Главная страница - Публикации

Выворачивай карманы. Как защититься от магазинного охранника



По статистике, каждый 12 человек когда-нибудь совершал кражу в магазине.  Ответные действия администрации супермаркетов - специальное охранное оборудование, системы видеонаблюдения, технические средства и высокие требования к службе охраны. Справедливо было бы отметить, что в этой оголтелой борьбе против финансовых потерь от краж, правонарушителями становятся сотрудники охранных служб. Чаще всего ими нарушается Конституция РФ и Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Моя соседка по дому, настолько миниатюрная, что беглым взглядом можно принять за школьницу, однажды в негодованием рассказала о случае в супермаркете. На выходе из торгового зала ее задержал охранник и не пытаясь сохранять сдержанный тон заявил: "Выворачивай карманы! Ты украла конфеты!". После отказа добросовестной покупательницы последовали более жесткие выражения. В итоге, молодую даму обыскивал какой-то грубый тип и все это в нескольких шагах наблюдал ее маленький сын.

Тогда я не предполагала, что такие случаи в сетевых магазинах - постоянная практика. Один из них случился с моей 14-летней дочерью. Был выходной день, ребенку захотелось мороженого. Какие могут быть возражения - за десертом дочь отправилась в ближайший магазин самообслуживания. К мороженому решила купить шоколад. Но поскольку девочка имеет проблемы со зрением, то на выбор покупки ей потребовалось некоторое время. Во-вторых, приученная проверять срок годности продуктов, она тщательно изучала этикетки. Это и насторожило охрану. Не успела дойти до кассы, как была остановлена представителем службы охраны.

Далее все по известному сценарию - требования вывернуть карманы и дамскую сумку, отказ, грубое принуждение, снова отказ. Звучала и нецензурная брань, но уже в подсобке, куда ребенка отвели и обыскали. Надо ли говорить, что домой дочь вернулась в слезах.

Второй раз мы отправились в магазин вместе. В просьбе предоставить видеозапись, на основании которой был обыскан ребенок, было отказано. Мы услышали все теже грубости, от охранника пахло спиртным.

Мы обратились в прокуратуру. Там предложили написать заявление о неправомерных действиях представителя службы охраны. Претензии нами были предъявлены и в адрес администрации магазина. Руководитель службы охраны в ответ посетовал на огромное число краж товара. "Обыски покупателей - вынужденная мера", - сказал он. В магазине утверждали, что число ежедневных хищений товара увеличилось до 40-60 случаев. Уверена, что в оправданиях своих охранники явно перестарались.

По оценкам, в магазинах-дискаунтерах и крупных торговых центрах покупатели совершают до 1 000 краж в год, в среднем на воровстве попадаются 2-3 человека в день. Эту цифру дают службы безопасности крупных московских магазинов. Не думаю, что настолько разнится этот показатель в регионах и столице. Практика показывает, что и проблемы торговых предприятий в крупных городах страны примерно одинаковые, и проблемы покупателей. Грубость и неправомерные действия охранников супермаркетов имеет место и Москве, и в Саратове, в Омске, и в Екатеринбурге. В последнем случае, к примеру, сотрудники одного из частных охранных предприятий были привлечены к административной ответственности за незаконный обыск. Прокуратура принесла протест на должностную инструкцию сотрудников ЧОП с требованием привести ее в соответствие с законодательством.

Правовую оценку нашего случая дала Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова.

"Вами сообщается о нарушении прав несовершеннолетнего ребенка со стороны охранника продуктового магазина г. Саратова.
В связи с этим, перед Уполномоченным обозначено несколько вопросов относительно ситуации, в которой оказалась девочка. Сообщаю, что если охранник магазина не является сотрудником милиции, он не имеет права досматривать личные вещи покупателя.
При установлении охранником факта совершения кем-либо из покупателей в магазине противоправного посягательства на охраняемое имущество, данное лицо может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). Об этом, в частности, указывается в ч. 6 ст. 12 ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности".

Хотелось бы отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Конституции, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность и в силу ч. 3 ст. 55 Конституции, такое право может быть ограничено, во-первых, только федеральным законом, а, во-вторых, лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поскольку в описываемой Вами ситуации речь идет о плитке шоколада, отмечу следующее.
Кодексом об административных правонарушениях предусматривается ответственность за совершение мелкого хищения чужого имущества. Хищение признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает 100 рублей.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения предметов административного правонарушения.

Сотрудник охраны не имеет права производить досмотр, но он может предложить добровольно показать содержимое карманов. В то же время у покупателя есть право отказаться. Тогда охранник должен вызвать милицию, сотрудник которой вправе производить досмотр. Но если охранник попытается насильственно удерживать покупателя, а тем более отводить в другое помещение против его воли - это будет противозаконно.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, владельцем вещей, подвергнутым досмотру, понятыми. В случае отказа владельца вещей, подвергнутого досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Следует отметить, что административная ответственность наступает с 16 лет.

В том случае, если подозрения охранника о том, что именно этот посетитель магазина совершил незаконные действия, не найдут впоследствии своего подтверждения у представителей правоохранительных органов, пострадавший имеет право обратиться с соответствующим иском к охранному предприятию в порядке ст. 1068 Гражданского кодекса и ст. 11.1 ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности", так как фактически незаконными действиями охранника были нарушены его конституционные права. Исходя из представленной информации, в магазине ведется видеонаблюдение, что позволит доказывать ту или иную позицию".

История наша закончилась извинениями со стороны администрации магазина. Через моих знакомых, руководство региональной сети обратилось к нам с просьбой забрать заявление из прокуратуры. Сотрудники этого ведомства давали весьма безрадостные прогнозы результатов разбирательства. Я уступила, понадеялась, что инцидент послужит уроком, нерадивого работника просветят на предмет права. Потом, как водится, пожалела. Из разговора с тем охранником стало ясно - он ничего не понял. Ни то, что объяснения у несовершеннолетнего ребенка может брать только сотрудник правоохранительных органов и только в присутствии родителей или социального педагога. Ни о том, что подобное обращение с добросовестными покупателями унижает и нарушает их права.

В заключение, приведу цифры мировой статистики.

Масштабы злоупотреблений недобросовестных сотрудников магазинов в несколько раз превышают ущерб от краж, совершаемых покупателями. По данным экспертов, в совокупных незапланированных потерях магазина на долю персонала приходится более от 46% до 70%.

В магазинах США ежегодно воруют товаров, на сумму $12 млрд, при этом, на охрану тратится $7-10 млрд.
Выявленные финансовые потери торговых предприятий составляют 41% от общего объема потерь. То есть, более половины - это потери не выявленные и неизвестные для руководства предприятия. По данным американской компании Shoplifters Alternative, обнаруживается лишь каждый 49-й случай воровства.

Темпы ежегодного роста воровства, среди персонала магазинов, достигают 6%.
Представители отечественных магазинов эконом-класса утверждают - дети в супермаркетах практически не воруют. Их интересуют разные мелочи: жвачки, леденцы, шоколадки, а это обычно размещается на стендах рядом с кассой в прямой видимости продавцов и охранников.

Автор раздела "Аналитика плюс" намерен продолжить работу над этой темой и рассказать о том, кто совершает кражи в саратовских магазина, что воруют и в каких объемах.


Марина Завидова, Саратов БизнесКонсалтинг




Похожие по содержанию материалы раздела: Пассажирам облегчили жизнь Фальшивый кандидат Алкоголики до 16 и младше Атака клонов Крокодиловы слезы Как уберечь дом от нежеланных гостей? Охрану приказано зачистить Наши паспорта продают “налево” Бродягу вернут в Уголовный кодекс А ты Готов к Труду и Обороне? Рейд чеченской милиции на питерское предприятие завершился скандалом Спер бутылку? Станешь уголовником Государство в ползунках Пропало лето Позвольте вас заподозрить Ренессанс "Аль Каеды" Куда исчезают билеты? Скрипел уныло Брянский парк Охраняем будущее

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация