Главная страница - Публикации

Более 600 тысяч москвичей могут считать себя «крепостными»



У НАС ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ КРЕПОСТНЫХ
  
Более 600 тысяч жителей столицы могут считать себя «новыми крепостными». Сотрудники многочисленных офисов заучивают наизусть корпоративные уставы и гимны, меняют свою внешность в угоду начальству и даже соглашаются на унизительные проверки с помощью детектора лжи. И все для того, чтобы гордо называться членом какой-то «команды». Появилась даже особая социальная формация – человек офиса.
   
Не нравится? Увольняйся

Каждое утро специальная маршрутка омерзительно розового цвета забирает Веру Шильникову у метро и привозит на службу – в представительство солидной зарубежной компании. Охранники вписывают ее фамилию в толстый журнал – в графу «Прибыл». По офису девушка обязана передвигаться с электронной картой, болтающейся на шнурке. Весь день, неделю, год – а не исключено, что и много-много лет – она проведет на своем, одном и том же, рабочем месте. В огромном помещении, очень похожем на цех, где нос к носу, уткнувшись в компьютеры, сидят 30 человек. В соседнем «цехе» – столько же. И в следующем тоже… Все как на ладони – ведь стены мешали бы системам наблюдения.

 – При устройстве на эту работу я шутила: дескать, и казарма тут, и сильно модифицированный концлагерь, – усмехается Вера. – Потом привыкла к ежеминутному контролю, просмотру моих компьютерных файлов и личной почты чужими людьми, к обязательным для всех подчиненных медицинским осмотрам. Не нравится – увольняйся. Элементы рабства – своего рода расплата за социальные гарантии, финансовую стабильность.
  
Если верить статистике, за последние годы количество офисов в России увеличилось в 5 раз, а число их сотрудников достигло 4 млн человек. В Москве с подобным образом жизни уже вполне свыклись более 600 тыс. служащих. И с течением времени их количество, по прогнозам социологов, будет расти.
  
«Крепостные» XXI века – это в основном молодые люди от 25 до 38 лет. Некоторые учатся в вузе (по вечерам или заочно) и боятся потерять перспективную, как им кажется, работу. Другие имеют непрофильное образование – и тоже рады возможности здесь задержаться. Большой процент «офисных рабов» составляют гости столицы – приезжим сложнее ориентироваться на рынке труда, да и бытовые условия – съемные квартиры, постоянно дорожающие коммунальные услуги – резко ограничивают их выбор. Довольно часто заложниками «рабовладельцев» становятся матери-одиночки. Реже – специалисты, перешагнувшие 50-летний рубеж и теперь мечтающие о достойной пенсии.
  
По одежке провожают
  
Нынешними офисными правилами и культурой Москва обязана иностранцам. После перестройки в стране появилось множество совместных предприятий. Нашу столицу ринулись осваивать немцы, американцы, финны, японцы, голландцы…
  
Их корпоративные стандарты стали своеобразным лекалом для отечественных компаний. Но в процессе адаптации к нынешнему времени они приобрели весьма странные формы. Чего стоит один только дресс-код!
  
На интернет-форумах народ вовсю цитирует служебные записки, касающиеся внешнего вида сотрудников. Например, одна IT-компания обязала работников ежедневно «менять рубашку, белье и носки, мыть голову не реже двух раз в неделю, при жирных волосах – чаще». Другая консалтинговая фирма потребовала от мужчин, чтобы «из носа не торчали волосы и были полностью скрыты татуировки». Третью корпорацию в летние месяцы сильно раздражают слишком открытые дамские блузки и сарафаны на бретельках.
  
А в прошлом году были случаи увольнения менеджеров из-за неподобающей прически (парень не пожелал расстаться с хвостом на затылке) и из-за пристрастия… к черному цвету одежды.
   
«Славься, мой холдинг!»

Сергей Светлов – профессиональный музыкант. В прошлом – гитарист коллектива Татьяны Овсиенко. Сегодня он сочиняет корпоративные гимны, призванные «укреплять командный дух», – разумеется, за деньги заказчиков.
  
– За последние два года мода на офисные гербы, гимны и даже присяги распространилась едва ли не на все московские компании, – уверяет композитор. – Хотя суммы платятся по нашим временам небольшие – $500–1000. В текстах руководители обычно просят использовать слоганы, придуманные их подчиненными. Но бывают и варианты сотрудничества с настоящими поэтами, что, безусловно, интереснее. Для меня гимн – это песня для фирм с учетом их сферы деятельности, будь то торговля автомобилями, туристический холдинг или железнодорожный вокзал.
  
Клиентура геральдического центра «Держава» – компании, министерства, другие солидные ведомства. Его директор Елена Козина удивлена, что с каждым годом коммерческие и государственные организации все сильнее тоскуют по советскому прошлому с его эмблемами и медалями. «Наверное, в условиях производства герб объединяет коллективы, формирует общий стиль», – предполагает Елена.
  
Такой вот получается союз нерушимый!
   
  
За решетку с чистой совестью
  
Коллективные песнопения, гербы – все это поэзия офисного стиля. Ну а проза – жесткая система контроля и ограничений. Тому, кто решил стать «новым крепостным», придется пересмотреть многие свои представления об этике и личной свободе.
  
Сначала ему перекроют доступ на такие сайты, как Livejournal, Одноклассники, mail. Это свойственно почти всем крупным компаниям. Нечего отвлекаться!
  
Потом, вернувшись из отпуска, сотрудник обнаружит, что его электронная почта не просто регулярно просматривалась все это время начальством, так босс еще и вступал в переписку с его родственниками и знакомыми.
 
 – Представляете, директор без разрешения прочитал послания моей подруги и деловых партнеров, – возмущается Юлия Соколова (полгода назад она уволилась из крупного строительного холдинга), – и в ответ отправил петиции, смысл которых сводился к лаконичному: «Дураки вы все!» Увы, нет предела корпоративному совершенству. Службы безопасности крупных предприятий, отделы кадров и агентства по подбору персонала активно используют для «изучения личных дел» сотрудников детекторы лжи.
  
Александр Жаданюк и его научно-производственное предприятие «Психотехнологии и безопасность» защищают интересы работодателей с 2003 года. В постоянных клиентах – 97 компаний, регулярно испытывающих персонал на лояльность. Жаданюк и своих подчиненных раз в три месяца «исследует» на бесконтактном аппарате MindReader: «Проверяю, не утаивают ли выручку. Деньги – сильное искушение, а честность – не вечное понятие».
 
 – В «Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников» прямо указывается, что детектор нельзя использовать при решении вопроса о трудоустройстве, а также в «иных целях, способных отрицательно повлиять на социальное благополучие людей», – объясняет юрист Аркадий Анишин. – Нельзя, но используют. И наниматели, и ведомственные службы безопасности.
  
Мало ли, что придет в голову офисному начальству! Никакой закон не лишал его права знать: не делишься ли ты секретной информацией с конкурентами, не сбегаешь ли с работы на час раньше, не крутишь ли служебный роман с Леночкой или Машенькой из бухгалтерии. Зря улыбаетесь – крупнейшая нефтяная компания страны, чтобы ответить на вопрос из серии «кто с кем», пару лет назад специально приглашала в Москву питерских полиграфологов.
 
 …Вере Шильниковой, которая изо дня в день дожидается у метро своей розовой маршрутки, удалось стать в офисе своей.
  
– Теперь меня уже ничем не удивишь, – уверяет девушка. – Я не смеялась, когда руководство с помощью экстрасенса проверяло мою энергетику. Послушно ходила на корпоративные тренинги, очень напоминавшие сектантские сборища. Я давно не обращаю внимания на повсеместное стукачество. Пустяки это все по сравнению с кошмаром оказаться без работы. И потом… все офисы так похожи. Зачем же менять шило на мыло?
   
Темнее всего перед рассветом

Игорь ЭЙДМАН, социолог, автор книги «Прорыв в будущее: социология интернет-революции»:
 
 – И в России, и за рубежом сейчас параллельно развиваются два направления. С одной стороны, идет глобальный процесс освобождения личности и формирования творческого взаимодействия между людьми. Люди охотно объединяются в сообщества, коллективы (это Интернет, различные социальные сети), которые помогают им самореализоваться. Зарождаются абсолютно новые отношения.
  
С другой – существуют старые формы – корпорации. Их точно характеризует фраза: «Темнее всего перед рассветом». Век крупных компаний прошел, что подтверждают кризисы, падение рынков акций на Западе, но они отчаянно борются за свое существование, как у нас, так и за пределами России. Ужесточается эксплуатация сотрудников, апробируются свежие методы манипуляции людьми. Это и внутрикорпоративная этика, и тренинги, и обучающие семинары. Задача корпораций – добиться от персонала максимального результата при минимальных затратах.
   
  
Согласно данным исследования, проведенного корпорацией Symantec в российских предприятиях малого и среднего бизнеса, в 38% компаний действуют жесткие корпоративные правила использования сотрудниками рабочих компьютеров. Еще в 44% фирм они выполняются «в основном». Мотив – обеспечение безопасности и пресечение утечек информации.
   
Черный список:
  
В Москве, нанимая сотрудников на работу, владельцы крупных компаний часто проверяют соискателей на детекторе лжи. В Санкт-Петербурге практикуется иная схема – в городе есть агентство «Ресурсы лояльности», хранящее уникальную базу данных «Восьмая заповедь». Это черный список, включающий фамилии нескольких тысяч сотрудников финансовых учреждений региона, замеченных в каких-то проступках или преступлениях. В таких условиях начать новую – честную – жизнь им будет ой как непросто.
   
   

Вечерняя Москва




Похожие по содержанию материалы раздела: Куда исчезают билеты? Скрипел уныло Брянский парк Охраняем будущее Не ходите в Африку гулять Акции протеста останавливают точечную застройку Екатеринбург: ситуация на рынке ЧОПов Угонщикам предложено присесть Дольче и кабан Купи-продай Дело добровольное Завтрак Франкенштейна Легализация доходов в охранном бизнесе Кругом тайга, а мы посередине... Увидеть. Услышать. И обезвредить Страховка спасёт, но не вылечит Отходная по свалкам В Волгограде есть свой комиссар Рекс Черный список АЗС Наука закрывать

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация