Главная страница - Публикации

Когда пилоты спят, резать легче



Известно, что человека, пережившего сильный стресс, часто тянет в сон, когда опасность миновала. То же самое происходит и с обществом, желающим расслабиться после испытанного потрясения. По крайней мере только физиологией можно объяснить нововведения в пассажирской авиации, которые вступают в силу год спустя после авиаударов террористов по Нью-Йорку и Вашингтону 11 сентября. Отныне пилотам, летающим на самолетах европейских авиакомпаний, разрешено вздремнуть в воздухе, а с пассажиров снимается прежний запрет на пронос в салон пилок для ногтей, маникюрных ножниц и ножей с лезвием до шести сантиметров. Разрешение на сон для водителей воздушных фрегатов разработано Европейской организацией воздушного транспорта JAA. Прикорнуть в воздухе можно будет в откинутом кресле на полчаса с разрешения командира экипажа. Самолет при этом должен находиться на полетной высоте, и второй пилот обязан бодрствовать. Командир экипажа также может позволить себе поспать, если он почувствует усталость, а полет, по его мнению, протекает нормально. В больших лайнерах с тремя пилотами предаться Морфею разрешено лишь одному из летчиков. Чиновники JAA уверяют, что сон на высоте повысит безопасность полетов, поскольку многие катастрофы вызваны усталостью экипажа. - Это неправильное и опасное решение, - считает эксперт по безопасности полетов Союза летчиков Швеции Вернер Шуберт, одновременно являющийся командиром экипажа на лайнерах авиакомпании SAS. - Особенному риску подвергаются пассажиры самолетов, где всего два пилота. Единственному бодрствующему летчику будет трудно справиться с чрезвычайной ситуацией, будь это техническая неисправность, риск столкновения или что-то еще. Воздушное движение в Европе сейчас очень интенсивно и плотно, а новые правила в два раза сократили минимальное расстояние по высоте между самолетами. Ведь действовать надо в течение секунд, отдыхающий коллега попросту не успеет проснуться! Критики нового правила ссылаются также на редкую, но возможную ситуацию, когда бодрствующий пилот сам задремал (врачи уверяют, что такой риск возрастает, если рядом находится спящий человек) или потерял сознание. В этом случае пассажирам придется рассчитывать только на автопилот. Многие авиакомпании после 11 сентября оборудовали свои самолеты бронированными дверями, которые невозможно открыть из салона. Эта мера усложняет действия террористов, но лишает возможности проследить, что происходит в кабине пилотов и растолкать в случае чего дружно заснувший экипаж. Если мнения летчиков разделились по поводу преимуществ и недостатков сна на лету, то все пилоты едины в своем возмущении по поводу допущения на борт колющих и режущих предметов. Этот шаг навстречу любителям дорожных несессеров одобрят министры транспорта ЕС на следующей неделе. Угрожающие таблички, предупреждающие пассажиров о запрещении всего, что может послужить оружием террористов - в том числе бильярдных шаров, - появились после 11 сентября во многих аэропортах мира. Подобные предписания в ряде стран в последнее время только ужесточились. Например, Служба воздушного транспорта Финляндии только что распространила запрет на пронос с собой на борт опасных предметов на авиарейсы внутренних линий. В течение одного дня были изъяты сотни пилочек для ногтей, иголок, маникюрных ножниц и перочинных ножиков. И вот теперь даже самым строгим ревнителям полетной безопасности придется подравниваться под решение ЕС. Брешь в стене защитников повышенных мер предосторожности пробили власти Дании. Недавно в скандинавской прессе разразился скандал: шведский журналист пронес на борт самолета в копенгагенском аэропорту перочинный нож. - Дания говорит террористам "Добро пожаловать!" - провозгласили разоблачители небрежности датских охранников. Но настоящим шоком стало утверждение руководства аэропорта Копенгагена, что никакого прокола в безопасности и не было: ножи в ручном багаже пассажиров стали пропускать еще в мае. Просто это не афишировали. ЕСАС - европейский филиал международной организации гражданской авиации ICAO - еще в декабре прошлого года разработал конкретный список "недопустимых" предметов. Однако, по словам Патриции Реверди, ответственной за безопасность полетов ЕСАС, этот список засекречен, и она не может перечислить входящие в него наименования. Все, что находилось за пределами этого перечня, было отдано на откуп отдельным странам. - Мы разрешили проносить на борт перочинные ножи и прочие острые предметы, обычно составляющие набор несессеров, поскольку через копенгагенский аэропорт проходят тысячи пассажиров ежедневно. Если всю эту мелочь изымать из ручной клади, снизится скорость потока и общий уровень сервиса, - утверждает Турбьерн Анкер, шеф службы информации государственной службы воздушного транспорта Дании. И вот теперь датский пример странного гостеприимства, возмущающий европейские организации пилотов, в том числе и датскую, оказался заразительным для всего ЕС. Как считают эксперты, на решение допустить ножи во всех самолетах, взлетающих в аэропортах Объединенной Европы, повлияла борьба авиакомпаний за пассажиров с автобусными и железнодорожными компаниями. После 11 сентября число людей, путешествующих по воздуху, снизилось на одну треть. Тщательный досмотр багажа с удалением ножичков и щипчиков увеличил среднее время пребывания пассажира в аэропорту от тридцати минут до часа, что еще снизило привлекательность полетов, особенно на короткие расстояния. Когда стало ясно, что копенгагенский аэропорт благодаря своим багажным послаблениям выдерживает схватку с наземными перевозчиками, европейское авиалобби нажало на власти стран, где применяются наиболее жесткие меры безопасности. - Нож с шестисантиметровым лезвием не достает до сердца. Им трудно убить, - оправдываются инициаторы снятия запрета. - Террористы в США сумели запугать пассажиров и убить пилотов именно такими короткими ножами. И сценарий 11 сентября может повториться, - возражают летчики. Впрочем, риск катастрофы из-за заснувшего экипажа примерно равен шансу погибнуть по вине маньяка, вооруженного пилкой для ногтей или штопором. В этом отношении оба нововведения в европейских авиаперевозках достойны друг друга.

Алексей СМИРНОВ. "Новые Известия",24.09.02




Похожие по содержанию материалы раздела: В охране - только девушки В Туле сгорел завод огнетушителей ЗОЛОТОЙ ЗАКАЗ Расстрел на трассе президента В бронежилете на Красное море ШЕРСТЬ ДЛЯ ПАПАХ НАСТРИГАЮТ С БАРАНОВ Звери остались без музыки Михаил СУХОДОЛЬСКИЙ, начальник Главного управления вневедомственной охраны МВД России: Нам должны, а не мы Россия ощетинилась СТРЕЛЯЮТ ГДЕ-ТО РЯДОМ ВСЕ ТЕАТРЫ НЕ УБЕРЕЧЬ СНОВА - ЗАЛОЖНИКИ. ТЕПЕРЬ - НА БОЛЬНИЧНЫХ КОЙКАХ Российские контрразведчики заступились за хакеров Атомщики начеку ЗАХВАТ, ДЕНЬ ВТОРОЙ Милиция будет охранять электрички Зимние квартиры Десант зачистил цирк В станицах готовы к команде "В ружье!"

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация