стали вываливаться кирпичи. Жильцы забили во все колокола. Как у нас водится, чиновники сначала ограничивались отписками. Но люди не отступали. Да и дом продолжал разрушаться.

И вот выяснилось: сосед его, особняк федерального значения, был снесен незаконно!

- Инвестору было дано разрешение только на разборку аварийных перекрытий, но не всего здания, - обнародовал данные проведенной наконец городскими властями инспекции вице-губернатор Александр Вахмистров. - То, что дом на Литейном, 26, снесен, является грубым нарушением со стороны компании. Ее руководство обмануло всех, говоря, что здание находится в аварийном состоянии, и действовало без должных разрешительных документов.

Красавцу дому Мурузи от этих признаний чиновника легче явно не стало. Грунт под ним болотистый, то есть слишком чувствительный. Как собственно и везде в исторической части города. Когда каменные дома у нас только-только начинали возводить, особое внимание уделяли не столько их фундаменту, сколько тому, что будет находиться рядом с новостройкой. Так и получилось, что почти все здания в центре поддерживают друг друга. Стоит одно снести, как соседнее начинает качаться (в точном соответствии с принципом домино). Похоже, современные строители об этом не знают. Или - не хотят знать, держа в уме исключительно свои меркантильные цели.

- Мы обяжем инвестора-нарушителя расселить жильцов за свой счет и сделать капитальный ремонт дома Мурузи, - говорят теперь смольнинские чиновники. - Компания заплатит также крупный штраф. До этого все работы на соседней стройплощадке будут остановлены.

Со скандальной ситуацией разбирается и городская прокуратура. Есть надежда, что виновных накажут по всей строгости. Можно было бы, казалось, порадоваться: справедливость восторжествовала! Но радости от всего этого не испытываешь. Сколько еще таких же домов и подобных ситуаций со строителями-нарушителями в центре северной столицы!

Трещит по швам двухэтажный особняк на Московском проспекте, 24. Он был построен в начале ХХ века и ни разу капитально не ремонтировался. В последние годы там общежитие, проживают 13 семей. Дом считается ведомственным, но само ведомство открещивается от него, предлагая городу взять развалюху на свой баланс. Пока шел административный торг, откололась северная часть стены здания. Кирпичи рухнули на металлический балкон, снеся и его. По счастью, обошлось без жертв.

Еще дом - на Невском проспекте, 116, постройки ХIХ века. Он стал разрушаться после того, как снесли "соседа". И еще - на улице Чайковского, 19, построенный в 1882 году. Он не является объектом культурного наследия, но расположен в пределах "Объединенной охранной зоны памятников истории центра Петербурга". Городское правительство передало его на инвестиционных условиях под оборудование там гостиницы. Инвестор так увлекся, что (цитирую губернатора Валентину Матвиенко) "нарушил согласованный порядок реконструкции здания"...

"Строители нарушают потому, что им это позволяют", - сказал мне знакомый специалист комитета по градостроительству и архитектуре. Потому что чиновники заинтересованы в этом. Закручивающаяся вокруг здания Фрунзенского универмага интрига, лишнее тому подтверждение.

Универмаг возвели на Московском проспекте в 1938 году. Даже поклонники Растрелли и Росси признают: он идеально вписался в архитектуру города. Подобных ему в Петербурге больше нет - и уже этим он ценен. У чиновников, однако, другое мнение. Точнее, другой взгляд на универмаг. Они считают, что для организации в нем торговли "по-современному" здание "не пригодно". А потому надо его снести. Освободившуюся же землю выгодно продать. И уже объявили о грядущем сносе...

А В ЭТО ВРЕМЯ

Когда этот материал был подготовлен к печати, стало известно, что губернатор Валентина Матвиенко подписала постановление о проведении ремонтных работ в доме Мурузи. Расселение жильцов и сам ремонт будут оплачены компанией-виновницей. По приблизительным подсчетам сумма составит 14 млн. долларов. Кроме того, администрация города намерена обратиться в прокуратуру с требованием разобраться в правомерности действий строителей на Литейном, 26. Это, как надеются чиновники, должно положить конец безнаказанности и самоуправству на строительном рынке.

А КАК У НИХ?

Лондон

Знаменитый шотландский комик Билли Коннелли однажды признал: "Город Глазго выглядит так, что он не станет хуже даже после атомной атаки". Смысл этой грустной шутки в том, что во времена индустриальной революции XIX века британские города застраивались хаотично и часто безвкусно. Исключение составляет, пожалуй, только Лондон, центр которого в дни расцвета Британской империи застроили массивными правительственными зданиями, грандиозными соборами в стиле поздней готики и вычурными частными особняками. Весь этот центр британцы тщательно берегут. Хотя, несмотря на свой известный консерватизм, в последнее время охотно "вписывают" в имперский силуэт столицы и новые замечательные строения работы таких знаменитых архитекторов, как сэр Фостер. Его 40-этажный "огурчик" стоит посреди лондонского Сити всего около пяти лет, а уже стал достопримечательностью.

Париж

Исторический центр французской столицы - "музей под открытом небом", а это значит, что он находится на особом положении. Впрочем, то же самое касается и других городов страны, что оговорено в законе о защите исторических памятников от 1913 года. Лишь некоторым президентам удавалось внести коррективы в архитектуру центральных районов французской столицы. По инициативе Жоржа Помпиду в 70-е годы прошлого века на месте прежних домов был возведен центр, носящий его имя и напоминающий нефтеперерабатывающий завод. Позже Франсуа Миттеран оставил о себе память в виде стеклянной пирамиды во дворе Лувра. Тем не менее оба строения строго соответствуют парижскому урбанистическому канону: они ниже 37 метров - таков здесь лимит на высоту зданий. Многие здания исторического центра внесены в список исторических монументов, составленный специальным управлением Министерства культуры, и находятся под защитой государства. Более того, у городского муниципалитета есть еще и свой список. Он был сделан на основе тщательного изучения парижского кадастра второй половины ХIХ столетия, и в него попали многие иные постройки, к которым также нельзя прикасаться.

Безрукова Людмила, "Труд", № 058 от 06.04.2007 г.




Похожие по содержанию материалы раздела: Рождественский крест Стоп-кран Страсбургская правда Датчик вместо постового Вместо пожарного придет аудитор Телефоны крадут дважды «Ждать больше нельзя» Семейный пристав Проверка на вшивость Детектор лжи для свидетеля Урал: Рецепт от пациента Армией займутся шесть комиссий Как ликвидировать пробки на дорогах Москвы? Косятся на Страсбург Системы "уровней террористической угрозы" в мире. Справка У аферистов страха нет 57 лет назад была испытана первая советская атомная бомба Шведский «погром» Без Энштейна обойдемся

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация