Главная страница - Публикации

Фальшивое золото



В России в самом разгаре вступительные экзамены. И именно в это время ректор Дальневосточного государственного университета Владимир Курилов сделал сенсационное заявление. Золотые и серебряные медалисты провалили стандартный вступительный тест. Поэтому отныне круглые отличники вопреки традиции вуза будут сдавать экзамены вместе со всеми, без поблажек. Ситуация в Приморье не уникальна. По мнению экспертов, проблема «дутых» медалистов касается всех российских регионов. Золотые и серебряные награды успели дискредитировать себя, а с введением Единого государственного экзамена, возможно, и вовсе будут упразднены за ненадобностью.

В середине 1990-х годов бывший губернатор Приморского края Евгений Наздратенко предложил всем вузам края принимать золотых медалистов без вступительных экзаменов. Их учебу оплачивали из бюджета администрации. Медалисты выбирали, как правило, самые дорогие и престижные факультеты и специальности, учеба на которых стоит от 3,5 до 5 тыс. долларов в год. Такая система давала основания для слухов, будто бы медали продаются и покупаются, причем за немалую сумму в 5 тыс. долларов.

Впрочем, в этом году Дальневосточный государственный университет решил положить конец дурным сплетням. Медалистам предложили проверочный тест. Результаты оказались шокирующими. Оказалось, что из 102 медалистов, которые подали заявления на факультет менеджмента и бизнеса ДВГУ, тестирование прошли только 16. Из 48 желающих учиться на факультете международных отношений с заданием справились 9 медалистов. На юридическом факультете только 10 из 42 медалистов прошли тест. «Тестирование нас удивило и заставило задуматься, как вообще происходит оценка школьников в комиссиях, которые их выпускают. Если настолько низкий уровень у самых лучших, то что можно сказать обо всех остальных?» – рассказал ректор университета Владимир Курилов. Такая ситуация отнюдь не уникальна. По экспертным оценкам, в российских школах больше половины медалистов – «дутые». Причем относится это в основном к региональным учебным заведениям, где в одном классе бывает 20–25 круглых отличников. «Подтверждает этот факт и то, что захолустные городки в неблагополучных регионах выпускают больше медалистов, чем столица, в которой число круглых отличников достигает 5–6 тыс.», – сообщил «НИ» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович.

Для каждой школы ведется рейтинг на уровне окружного управления образованием, куда входит успеваемость, поступаемость в вузы, разряды учителей и количество медалистов. Чем больше последних, тем выше статус школы. Поэтому учителя изо всех сил тянут школьников в отличники.

«Класса с 9-го уже присматривают ученика, который может потянуть на медаль, – рассказал учитель русского языка и литературы Сергей Райский. – Часть из них действительно заслуживают звания медалиста. Однако попадаются дети, которые не могут без посторонней помощи получить отличный аттестат. В классных журналах за 10–11-й классы не должно быть ни одной двойки и максимум одна-две тройки» В некоторых школах находятся учителя, которые сопровождают будущего медалиста до самого выпуска. Они курируют потенциального медалиста два года и нередко решают за него выпускные задания».

Впрочем, не только школа бывает заинтересована в медалисте. Нередко сами родители стимулируют различными способами директора и учителей для того, чтобы их чадо получило заветную награду. По словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, торговля медалями распространена среди многих школ. Золотую желающие могут приобрести в среднем за 3 тыс. долларов. «Это вдвойне выгодно родителям, – пояснил доктор экономических наук Никита Кричевский. – С одной стороны, они могут похвастаться своим сыном или дочерью-медалисткой перед знакомыми. С другой – таким образом они облегчат жизнь своему ребенку при поступлении в вуз. В случае успеха абитуриенту нужно будет сдать экзамен только по профилирующему предмету». Неудивительно, что в итоге хваленые отличники проваливают первую сессию в вузе.

По мнению независимых экспертов, система школьных медалей уже давно устарела. «В 80-х медали были показательными. А в 90-е уровень школы резко упал, и появилась коррупция. Сегодня медалями торгуют. Министерство образования внесло предложение их вовсе упразднить, чтобы не снижать и без того не самый высокий уровень образования в нашей стране, – рассказал руководитель центров социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – И я думаю, это правильно. С введением Единого государственного экзамена в медалях и вовсе отпадет необходимость».

ДОВЕРИЕ К ЕГЭ СТРЕМИТЕЛЬНО ПАДАЕТ

Многочисленные скандалы, связанные с Единым госэкзаменом, о которых неоднократно писали «Новые Известия», похоже, не прошли даром. Доверие к этой форме проверки знаний у россиян неумолимо снижается. По крайней мере, об этом свидетельствует последний опрос Всероссийского фонда изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Если в июне прошлого года 31% респондентов предпочли бы, чтобы их дети или внуки сдавали ЕГЭ, то в июне 2007-го – только 22%. Немаловажный факт: традиционную форму экзамена чаще поддерживают россияне, уже имеющие детей или внуков. Из них 50% –противники тестирования и лишь 39% – сторонники.

За последний год уменьшилась и доля россиян, которые видят в ЕГЭ те или иные положительные стороны. В 2006 году их было 23%, в 2007-м – лишь 18%. Главный аргумент сторонников ЕГЭ остается прежним: «одаренные ученики из регионов получают возможность поступать в престижные вузы страны». В этом убеждены 23% высказавшихся за тестирование. Оно и понятно: этот тезис не берется оспаривать ни один эксперт.

Интересно отметить, что претензии к ЕГЭ, которые ранее высказывались в качестве опасений, теперь перешли в разряд убежденности. После скандала вокруг школьника из Ленинградской области, который за восемь часов до экзамена выложил в Интернете ответы на тест, более 20% респондентов заявили, что ЕГЭ ведет к коррупции в школе и областных департаментах образования. Кроме того, скептики указали на то, что Единый госэкзамен снижает возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и что проверка знания выпускников становится формальной, поверхностной.

ДМИТРИЙ КЛИМОВ, Владивосток, АНДРЕЙ ЛЕОНОВ, КАРИНА НАРАЕВСКАЯ, http://www.newizv.ru




Похожие по содержанию материалы раздела: Инспектор-ветеринар Катастрофа в США: ИТ-компании считают прибыль Как спасти бизнес от рейдера В 10 минутах от беды "Мобильные" мошенники не боятся наказания «Разрешенное» истязание Люди в масках Как спастись при пожаре, если ваш балкон завален хламом «Коренной» перелом Родственник с секретом Что изменилось с 1 апреля «Это новый виток коррупции» Спор о пиратстве: Россия дала отпор США Кулак дружинника ФСБ получила дорожный иммунитет НЕЧА НА ТАЛЛИН КИВАТЬ «Чиновники решают «по понятиям» Собака бывает кусачей Почему мы летаем на неисправных самолетах

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация