Главная страница - Публикации

О развитии сектора негосударственного производства товаров и оказания услуг безопасности российской индустрии безопасности как неотъемлемой части экономики России



Сегодня рынок негосударственного производства товаров и оказания услуг безопасности развивается как один из самых успешных сегментов экономики России. С учетом тенденции развития этого сектора и непрекращающегося роста его масштабов (одних только частных охранно-сыскных структур в настоящее время зарегистрировано более 26 тыс., а суммарная численность их персонала превысила 800 тыс. человек), фактически можно говорить о возникновении относительно устойчивой системы, включающей в себя разнообразные коммерческие и некоммерческие организации, которые специализируются на различных видах экономической деятельности в области безопасности: информационном обеспечении, физической и технической охране, защите прав собственности, в том числе путем оказания услуг по контролю за исполнением обязательств, возвратом долгов, разрешением коммерческих споров и т.д.

К настоящему времени негосударственный сектор производства товаров и оказания услуг безопасности превратился в непременный атрибут российской рыночной экономики, свидетельствующий, с одной стороны, об утрате монополии государства в области правоохранительной деятельности, а, с другой - о формировании принципиально новой модели правоохранительной деятельности в России, строящейся на принципах равенства государственных и негосударственных субъектов правоохранительной деятельности, их взаимодействии.

Негосударственная (частная) охранная деятельность, как основной вид занятости работников российской индустрии безопасности, уже сформировалась как профессиональная деятельность, основанная на заимствовании у правоохранительных и иных государственных органов и организаций основных принципов деятельности, организации и тактики действий, адаптированных в соответствии с требованиями гражданского права. Она создает условия для расширения социальной базы противодействия преступности и способствует включению в процесс борьбы с правонарушениями значительного числа граждан, в том числе бывших сотрудников правоохранительных и иных государственных органов.

В современных условиях в деятельности органов внутренних дел и иных государственных органов на первый план выдвигается правоохранительная функция и, соответственно, основная нагрузка в борьбе с правонарушениями перемещается в область превентивных мер и речь идет о воссоздании государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений. Система органов внутренних дел все больше превращается в институт социального обслуживания, где специфическими услугами являются: обеспечение прав и законных интересов граждан, их жизнь, здоровье и личная собственность. Поэтому естественным образом в процессы правоохраны все чаще включаются различные формирования правоохранительной направленности: народные дружинники, казачьи общества, иные общественные структуры, а также негосударственные организации безопасности как наиболее структурированная и организованная часть из числа негосударственных субъектов правоохранительной направленности. Негосударственные структуры безопасности (НСБ) сегодня можно охарактеризовать не только как часть правоохранительной системы российского общества, субъект обеспечения безопасности экономической деятельности и общества в целом, но и как важную часть воссоздаваемой государственной системы профилактики правонарушений, реальную силу, оказывающую определенное позитивное воздействие на состояние борьбы с преступностью и иными противоправными посягательствами.

Немаловажно то обстоятельство, что наиболее организованная часть негосударственных структур безопасности в лице охранных предприятий и служб безопасности нашла свою особую и никем не занятую нишу в сфере государственного управления внутренними делами, практически участвуя в организации исполнения норм административного права, направленных на поддержание должного уровня состояния охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. С самого начала своей деятельности частные охранные структуры в процессе выполнения возложенных на них задач начали фактически использовать механизм административно-правового регулирования и его средства, но исключительно в рамках и пределах охраняемых ими объектов. Все чаще отмечаются факты, когда работники охранных структур не только профилактируют, но и выявляют, пресекают, раскрывают преступления и правонарушения, даже наказывают правонарушителей, не обращаясь к помощи государственных правоохранительных органов и не ставя их в известность. Сегодня можно с уверенностью сказать, что ЧОПы и СБ во многом взяли на себя бремя принятия оперативных мер безопасности и борьбу с большим числом незначительных проступков и правонарушений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности, так как государственные правоохранительные органы явно не в состоянии эффективно бороться с мелкой и средней делинквентностью (мелкими и средними правонарушениями). Ведь традиционный набор оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в силу их многоплановости, громоздкости и необходимости привлечения значительного числа сотрудников довольно затратен, а полезный эффект, в случае раскрытия таких правонарушений, и общественный резонанс практически приближаются к нулю.

Таким образом, сегодня негосударственный сектор производства товаров и оказания услуг безопасности является составной частью правовой системы защиты экономических интересов предпринимательской (хозяйственной) деятельности, институтом реализации норм частного права, а негосударственные (частные) охранно-сыскные структуры заняли свою нишу в сфере государственного управления внутренними делами, практически участвуя в исполнении норм административного права, направленных на поддержание должного уровня общественного порядка и борьбы с преступностью. Поэтому, по нашему мнению, само развитие негосударственного сектора производства товаров и оказания услуг безопасности и частной охраны как его важнейшей составной части всему сообществу участников российской индустрии безопасности должно рассматривать как национальный проект, требующий глубокого анализа ситуации, постановки соответствующих целей и задач, определения источников и объема ресурсов, необходимых для их достижения.

Опережающие темпы роста потребительского спроса на услуги безопасности в связи с увеличением реальных доходов населения и укреплением рыночной экономики являются главной движущей силой развития данного сектора. Среди приоритетных направлений дальнейшего его становления следует выделить необходимость привлечения значительных объемов долгосрочных инвестиционных ресурсов, создание благоприятных условий конкуренции для всех участников рынка, интенсификацию деятельности региональных НСБ и меры по стимулированию спроса на негосударственные услуги безопасности. Необходимо добиться повышения доступности услуг негосударственного сектора производства товаров и оказания услуг безопасности как за счет развития инфраструктуры организаций, составляющих этот сектор экономики, использования ими новых каналов сбыта и расширения предлагаемого перечня товаров и услуг, так и за счет повышения доверия к негосударственным структурам безопасности со стороны государства, населения и инвесторов.

Безусловно, у негосударственного сектора производства товаров и оказания услуг безопасности есть и проблемы. Так, негосударственные (частные) структуры безопасности не обладают достаточной устойчивостью, а по размерам на порядок уступают своим американским и европейским коллегам. Налицо и инфраструктурные проблемы сектора - низкая степень доступности негосударственных услуг безопасности для жителей многих регионов, их ограниченный набор. В силу ряда объективных и субъективных причин практика реализации негосударственной (частной) охранной деятельности значительно оторвалась от ее законодательного правового регулирования. Пренебрежение теоретическим осмыслением этой деятельности, механическое перенесение правовых, организационных, тактических и кадровых форм и методов работы государственных правоохранительных органов в охранную деятельность, некритическое заимствование зарубежного опыта способствовали росту негативных проявлений в охранном бизнесе, криминализации и уходу в «теневую» экономику ряда охранных формирований. Но самое главное - до сих пор нет взаимоприемлемого текста законопроекта «О негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации», в котором бы были закреплены сложившиеся на практике реалии, в частности прямо указано на принадлежность охранных структур к предприятиям и организациям с особыми уставными задачами, поскольку само право на владение служебным оружием должно являться неотъемлемым и законным правом негосударственной (частной) охранной организации, даже если оно и в какое-то время отсутствует.

Предотвратить подобные негативные тенденции в развитии сектора негосударственного производства товаров и оказания услуг безопасности и, прежде всего, ЧОП и СБ, возможно путем использования разумных мер государственной экономической политики, в частности, применяя такие государственно-правовые регуляторы, как стандартизация, сертификация и единство измерений. Данная проблема является крайне актуальной для рынка именно охранных услуг из-за фактического отсутствия таких регуляторов. Представляется необходимым всемерно поддерживать деятельность государственных органов и общественных организаций, работающих в указанной сфере, по созданию системы их стандартизации и сертификации.

В условиях вынужденного отказа от административно-командных методов регулирования (хотя, на самом деле, об этом еще рановато говорить) для государственных органов, действующих в сфере обеспечения безопасности, особую актуальность приобретают вопросы правильного выбора негосударственных правоохранительных структур в качестве субъектов для взаимодействия. С другой стороны, сами эти субъекты, в том числе и негосударственные (частные) охранные предприятия, должны четко представлять те требования, которые предъявляются к ним государством и обществом в области обеспечения безопасности предпринимательства и личности. А это возможно лишь на основе критериев, объективно характеризующих деятельность негосударственных структур.

Частично такие приоритеты уже выработаны и неформально применяются, по мере необходимости, сотрудниками государственных правоохранительных органов, прежде всего, сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы. К ним относятся экономические показатели (положительный баланс; эффективность на рынке охранных услуг; устойчивая динамика роста); правовой аспект (строгое соблюдение законодательства; наличие рабочих контактов с правоохранительными органами; участие в федеральных и муниципальных программах по обеспечению безопасности и правопорядка; поощрение грамотами и благодарностями); результативность работы (отсутствие правонарушений на охраняемых объектах, совершенных работниками, клиентами и посетителями охраняемой организации, а также самими охранниками; количество предотвращенных охранниками преступлений и правонарушений; позитивное мнение клиентов о работе охранников); кадровые показатели (количество работников, имеющих удостоверения охранников; наличие системы отбора и обучения охранников); материально-техническое обеспечение (наличие служебного оружия и спецсредств; оснащенность служебным транспортом, средствами связи, а также форменного обмундирования у охранников); комплексность в работе (оказание клиентам широкого круга охранных услуг на высоком профессиональном уровне); участие в международных и российских выставках, соревнованиях.

В этой связи наиболее существенным обстоятельством представляется то обстоятельство, что охранные структуры сами вынуждены, с учетом постоянно возрастающей конкуренции, формализовать основные требования потребителей к качеству охранных услуг и ценовую политику. Наблюдается явный разрыв между необходимостью организации реального взаимодействия и низким уровнем принимаемых органами внутренних дел организационно-практических мер в данном направлении.

Уже стало аксиомой, что необходимость такого взаимодействия вытекает из наличия ряда общих задач по укреплению правопорядка; схожести приемов и методов деятельности, приемов и методов получения информации; существования объективной необходимости в обмене информацией; целесообразности совместного участия в проведении отдельных мероприятий, особенно массовых; невозможности в отдельных случаях решения поставленных задач ввиду недостатка средств; своевременности контроля со стороны органов внутренних дел за деятельностью частных детективных и охранных предприятий и т.д. Однако "воз и ныне там". Иерархическая система координационных советов организовать подобное взаимодействие не может (ибо как можно взаимодействовать с подчиненными - им нужно только приказывать), а независимой и авторитетной общественной организации, которая представляла бы интересы всего охранно-сыскного сообщества, до сих пор нет. Только такое всероссийское объединение способно взять на себя обеспечение постоянной двусторонней (многосторонней) связи, доведение информации о решениях государственных органов, касающихся деятельности охранно-сыскных структур, подписание генеральных соглашений с органами внутренних дел и иными государственными структурами о сотрудничестве и взаимодействии и организационно обеспечить взятые на себя обязательства, реально участвовать (в рамках своей компетенции) в реализации программ борьбы с преступностью и в работе по совершенствованию правового регулирования деятельности охранно-сыскных структур и т.д.

Поэтому очевидно, что в условиях необходимости сохранения рентабельности бизнеса, обеспечения требуемых уровней объемов и качества работы предприятия российской индустрии безопасности не могут в одиночку решить инфраструктурные задачи, необходима реальная программа по их решению с привлечением всех заинтересованных сторон – не только самих работников индустрии безопасности, но и государственных органов, общественных и некоммерческих структур, граждан.

По мнению членов "Лиги", в самое ближайшее время необходимо провести комплекс мероприятий, результатом которых станет создание и организационное оформление системы взаимодействия и координации государственных правоохранительных органов и негосударственных структур безопасности, которая позволит эффективно задействовать их потенциал в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, качественно улучшить эффективность контроля за этой сферой деятельности и оборотом оружия в ней, поставить надежный заслон криминализации данной сферы.

В дальнейшем в деятельности негосударственных структур безопасности все большую актуальность будут приобретать принципиально новые технологии работы, основанные на комплексном внедрении технических средств, автоматизации обработки информации и расширении сотрудничества с государственными правоохранительными органами. Дальнейшее развитие принципа обеспечения комплексной безопасности бизнеса с применением передовых технологий для раннего выявления и предотвращения противоправных действий, которые могут нанести ущерб личности, материальным, финансовым и иным интересам не только охраняемых физических и юридических лиц, но и общественной безопасности общества, должно привести к интеграции негосударственных правоохранительных органов, прежде всего негосударственных (частных) охранных структур, в общенациональную систему безопасности личности, общества и государства.

Безусловно, для успешного внедрения складывающейся системы в общегосударственные механизмы безопасности необходимо законодательное закрепление механизмов ее взаимодействия с государственными органами, чему вплоть до настоящего времени препятствует отсутствие необходимой правовой базы. В этом контексте становится очевидным, что практически все меры, предпринятые ранее в целях развития негосударственного сектора производства товаров и услуг безопасности и частной охраны, были направлены на решение конкретных проблем и не отражали комплексного характера стоящих задач. Их практическая реализация хоть и оказывала благоприятное воздействие на развитие российской индустрии безопасности, но носила лишь краткосрочный характер. Более эффективно задача по повышению уровня работы и реальному оформлению данного сектора экономики может быть решена только в рамках реализации специальной программы, объединяющей отдельные мероприятия по внесению изменений в нормативно-правовые акты в комплексную, непротиворечивую систему реформирования законодательства и практики взаимодействия предприятий отрасли с контролирующими и надзорными органами, обществом в целом.

Обсуждению этих и широкого круга проблем, связанных с развитием рынка негосударственного производства товаров и оказания услуг безопасности, будет посвящена 7-я Всероссийская конференция "Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы", которая будет проводиться 31 октября - 1 ноября 2007 г. в рамках Международной выставки "Интерполитех". Приглашаем всех, кого беспокоят и тревожат проблемы развития российской индустрии безопасности, принять в ней участие.

В.В. Иванов, председатель Правления РОО "Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности"




Похожие по содержанию материалы раздела: Приоритетные технологии безопасности Почти два миллиона иностранцев Афера в 53 томах Анатомия убийства Войдя в подъезд, улыбнитесь. Вас снимает скрытая камера Почему опасно возить детей в такси? России угрожают Применение автоматизированных систем мониторинга в кризисных ситуациях Закон против террора Дело чести Понаехали тут... и пусть живут Скупой платит дважды Накануне 9 мая в Петербурге сносят памятники ради строительства коттеджей и паркинга В России уже 70 тысяч скинхедов, начались массовые акции, убийства происходят еженедельно Тарас в Сети Рейдеров засудят по совести ЧОП вам пусто было Рынок охранного телевидения в Великобритании Больница на замке

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация