Главная страница - Публикации

Трудный подъем



Вполне возможно, что в ближайшие годы россиянам придется много ходить пешком, преодолевая ступеньки многоэтажных домов. В стране очень остро стоит проблема устаревших лифтов. Даже в благополучной столице каждый пятый подъемник выработал свой ресурс. Такие данные обнародовала на днях московская администрация. Заменить все подъемники, которыми пользуются уже больше четверти века, практически невозможно: денег на всех не хватит. В итоге рядовая поездка в лифте рискует превратиться в экстремальную. Ситуацию осложняют и механики, которые ремонтируют кабины спустя рукава, и вандалы, сдающие важные детали подъемника в металлолом.

Эксперты убеждены: в современных лифтах можно получить и переломы, и удушение – все зависит от силы удара двери. «По всей стране в лифтах в прошлом году погибло 9 человек, – рассказал пресс-секретарь Ростехнадзора Евгений Аношин. – Это высокий показатель, который говорит о том, что неисправных лифтов в России намного больше, чем публикует статистика».

Часто от столкновений с лифтами страдают дети. В 2005 году в Челябинске 8-месячного ребенка придавило в неисправном лифте. Инцидент произошел, когда молодая мама возвращалась с ребенком с прогулки. Она вывозила коляску из лифта, а кабина неожиданно пошла вниз, придавив девочку к потолку. Женщина не растерялась и успела вытащить ребенка. По словам врачей, девочка получила сильный стресс. В 2004 году в Москве в результате неполадок в двери кабины семилетний ребенок получил смертельные травмы. Он оказался зажат между порогом и ограждением шахты.

Человеческий фактор

Эксперты Ростехнадзора убеждены: 31% несчастных случаев в лифтах вызывают неправильные действия обслуживающего персонала. Именно человеческий фактор превращает безобидные подъемники в настоящих убийц. На днях в Москве был вынесен приговор электромеханикам, по вине которых погиб второклассник. Его задушило дверями лифта в люблинской многоэтажке. Суд посчитал, что механики, ответственные за этот дом, перевязали систему, отвечающую за открытие дверей, проволокой, чтобы не приходить часто на вызовы. Оба механика приговорены к 2 годам лишения свободы.

Умышленно отключенная система безопасности стала причиной смерти ребенка в лифте во Владивостоке – таково мнение специалистов. Трагедия произошла 30 октября 2004 года. В подъезде дома № 110 по Океанскому проспекту лифт рухнул вниз вместе с коляской, в которой находилась 7-месячная Ульяна Гаврилова. Девочка погибла. Заключение экспертов было следующее: эксплуатация технически неисправного лифта, при отключенных приборах и устройствах безопасности, невыполнение должностными лицами и обслуживающим персоналом ООО «Владлифт» своих прямых обязанностей.

Город старых лифтов

Другая распространенная причина несчастных случаев в лифтах – содержание на балансе устаревших подъемников. Срок службы лифта – 25 лет. Порядок замены лифтов определяется по заявкам ДЕЗов и утверждается городской администрацией. В Москве в среднем за год меняют не более 8% от всего вертикального транспорта, который выработал свой ресурс. На большее тех 3 млрд. рублей в год, что выделяется на содержание лифтов, не хватает.

«Если мы получаем информацию о неисправном лифте, мы запрещаем его к эксплуатации. Но не всегда такая информация доходит оперативно», – говорят специалисты Ростехнадзора. «Подъемники меняем нечасто, – сообщили в ДЕЗе Кунцево. – Это при том, что многие лифты в нашем округе находятся в аварийном состоянии. Однако экспертные комиссии, проводящие диагностику, постановляют, что замена лифта необязательна. Мы их, конечно, понимаем: денег на всех не хватает. Но и нас понять можно: в округе нет ни одного подъезда, где у лифта были бы целые кнопки».

Похожая ситуация и в других крупных регионах страны. В большинстве из них продолжают поднимать и опускать 30% выработавших свой срок лифтов. Негласный титул «город с самым старым лифтовым парком» принадлежит Санкт-Петербургу, передает собкор «НИ» Наталья ШЕРГИНА. Побывавший там недавно глава МЧС Сергей Шойгу сообщил, что главным источником техногенных катастроф в городе на Неве являются лифты. В «культурной столице» их более 30 тыс., и 44% из них нуждаются в замене или реконструкции. Ежедневно простаивают около 200 лифтов. Еще семь лет назад специалисты предупреждали, что, если не будут приняты радикальные меры, в Петербурге остановятся 50% подъемников.

Выход из ситуации местные власти нашли в карманах горожан. В августе в Петербурге поднимут тарифы на обслуживание лифтов. Дополнительные средства планируется получить и у жителей первых двух этажей, которых обяжут платить за пользование лифтом, как это делают соседи сверху. Впрочем, даже повышение тарифов, судя по запросам коммунальщиков, проблемы не решит. В 2003 году сумма, которая необходима на ремонт лифтового хозяйства, составляла 250 млн. рублей, в 2004 году она увеличилась до 604 млн. рублей, а в 2007 году в бюджете Петербурга на эти цели предусмотрено 2 млрд. рублей. И даже эти деньги, по словам спикера Заксобрания Вадима Тюльпанова, позволят отремонтировать или заменить только 30% лифтов.

Разориться на подъеме

Поменять плохо работающий лифт вне очереди можно только за свой счет. Удовольствие, прямо скажем, недешевое. Отечественный подъемник обойдется в сумму от 600 тыс. до 1 млн. рублей. За иностранную кабину придется выложить до 2,5 млн. рублей. Так что экономным согражданам чаще всего приходится покорно ждать своей очереди, месяцами подвергая себя опасности.

Впрочем, проработавший более четверти века подъемник вовсе не обязательно превратится в лифт-убийцу. «На мой взгляд, лифтовые системы в нашей стране находятся далеко не в критическом состоянии, – рассказала пресс-секретарь МГУП «Мослифт» Наталья Яшина. – Для справки: в Москве около 120 тыс. лифтов. 57 тыс. из них обслуживает «Мослифт». Каждый день около десяти лифтов горят из-за вандализма, в двух нет напряжения и еще два залиты водой. По сравнению с общим количеством эти цифры минимальны».

Если денег нет, а рисковать жизнью все-таки не хочется, можно воспользоваться третьим вариантом. Добиться замены устаревшего лифта в судебном порядке. Именно по такому пути пошли жители шести девятиэтажных домов в Астрахани. В 2005 году там выключили все подъемники, мотивировав это тем, что они выработали свой ресурс. Горожанам предложили поменять подъемники за свой счет или ждать замены. Хождение по мукам продолжалось год. «Сын соседки попал в аварию и теперь ходить не может, – рассказала жительница одного из домов Марина Жданова. – И его приходилось спускать по лестнице на носилках. Маленькие дети не могли гулять: мамы просто физически были не в состоянии одновременно спустить коляску и ребенка». В конце концов, местные жители решили обратиться с иском к администрации района. Судебные разбирательства продолжались еще год. Свои права жильцы защитили, лифты в доме заменили.

Пробки вместо кнопок

«Подъемники приходят в негодность не только из-за времени – сами жильцы нередко эксплуатируют его не так, как нужно. Не соблюдают технику безопасности, рукой придерживают дверь. Все это приводит к сокращению срока эксплуатации лифта. И не всегда есть финансовая возможность его заменить», – говорят в Ростехнадзоре.

По данным ведомства, вандализм занимает прочное третье место в рейтинге причин лифтовых трагедий. «На днях у нас случилась беда, – рассказала москвичка Ольга Зубова. – Собака, которую вели на длинном поводке, до хозяина зашла в лифт, и он поехал. Животное задушилось собственным поводком. Как выяснилось потом, лифт закрылся и поехал потому, что кто-то из жильцов для личных нужд умыкнул фотоэлементы из дверей кабины».

Лифтовый вандализм жильцов давно стал головной болью всех коммунальщиков Нижнего Новгорода, передает собкор «НИ» Сергей АНИСИМОВ. Примерно в каждом пятнадцатом доме города лифты оказались отключены из-за воровства катушек и тормозных колодок. В среднем улов лифтовых воров составлял по 10–12 катушек. По городу даже поползли слухи, что в Нижнем Новгороде действует банда, которая избрала своей специальностью лифтовые налеты. Генеральный директор нижегородского «Лифтремонта» Евгений Воронин даже заявил, что нужно закрывать пункты приема цветных металлов и ставить сигнализацию на шахты. Его поддержал мэр города Вадим Булавинов. Однако сразу же посетовал, что «нормативной базы для этого нет, поэтому на федеральном уровне идею не поддержат». Сегодня в Нижнем Новгороде занимаются укреплением машинных отделений на верхних этажах домов, где находится главный механизм лифта. Однако случаи воровства не прекращаются.

Оригинальный способ борьбы с вандалами изобрели в Ульяновске, сообщает собкор «НИ» Михаил БЕЛЫЙ. Местным жителям надоело, что тормозные катушки исчезают из лифтов со скоростью света – в них содержится по 5 кг меди. Часть подъемников не работает из-за кражи вызывных аппаратов, а нередко кабина просто не может тронуться с места – кнопки вызова сожжены. Сотрудники городского предприятия «Лифтремонт» нашли необычный выход из положения. В качестве кнопок они решили использовать пивные пробки, мотивировав это тем, что на них-то уж точно вандалы не посягнут. Местная пивоваренная компания уже предоставила целую партию бракованных пробок для этих целей.

Диспетчер, ау!

Более 12% травм в лифтах россияне получают, пытаясь самостоятельно покинуть застрявшую кабину. «Ко мне такие пациенты поступают регулярно, – рассказал травматолог Арби Назыров. – Очень многие, пытаясь выбраться, падают в шахту. Если человек молодой, крепкий, то он обычно за тросы цепляется. Тогда гарантированы повреждения кистей. А при приземлении травмируются пяточные кости и поясничный отдел позвоночника».

По нормативам застрявший в лифте человек должен быть извлечен оттуда в течение получаса. Но для того, чтобы днем проехать по городу, иногда не хватает и полутора часов. А в праздничные дни ремонтники и вовсе не торопятся. «Новый год мы встретили в лифте, – рассказал  москвич Иван Бородин. – Кабина застряла. В тесноте мы провели два часа, прежде чем на наши крики отреагировали диспетчеры». «Нам периодически звонят застрявшие в лифтах пассажиры и жалуются на то, что их не едут спасать уже более часа, – рассказали в Московской службе спасения. – Это проблема очень неприятная, потому что каждая лифтовая организация должна быть снабжена персональной службой спасения. Но, к сожалению, многие подобные службы к своей работе относятся очень халатно».

Столичные власти уже выразили свое недовольство работой диспетчерских служб. На днях начальник государственной жилищной инспекции города Александр Стражников заявил, что застрявшие люди вынуждены обращаться в вышестоящие инстанции, поскольку не получают помощи у диспетчеров.

Старение не остановить

Эксперты убеждены: количество неисправных лифтов будет только увеличиваться. Темпы замены лифтового парка не успевают за его старением. В Москве порядка 112–114 тыс. лифтов. И более 30% из них, по оценкам независимых поставщиков лифтов, необходимо заменить, поскольку срок эксплуатации превышает 25 лет. По экспертным оценкам, количество лифтов, выработавших свой ресурс, в жилом секторе к 2010 году увеличится до 55%. Так что фраза «застрял в лифте» так и останется самой популярной уважительной причиной опоздания на работу.

ШВЕДОВ ГУБЯТ СТАРЫЕ ЛИФТЫ

Ежегодно в Швеции лифты становятся причиной гибели нескольких человек. Десятки людей получают увечья. «Убийцами» практически всегда становятся лифты устаревших конструкций, лишенные дверей или защитных решеток. По сведениям государственного Управления строений, отвечающего за безопасность лифтов, в Швеции осталось более 50 тыс. опасных подъемников пассажирского назначения. Трагедии чаще всего случаются, когда пассажиры перевозят громоздкие предметы, например, велосипеды или детские коляски, которые, выступая наружу, заклинивают кабину лифта в шахте. Еще одна причина травм различной тяжести – остановка старых лифтов чуть выше или ниже уровня пола. Люди, выходя, спотыкаются о порог и падают.

По статистике Управления строений, несвоевременное техобслуживание редко становится причиной аварий. Проблема в другом: архаичные лифты, многие из которых были установлены еще в начале XX века, изначально несли в себе значительный риск для пользователей. Кроме того, современное поколение техников попросту не знает, как правильно обслуживать старомодные подъемники. Эти проблемы актуальны по всей Европе, но во многих странах еще в 80-е годы были введены требования по модернизации лифтов без дверей. Шведы опомнились лишь сейчас. В начале этого месяца Управление строений приняло программу повышения безопасности поездок в лифтах. В подъемниках старых образцов обязательна установка табличек «Опасность транспортировки грузов». До 31 декабря 2012 года владельцы зданий обязаны оборудовать устаревшие лифты дверьми или заменить подъемники на современные модели.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

В ИЗРАИЛЕ МЕЖДУ ЭТАЖАМИ ЗАСТРЕВАЮТ ДАЖЕ МИНИСТРЫ

В большинстве израильских многоэтажных домов – два или более лифтов. При этом даже во время профилактических или ремонтных работ один из подъемников обязательно работает, ведь жильцы ежемесячно платят за возможность с комфортом добираться до своего этажа. А в субботу, во время шаббата, когда правоверным иудеям нельзя работать, в том числе даже нажимать на кнопки, один из лифтов постоянно курсирует вверх и вниз, автоматически останавливаясь на каждом этаже.

За лифтовое хозяйство в Израиле отвечает соответствующее управление в министерстве промышленности, торговли и занятости. Некоторое время назад глава этого министерства Эли Ишай вместе с тремя подчиненными застрял в лифте. Спасательные службы освободили немного приунывших пассажиров через десять минут. Но последствий избежать не удалось. На следующий же день Ишаем была создана комиссия, осуществившая проверку всех лифтов в стране.

Валентин БОЙНИК, Иерусалим

АННА СЕМЕНОВА, КАРИНА НАРАЕВСКАЯ, Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН, http://www.newizv.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Урал: Рецепт от пациента Армией займутся шесть комиссий Как ликвидировать пробки на дорогах Москвы? Косятся на Страсбург Системы "уровней террористической угрозы" в мире. Справка У аферистов страха нет 57 лет назад была испытана первая советская атомная бомба Шведский «погром» Без Энштейна обойдемся "Одноруким" дали новый срок Криминальная молитва Проблемы психического здоровья россиян: страхи, стрессы и фобии Надзирательница первая моя Чисто спортивный интерес Семейный подряд Воздушно-десантные войска: перспективы развития и перевооружения Как обеспечивается безопасность на объектах железнодорожного транспорта Екатеринбург: Убойный отдел отдыхает? Дайвинг - занятие увлекательное, но опасное

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация