Главная страница - Публикации

Что доверят – не храним?



В прошлом столетии существовали профессиональные касты воров, члены которых долгие годы оттачивали мастерство в одной сфере. Например, карманник всю жизнь развивал ловкость рук, а «специалист» по проникновению в дома через форточку – акробатические навыки. Сейчас любители поживиться чужим добром совершенствуют только одно – умение выискивать новые места, где ждет легкая добыча.

К примеру, не так давно бичом Твери были кражи в маршутных такси. Правоохранительные органы проделали массу работы, задержания карманников происходили чуть ли не через день, и теперь в маршрутках стало поспокойнее. Зато появилась новая зона риска – супермаркеты. Точнее, камеры хранения, куда покупатели сдают свои сумки и пакеты, порой с ценным содержимым.

1.Как воруют

Схема действий злоумышленников проста до наивности. Воришка подходит к камере хранения. Краем глаза примечает, в какую ячейку кладут лакомый кусок. Берет ключ от соседней ячейки, идет покупать какую-нибудь мелочь, не вызывая подозрений расплачивается, как добропорядочный покупатель. Затем, демонстративно размахивая ключом, у всех на глазах идет открывать камеру хранения. Только не свою, а чужую. В большинстве случаев это не так уж сложно.

Издалека не видно, какую именно ячейку открывает вор. Со стороны все выглядит, как будто человек забирает свою сумку. Так что сотрудники служб безопасности магазинов не всегда понимают, что пора реагировать.

Недавно такая неприятная история произошла с моим знакомым. Охранник в супермаркете жестко потребовал сдать в камеру хранения дорогостоящую видеотехнику. Расплачиваясь на кассе, парень увидел, как бомжеватого вида мужик поволок его сумку с аппаратурой к выходу. На сей раз все обошлось – без пяти минут потерпевший в два прыжка нагнал вора и отобрал у него свое имущество. На глазах у изумленного охранника, который только разводил руками: «Ну откуда ж я мог знать, что это ваше?» Дескать, если бы вор взламывал ячейку при помощи «фомки» или динамита, охрана проявила бы себя во всей красе. А этот вел себя так, будто он и является владельцем сумки.

Как прокомментировали в прокуратуре Московского района, этот случай не единичный. И далеко не всегда подобные истории заканчиваются всего лишь испорченным настроением. Ольге К., например, повезло куда меньше. Она подчинилась требованиям охраны магазина сдать в камеру хранения небольшую дамскую сумочку, в которой лежали паспорт и вся зарплата – около 15 тысяч рублей. Сумочку забрал кто-то посторонний, охраной не замеченный. Видимо, потому что тоже использовал не лом и не взрывчатку, а всего лишь ключ от соседней ячейки. Администрация магазина заявила, что ответственности за сохранность вещей не несет. Пусть потерпевшая требует свои деньги и документы с вора или с фирмы- изготовителя, поставившей магазину бракованную камеру хранения.

2. Кто отвечает

Ольга обратилась в милицию и прокуратуру. Вора пока что не нашли. Но потерю Ольге должны компенсировать. Прокуратура Московского района провела проверку и установила, что магазин нарушил Гражданский кодекс РФ. В соответствии со статьей 891 этого кодекса (о договоре хранения) хранитель должен принять все меры, чтобы с доверенным ему имуществом ничего не случилось. Или, раз уж произошло ЧП, полностью возместить ущерб. Так что теперь руководитель магазина будет привлечен к дисциплинарной ответственности и выплатит Ольге всю сумму ущерба.

Впрочем, если бы Ольгу не заставили сдать сумку на хранение, ничего подобного бы не произошло. Как объяснил специалист – эксперт Управления Роспотребнадзора по Тверской области Дмитрий Константинович Перегуда, в данном случае имело место принуждение к договору хранения, что является грубым нарушением прав потребителя. И, к сожалению, обычной практикой многих магазинов. Причем принуждением к договору (и нарушением 421 статьи Гражданского кодекса) можно считать не только прямое требование охраны сдать личные вещи, но и объявление на двери, гласящее, что вход в магазин с сумками и пакетами воспрещен. За это даже могут привлечь к административной ответственности.

Однако если то же объявление содержит не прямой запрет, а вежливые слова «просим покупателей оставлять сумки в камере хранения», мы имеем дело уже не с принуждением к договору, а с предложением такового. Покупатель вправе согласиться или отказаться. Договорные отношения начинаются с того момента, как покупатель возьмет в руки ключ от ячейки камеры хранения. С этой минуты магазин несет полную ответственность за оставленные на хранение вещи и автоматически обязуется возместить ущерб, если они пострадают. Попытки переложить ответственность на наглецов – воров или изготовителя ненадежных ячеек – с юридической точки зрения несостоятельны. Единственное, что может сделать администрация магазина в случае кражи, – для начала удовлетворить претензии потерпевшего, а уже после этого через суд потребовать компенсации своих расходов у изготовителя некачественной камеры хранения.

Роспотребнадзор отмечает еще один момент. Порой граждане, зашедшие в супермаркет с объемной сумкой, около кассы натыкаются на охранника, требующего показать содержимое «багажа». Это требование тоже нарушает права потребителя. Проводить досмотр личных вещей у нас имеет право только милиция, да и то по подозрению в каком-либо преступлении и в присутствии понятых.

3. Почему нарушают

Но вряд ли в супермаркетах сплошь и рядом нарушают права потребителей из личной неприязни к покупателям, которые приносят доход. Причины «плохого поведения» охраны объяснил Владимир Николаевич, бывший милиционер, а ныне сотрудник службы безопасности сети супермаркетов.

Дело в том, что воры пасутся не только около камер хранения. Торговый зал они тоже не обделяют вниманием. Часто они пытаются вынести покупки из магазина, не уплатив, таким образом: кладут дорогостоящие товары на дно тележки, ставят на них сумку, а сверху для отвода глаз кидают какую-нибудь мелочь, которую и предъявляют на кассе. Практически недоказуемо и ненаказуемо. Если охрана поймает за руку, легко отговориться забывчивостью и доплатить требуемую сумму. А может и так сойти, особенно в крупном магазине в час пик.

Иногда воры поступают еще проще: прячут товар в имеющуюся при себе сумку. Если видеокамера в зале что-то засекла или аппаратура на кассе, реагирующая на штрих-коды товара, заходится писком – громко «качают права»: мол, когда придут менты с ордером на обыск, тогда и покажу, что у меня там. А задержать подозрительного типа охрана магазина по большому счету не вправе. На практике, конечно, задерживают до приезда милиции. Но если впоследствии задержанный подаст на магазин в суд, он выиграет дело. Поскольку ограничивать свободу граждан могут только правоохранительные органы.

Вообще полномочия, которыми наделен частный охранник, до смешного малы. Если строго следовать законам, максимум его возможностей – выяснить у подозрительного типа паспортные данные и сообщить в милицию. А они уж пусть разбираются. Но какой вор или мошенник, будучи в здравом уме и трезвой памяти, покажет охраннику паспорт (напоминаем – самостоятельно его изъять нельзя) и будет послушно ждать приезда милиционеров?

Так что выбор невелик: либо приставить охранника к каждому покупателю, что невозможно, либо слегка задеть свободу личности, введя одинаковое для всех требование сдавать сумки в камеру хранения. В противном случае придется время от времени грубо нарушать закон о частной охранной деятельности и Гражданский кодекс, хватая и обыскивая подозрительных граждан, или же отпускать восвояси настоящих воров. Которые, поживившись в торговом зале, еще и к ячейкам с чужими сумками направятся...

Но ведь в понятие безопасности входит не только сохранность товара,но и неприкосновенность имущества покупателей, разве не так? И,наверное, можно найти решение, которое всех устроит. Магазин, в которомукрали сумочку Ольги К., методы обеспечения безопасности пока неизменил. А вот конкуренты на другой стороне улицы быстро сообразили,как не допустить воров к имуществу клиентов. Там ограничили доступпосетителей к камерам хранения, отделив их специальной стойкой. А застойку усадили охранника, который принимает вещи и выдает номерки. Людиспокойно могут сдать сумку, чтобы в руках не мешалась, и идти запокупками, будучи уверенными, что получат свое имущество обратно вцелости и сохранности. Разумное решение, кстати, не слишкомдорогостоящее и простое в исполнении.

ТВЕРСКАЯ ЖИЗНЬ




Похожие по содержанию материалы раздела: Применение автоматизированных систем мониторинга в кризисных ситуациях Закон против террора Дело чести Понаехали тут... и пусть живут Скупой платит дважды Накануне 9 мая в Петербурге сносят памятники ради строительства коттеджей и паркинга В России уже 70 тысяч скинхедов, начались массовые акции, убийства происходят еженедельно Тарас в Сети Рейдеров засудят по совести ЧОП вам пусто было Рынок охранного телевидения в Великобритании Больница на замке Николай Краюшенко: Вневедомственную охрану ликвидируют в 2010 году? Охранникам развяжут руки Любовь в кредит Вернуть память Последний звонок Рубка краденого Россияне освоили новые способы нажиться на автостраховщиках

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация