Главная страница - Публикации

Система предотвращения несанкционированного вмешательства в управление воздушным судном



Исторический опыт свидетельствует, что создать непотопляемый корабль или самолет, который было бы невозможно захватить, – невозможно. Но возможно создать систему, которая воспрепятствовала бы террористам в осуществлении их замыслов. И такая система создается.
В настоящее время консорциум европейских ученых работает над проектом, стоимостью 46 миллионов долларов, который бы заставил террористов отказаться от мысли захватить и направить в нужном им направлении самолет, если им вдруг удастся проникнуть на борт, преодолев кордоны службы безопасности.
К реализации проекта привлечены более 100 авиационных специалистов из 31 государства. Одно из направлений проекта, получившее название «Авиационная безопасность будущего в Европе (Security of Aircraft in the Future European Environment (SAFEE)», призвано поставить перед хайджекерами (террористами, захватывающими самолеты) последний заслон.
Специалисты из концерна BAE Systems в Бристоле (Англия), который является одним из гигантов оборонной промышленности, говорят, что цель их работы – создание компьютера, который мог бы взять под контроль захваченный авиалайнер и помешать террористам направить его на скалу или высотное здание. Такая система рассматривается как «священная чаша Грааля» авиационной безопасности, предназначение которой – не допустить повторения трагедии 11 сентября 2001 года, когда от рук террористов погибло 3000 человек. Однако, полной безопасности даже такая система гарантировать не может, считают ученые.
«Невозможно свести к нулю все угрозы и риски», - комментирует Даниэль Готье (Daniel Gaultier), координатор программы SAFEE – «но, если мы оснастим самолет соответствующей бортовой электроникой, она сможет очень серьёзно осложнить задачу хайджекеров».
В настоящее время компоненты системы проходят испытания и к 2010 году будут доведены до промышленных образцов. Даже ограниченное размещение таких систем на самолетах – это крупный шаг вперед в области авиационной безопасности по сравнению с мерами безопасности, предпринятыми после 11 сентября 2001 г. В основном они выразились в усилении двери кабины пилотов и регулярном сопровождении рейсов агентами безопасности.
То, что террористы не собираются прекращать разработку своих зловещих сценариев, продемонстрировали недавние рейды служб безопасности в Великобритании, в ходе которых были арестованы более двух десяткой молодых мусульман, планировавших тайный пронос на пассажирские самолеты жидких ВВ с целью подрыва над Атлантическим океаном десяти авиалайнеров.
Ключевым элементом в проекте SAFEE является надежная бортовая биометрическая система считывания отпечатков пальцев и радужной оболочки глаз, дополненная другими сканирующими устройствами. По замыслу разработчиков этот комплекс обеспечит доступ к управлению самолетом только членом штатного экипажа и сделает это невозможным для посторонних лиц. Даже если террористы ворвутся в кабину пилотов, специальный компьютер «предотвращения угрозы» возьмёт управление воздушным судном на себя и будет пилотировать его до ближайшего аэродрома, где совершит безопасную посадку, минуя высокие здания и прочие опасности.
К другим техническим средствам, которые разработчики SAFEE хотели бы видеть на самолетах, следует отнести камеры видеонаблюдения, микрофоны и другие устройства для наблюдения за поведением подозрительных пассажиров.
«Мы хотим выявить угрозу на ранней стадии, ещё до того, как кто-либо начнёт захватывать пассажирский салон или штурмовать кабину пилотов» - выразила мнение своих коллег Катрин Нуаре (Catherine Neary), психолог BAE Systems,.
Кроме того, специалисты SAFEE надеются, что им удастся создать так называемый «электронный нос» - сенсоры запаха для обследования пассажиров во время посадки на борт на предмет их возможного контакта с ВВ, видеокамеры в пунктах досмотра для идентификации пассажиров и специальные микрочипы, для определения принадлежности багажа конкретным пассажирам.

Как всякий инновационный проект, SAFEE имеет своих скептиков, напоминающих, что «Титаник» тоже строился как непотопляемый корабль, но, все же, затонул. Однако, их сомнения почти не слышны в хоре голосов авиаперевозчиков и операторов аэропортов, ожидающих новую систему безопасности.

Спец. корр. OXPAHA.ru по материалам The Washington Times (USA)




Похожие по содержанию материалы раздела: Премьер получил дополнительную охрану Милиция учится бороться с террористами... ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ОХРАНЯЕМЫЕ ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕM Безопасность участников Игр под присмотром 20 000 глаз. Год Украины в России проходит без Украины НАШ ПРЕСС-ЦЕНТР Кто спасет документальное наследие? По ком звонит мобильный? На Урале состоится оружейная выставка Павел Стромский будет бороться с мошенничеством в VISA У мэрии будет своя милиция Вторая жизнь лифта Европейцы создадут бюро авиабезопасности Канада во всеоружии Киллер убит, охранник Иосифа Орджоникидзе ранен Все табло - в одно Брат за брата Почувствовать опасность МЕДИКОВ, МИЛИЦИОНЕРОВ И ПОЖАРНЫХ В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ СОБЕРУТ В ОДНОМ МЕСТЕ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация