Главная страница - Публикации

"Сухие" рейсы



После терактов, совершенных в России в августе 2004 года, когда смертницы подорвали вылетевшие из "Домодедово" самолеты Ту-154 и Ту-134, в крупнейших аэропортах России была кардинально изменена система обеспечения безопасности - увеличилось количество сотрудников милиции, стал жестче предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей и обслуживающего персонала. После предотвращения крупномасштабного теракта в Лондоне, когда, по данным спецслужб, в воздухе должны были взорваться около двух десятков самолетов американских рейсов, США ввели серьезные ограничения по количеству и качеству предметов, разрешенных для проноса на борт самолета. Взвесив все «за» и «против», Евросоюз до конца сентября тоже намеревается ввести такие ограничения на своих рейсах. Но, по мнению аналитиков, подобное ужесточение правил перевозки багажа не только негативно скажется на психологическом состоянии авиапассажиров, но и грозит разорением магазинам беспошлинной торговли, поскольку доля их доходов от продажи парфюмерии и алкоголя составляет до 80% всей выручки. В целом же оборот этой индустрии в аэропортах мира оценивается ежегодно примерно в 26 млрд долларов.

Взял виски - выпей до дна

Предотвращенный в августе спецслужбами Великобритании теракт вынудил многие страны задуматься о пересмотре правил провоза багажа для авиапассажиров. В частности, США после того, как узнали о готовившемся уничтожении двух десятков авиалайнеров при помощи жидкой взрывчатки, выпустили обязательное распоряжение для всех авиаперевозчиков. По требованию администрации транспортной безопасности министерства внутренней безопасности США пассажирам теперь не разрешается иметь при себе упаковки любого размера, содержащие жидкости или гели, на пункте досмотра или на борту воздушного судна. В «черный» список попали все напитки, шампуни, средства для загара, крема, зубная паста, гель для волос и другие предметы похожей консистенции. Все это отныне требуется сдавать в багаж. Пронести в салон самолета разрешалось только детское питание, грудное молоко или сок для младенцев и лекарства, если на них есть рецепт, выписанный на имя пассажира. Инсулин или другие жизненно-важные лекарства можно было проносить без рецепта. Хотя, если верить информации британцев, «жидкая» взрывчатка, которую террористы намеревались пронести по частям в ручной клади, была замаскирована именно под детское питание. «Но самым поразительным явилось требование американцев выпить все алкогольные напитки, приобретенные в Duty free, до посадки в самолет, - рассказал заместитель начальника пресс-службы компании «Аэрофлот» Виктор Соколов. - Либо пассажирам предлагалось в присутствии стюардессы вскрыть бутылку с жидкостью и отхлебнуть из нее, дабы сотрудник авиакомпании могла убедиться, что в емкости именно коньяк или виски, а не компонент взрывчатого вещества».

Ужесточение коснулось только "Шереметьево-2"

К слову, кроме США, рейсы в которые выполняют авиакомпании «Аэрофлот» и «Дельта», подобные ограничения не были введены ни в одном другом государстве. Поэтому такое «усиление» коснулось только аэропорта «Шереметьево-2».

«Что касается Минтранса РФ, то каких-то ограничений на пронос на борт самолета жидкостей мы не вводили, - пояснил начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. - От нас только пошла инструкция для сотрудников авиационной безопасности аэропортов, чтобы они усилили процедуру досмотра пассажиров и багажа, чтобы были более внимательными и более ответственно относились к своим обязанностям». Как пояснил Хикматов, в наибольшей степени это коснулось предполетных мероприятий. К примеру, в состав досмотровых групп были введены сотрудники органов внутренних дел. В обеспечении безопасности территории аэропортов теперь участвует милицейская вневедомственная охрана, а оперативно-поисковые мероприятия ведутся на нескольких рубежах: выборочно досматриваются транспорт и граждане, въезжающие в аэропорт. Во время прохода в здание аэропорта пассажиров досматривают не только сотрудники милиции, но и представители службы собственной безопасности аэропорта и сотрудники ЧОПов. После всех этих мероприятий сотрудники правоохранительных органов и охранных структур сопровождают пассажиров из «стерильной» зоны до трапа самолета, чтобы не допустить передачи запрещенных предметов и веществ на борт воздушного судна.

В другом крупном столичном аэропорту - "Домодедово" жестких ограничений, подобных мерам, предпринятым в "Шереметьево-2", пока не вводят. По словам сотрудников департамента общественных связей группы «Истлайн», усиленные меры безопасности в "Домодедово" действуют на этапе досмотра пассажиров. «Некоторое время назад были введены технические средства, позволяющие точно определить природу веществ, которые пассажир собирается пронести на борт самолета, - пояснил Стране.Ru представитель «Истлайна» Виталий Коренюгин. - Поэтому ограничений, подобных тем, что введены на некоторых рейсах, вылетающих из "Шереметьево", для наших пассажиров нет».

Во «Внуково» позаботились об информированности пассажиров

Тем не менее, обвинить российские власти в бездействии или недостаточной оценке террористической угрозы в воздухе нельзя - просто отечественные наземные службы безопасности выполняют свою работу с минимальным ущербом для авиапассажиров. К примеру, в аэропорте «Внуково» началось внедрение комплексной системы оповещения пассажиров об угрозе возникновения кризисных ситуаций. Собственно, инициатива организации такой системы принадлежит МЧС РФ в рамках государственного проекта по созданию Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Как рассказали в пресс-службе аэропорта «Внуково», в рамках этого проекта в терминалах аэропорта и на прилегающей к нему территории будут оборудованы специальные пункты информирования и оповещения граждан, а также создана отдельная система наблюдения, сбора информации и контроля за радиационной и химической обстановкой в аэропорту.

«Проще говоря, помимо внутреннего видеонаблюдения, в аэропорту будут установлены еще несколько камер, - пояснила сотрудник пресс-службы аэропорта «Внуково» Мария Богомолова. - На площади перед зданием аэропорта будет установлен мощный датчик, который будет собирать информацию по радиационному и химическому состоянию воздуха. Вся информация с камер и датчика в режиме он-лайн поступает в МЧС России. Там ее систематизируют и выводят информацию на 8 мониторов, расположенных в зданиях нашего аэропорта и гостиницы». По словам Богомоловой, кроме роликов о безопасности, которые будут транслироваться по мониторам круглосуточно, в случае возникновения нештатной ситуации для тех, кто находится в аэропорту или в гостинице, в прямом эфире будет транслироваться выступление сотрудников МЧС, которые дадут рекомендации пассажирам, как им действовать в случае возникновения какой-либо угрозы.

«Монтаж оборудования идет полным ходом, - сказала Мария Богомолова. - Надеемся, что к концу октября все работы будут закончены и система будет введена в эксплуатацию».

Евросоюз подписал смертный приговор беспошлинной торговле

Пока российские службы выбирают щадящие меры для обеспечения безопасности авиапассажиров, в Евросоюзе всерьез задумались об ужесточении правил перевозки ручного багажа. Меры предосторожности в аэропортах Европы и США были введены 10 августа 2006 года, но через несколько дней после предотвращения крупнейшего теракта в аэропортах Великобритании все страны, кроме Соединенных Штатов, вернулись к обычному режиму работы. Тем не менее, в середине сентября представители Eврокомиссии объявили о планируемом одобрении до конца этого месяца законодательства, ограничивающего для пассажиров европейских авиалиний возможность перевозить жидкости и гели в ручной клади. По словам комиссара Eврокомиссии по транспорту Жака Барро, в законодательстве речь идет не о полном запрете на провоз жидкостей, а о создании строгих правил.

В частности, министры внутренних дел стран ЕС предлагают разрешить каждому пассажиру проносить на борт самолета лишь одну сумку габаритами не выше 45 х 35 х 16 см. Причем, в сумке не должно быть никаких жидкостей, в том числе пенок и гелей, а также любых емкостей, в которые можно залить жидкость. Кроме того, европейские министры собираются запретить брать на борт любые электрические устройства, как, например, ноутбуки, фены, мобильные телефоны и так далее. Но, по мнению аналитиков, такое ужесточение контроля перед посадкой может не только привести к протестам со стороны пассажиров, но и создать трудности для авиакомпаний из-за длительного ожидания в аэропорту. Кроме того, подобное ужесточение мер безопасности может поставить крест на работе магазинов Duty free - доля доходов от продажи парфюмерии и алкоголя составляет в них до 80%, и если пассажирам запретят проносить на борт то, что куплено после сдачи багажа, то смысла в существовании магазинов беспошлинной торговли не будет.

«Когда американцы сказали, что не будут пускать на борт людей с жидкостями, мы были вынуждены согласиться с их требованиями, - пояснил замначальника пресс-службы компании «Аэрофлот» Виктор Соколов. - Как будет с Евросоюзом, мне сказать трудно. По всей видимости, каждая авиакомпания будет самостоятельно принимать какие-то решения. Все будет зависеть от механизма внедрения этих запретов. Ведь просто так ничего нельзя запретить. Это же, в первую очередь, чревато неудобствами для пассажиров, во-вторых, обернется финансовыми потерями аэропортов. Но всем известно, что спиртные напитки продают и на борту самолетов, поэтому не исключено, что те же Duty free примут решение, к примеру, расширить продажу на борту. Безусловно, учитывая террористическую угрозу, все эти запреты понятны, но вместе с тем необходимо искать выход, как сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. В любом случае, мне понятно, что если сейчас Евросоюз примет такие же меры, авиакомпании будут вынуждены подчиниться его требованиям, потому что в противном случае могут возникнуть серьезные трудности».

Диана Игошина




Похожие по содержанию материалы раздела: Железные дороги станут безопаснее СОВБЕЗ РФ РАЗРАБОТАЛ ПРОЕКТ ГОССТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ ДО 2010 Г. Мазут переработают за месяц Американского КГБ не будет КАЖДАЯ РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ ПОЛУЧИТ ПО БРАНДСПОЙТУ Аэропорты защищаются ...и обещают отомстить японцам Премьер получил дополнительную охрану Милиция учится бороться с террористами... ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ОХРАНЯЕМЫЕ ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕM Безопасность участников Игр под присмотром 20 000 глаз. Год Украины в России проходит без Украины НАШ ПРЕСС-ЦЕНТР Кто спасет документальное наследие? По ком звонит мобильный? На Урале состоится оружейная выставка Павел Стромский будет бороться с мошенничеством в VISA У мэрии будет своя милиция Вторая жизнь лифта

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация