Главная страница - Публикации

25-е кадры решают все



После полуночи на канале НТВ в программе Гордона обсуждалась проблема 25-го кадра. Шутка сказать, ведь принято считать экспериментально доказанным, что если этот кадр вмонтирован в общий видеоряд, то зритель ничего подозрительного не заметит, но после просмотра сломя голову кинется выполнять приказ. Ну, скажем, покупать попкорн или голосовать за очередного президента. Вековечная мечта диктаторов и спецслужб всего мира. Не зря ведь Сталин сказал: "Кадры решают все". И был он прав. Но еще раньше прав оказался Ленин, когда изрек: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". И без всяких там вмонтированных 25-х кадров обычные 24 вполне эффективно зомбируют телезрителей. Опять же психологи давно определили, что зомбированию и кодированию поддаются 30% населения. Потому и не приходится сомневаться в эффективности средств, затраченных на захват телеэфира через разного рода подставные коммерческие компании. Девять лет понадобилось постсоветской власти, чтобы освоить новый способ захвата "почты и телеграфа", проще говоря, телевидения. В программе "Жила-была цензура" на канале "Культура" шаг за шагом прослежено, какие тонкие, непрямолинейные ходы и туннели искал и находил Сталин к умам и сердцам людей, привлекая к этому процессу самых умных и талантливых. Цензура, установленная Лениным и Троцким в 22-м году, уже не срабатывала. Страна буквально кишела антибольшевистскими анекдотами и частушками. Уже не ломились толпы на гениальные трюки кинопропаганды Дзиги Вертова, где натурные кадры реальных родов чередовались с выползанием паровоза из депо, символизируя рождение новой индустрии. Киномиф Эйзенштейна о штурме Зимнего дворца, инсценированный за большие деньги, где матросы, как обезьяны в бескозырках, карабкаются по чугунным завитушкам ворот, напрочь вытеснил реальные исторические события и превратил большевистский путч в Великую Октябрьскую социалистическую революцию. А таких прикольных инсценировок было немало. И все вроде шло хорошо, если бы не так называемые "несознательные", в смысле некодируемые зрители. Они упорно предпочитали старорежимный незамысловатый сюжет немого кино, где бессловесный граф палит из пистолета в безмолвную графиню, в то время как за ширмой молчаливый любовник подносит пистолет к виску, а на экране возникает надпись: "Бахбах!" И это вместо высокоидейного кинозалпа "Авроры" по кинодворцу. В общем, Сталин припал к Эйзенштейну и заказал ему киноисторическую киноклюкву про Ивана Грозного, имея в виду, конечно, себя, любимого. И начался кинопоединок гения с диктатором. Гений в 24-х кадрах в секунду славил великого объединителя земли русской ради нескольких 25-х кадров, где пляшут свирепые опричники вокруг своего венценосного пахана. Но мимо Сталина не проскочишь. Державный редактор сначала убрал кинопролог в первой серии,а потом запретил всю вторую целиком. Эйзенштейна сажать и убивать не стал, просто довел его до инфаркта. Зато лубочно-прокатный "Александр Невский" с прославлением единоличной власти прошел на ура. Да и сейчас проходит. Ведь снимал-то гений. "Я сам буду твоим цензором", - сказал Николай I Пушкину. Но все же препоручил это нецарское дело своему доносчику Фаддею Булгарину. Сталин за Эйзенштейна взялся сам, понимая, что "это серьезное дело нельзя доверять никому". Все последующие правители только и делали, что попадали со своей цензурой впросак. Невежественный Хрущев то вдруг запретил совершенно правильную "Заставу Ильича", то, как бык на красную тряпку, бросился в Манеже на картины Фалька и скульптуры Эрнста Неизвестного. Об этом на прошедшей неделе вспомнили почти на всех каналах по случаю очередной годовщины разгрома легендарной выставки МОСХа. Эрнст Неизвестный подошел к тогдашнему главе КГБ со словами: "Ты работаешь в КГБ, у тебя есть оружие. Дай мне твой пистолет, я застрелюсь". Власть ошалела. Впервые после захвата Зимнего она встретила открытое сопротивление своей глупости. Глупость любой власти (не обязательно советской) автоматически, мгновенно начинается с того момента, когда она начинает вмешиваться в искусство или пытается направлять перо или телекамеру журналиста в нужном направлении. Хочешь выглядеть по-дурацки - установи гласную, да хоть и негласную, цензуру. В истории России цензура смягчалась всего три раза. В начале правления Екатерины II, в годы правления Александра II и, наконец, в последние три года горбачевской перестройки, закончившейся, к сожалению, цензурой ГКЧП. Полностью цензуру отменил только Ельцин. Удивительно, но бывший секретарь обкома, став президентом, терпел любую критику в свой адрес и ни разу ни с кем не расправился, даже в тех многочисленных случаях, когда оппозиция призывала к прямому вооруженному захвату власти или изъяснялась заборным матом. Но то Ельцин. А чиновники меньшего масштаба, особенно на местах, быстро освоили новый способ овладения заветным 25-м кадром в телеэфире. Нельзя сказать, что сегодня все 24 кадра безраздельно принадлежат властям. Даже открытое прославление Лубянки в программе о легендарном разведчике Кузнецове на ОРТ как-то не очень срабатывает. Кузнецов, владевший немецким не хуже русского (что само по себе подозрительно), был, конечно же, арестован в 37-м. "Но в тюрьме он просидел недолго" - вышел оттуда уже завербованным агентом НКВД. Разумеется, это "недолго" осталось в невидимом 25-ом кадре, то есть за кадром, за телеэкраном. А то мы там такое бы увидели... Там светили лампой в глаза, били по голове, ломали ребра и кости, словом, делали все, чему учили людей с горячим сердцем и холодной головой. Зато какой могучей стала на этих костях держава! Эту песню мы уже слышали: "И как бы трудно ни было здесь мне, я знаю, много будет чугуна и стали на душу населения в стране". Наша история имеет назойливое свойство все время повторяться. Уже премьер Касьянов сознается, что правительство набрало налогов у нищего населения больше, чем в состоянии истратить. И даже пообещал в будущем эти налоги снизить. Вот у нас уже и светлое будущее появилось. Партия торжественно заявляет - нынешнее поколение постсоветских людей будет жить при низких налогах. Кстати, одно из обещаний коммунистической партии все-таки сбылось, правда, без коммунистов. Второй год собираем сверхурожай, который безуспешно пытались собрать всем колхозно-совхозным строем. Единственным препятствием к этому была, оказывается, сама советская власть. Контролируемые Кремлем телеканалы и телепрограммы - это все те же колхозы и совхозы. Опыт советской власти показал, что ни 25-й, ни 24 прочих кадра не могут превратить людей в зомби. Как говаривал в культовом фильме "Золушка" король Эраста Гарина, "связи связями, но надо же и честь знать". Ведь никакие связи не сделают разум светлым, а сердце добрым. Манипулировать мнением людей можно и без 25-го кадра. Какого рода проблемами хочет загрузить нас контролируемое телевидение, легко увидеть в типичном ток-шоу с высоким, говорят, рейтингом. Например, один обманутый муж вычерчивает график подъема и спада влечения к супруге и в период спада позволяет ей гулять на стороне. Другой, не менее обманутый, вставил в рамочку три рубля, отнятые у соперника в спальне, и теперь этот трофей висит у него над кроватью вечным напоминанием любимой супруге о мимолетной неверности. Не скажу, что все эти выдумки так уж неприятно смотреть и слушать. Поначалу было даже забавно, занятно. Но теперь, когда подобным шоу обзавелся каждый канал, то получается, что этим занята чуть ли не треть телевизионного времени. Вторая треть, понятно, отдана рекламе. И вот это уже и не занятно, и не забавно, а довольно скучно, потому что оставшаяся треть - официоз да еще фильмы и сериалы, где мордобой и перестрелка. Если бы в них все всех перестреляли, то еще куда ни шло, но все остаются живы и в полном составе перекочевывают в другой фильм или сериал, где снова начинают перестрелку. Благо, что каналов теперь много. Вот убрать бы их туда, в этот самый магический 25-й кадр, чтобы не видеть и не слышать. Скажем, в 24-х кадрах воочию видим Гамлета, вопрошающего "быть или не быть", а в 25-м в это время надуваются рекламным пивом, мочат друг друга в сортирах, жуют словесное мочало про постоянный рост производства и падение духовности после отмены цензуры. И что интересно, ни на кого этот 25-й кадр, оказывается, не воздействует! Сознались-таки ученые, допытался-таки Гордон, что вся шумиха вокруг пресловутого 25-го - всего лишь рекламный трюк для новых финансовых вливаний. И нет никаких доказательств, что он влияет на подсознание зрителя. Что касается подсознания, то оно, конечно, есть. Но только у тех, у кого есть сознание. Как говорит врач пациенту в одном телеанекдоте: "Успокойтесь, нету вас никакого комплекса неполноценности. Вы и в самом деле неполноценный". А в субботу на фоне всей этой мелкой телевизионной суеты весенним громовым раскатом среди зимы прогрохотал на боксерском ринге канала ТВС поединок "Новодворская - Митрофанов". Последний получил сокрушительный нокаут: 14774 голосов против 18337, отданных Новодворской. Так что рейтинг рейтингом, но надо и честь знать.

"Новые Известия",10.12.02




Похожие по содержанию материалы раздела: Серебряный хакер Зайдя в подъезд - улыбнись в видеокамеру Корпоративному шантажисту испортили отпуск АТАКА ШИРОКИМ ФРОНТОМ ПРЕЗРЕННЫЙ ЮЗЕР Улыбайтесь! За вами наблюдают КОРРУПЦИЯ В МИЛИЦИИ СМЕРТЕЛЬНА ДЛЯ ОБЩЕСТВА Зачем и кому нужна такая охрана Ограблен крупный торговый центр Совсем небезопасные игры Миллер на обочине АБОНЕНТ ДОСТУПЕН ДЛЯ СПЕЦСЛУЖБ И КРИМИНАЛА? Шеф, я вас вижу! КРАЖА ГОДА ОСТАЕТСЯ НЕРАЗГАДАННОЙ МВД разыскивает 100 тысяч нелегальных стволов "Микроволновки" для Ирака Червь Slammer прошелся по планете Порядок охраняем сами ИЗ-ЗА ЗАМИНИРОВАННОГО ДЖИПА ПРИШЛОСЬ ЭВАКУИРОВАТЬ ЖИЛЬЦОВ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация