Главная страница - Публикации

ФЕЙС-КОНТРОЛЬ ДЛЯ ПЫЛЕСОСА



Недавно сотрудники уголовного розыска ГУВД Москвы обезвредили группу мошенников, получавших кредиты банка "Русский Стандарт" для покупки бытовой техники на подставных лиц. Преступники нанесли урон банку примерно в 50 000 долларов. Случай этот примечателен тем, что речь идет об относительно новом виде торговли для нашей страны и соответственно новом виде мошенничества. Впрочем, по данным правоохранительных органов, совокупный ущерб от деятельности лже-заемщиков в области потребительского кредитования оценивается в миллионы долларов. "ПРОЗРАЧНЫЙ" КЛИЕНТ. Яркие плакаты типа "Да, мы продаем товары в кредит" стали приметой многих столичных магазинов, торгующих бытовой техникой. Сегодня заемщикам даже не нужно идти в банк за деньгами: в каждой уважающей себя "сети" сидит сотрудник банка, готовый за пятнадцать минут оформить кредит любому желающему. От клиента требуется лишь внести первоначальный взнос за покупку (оставшуюся часть суммы заплатит банк) и далее без задержек вносить платежи по кредиту в местное отделение банка-кредитора. Магазинам же в этой схеме отведена роль простого продавца, не принимающего участия ни в оформлении кредита, ни в контроле за его погашением. В один из таких магазинов сети " М. Видео" и зашел прицениться корреспондент "МН". - Вы уже выбрали себе покупку? - лицо сотрудницы банка "Русский Стандарт" Юлии светилось служебной улыбкой. Обвожу глазами ряды холодильников, пылесосов и телевизоров. В конце концов останавливаюсь на музыкальном центре и заявляю, что хочу приобрести его непременно в кредит. - Вам понадобится заполнить анкету и немного подождать до выяснения суммы возможного для вас кредита. Правда, теперь, кроме паспорта, мы требуем один из следующих документов. - Юля протянула мне список, где были указаны водительские права, страховое свидетельство Пенсионного фонда и загранпаспорт. - Если вы рассчитываете на приличный кредит, то в ваших интересах предоставить как можно больше документов. Чем "прозрачнее" клиент, тем больше шансов у него на получение крупной суммы, - заявила Юля, а потом чуть тише добавила: - Хотя и не всегда так бывает. - А что еще может помешать - неужели внешность? - втягиваюсь в разговор с представительницей банка. - По-всякому случается, но тем, кто рассчитывает на заем свыше 50 000 рублей, придется пообщаться с кредитным экспертом. Но это был не мой случай: облюбованный мной центр тянул "всего лишь" на 15 000 рублей. К сожалению, второго документа у меня с собой не оказалось, тем не менее еще одно испытание - своеобразный "фейс-контроль" у сотрудника банка я успешно прошел. Заполнив анкету, стал дожидаться вердикта компьютерной программы, на основании анкетных данных конструирующей идеальный образ заемщика. Через двадцать минут пришел ответ из банка, увы, безрадостный. В кредите отказали, объяснив это недостаточностью предоставленных заемщиком сведений. Юля посоветовала не расстраиваться и все-таки принести недостающий второй документ. "Тогда все будет в порядке", - пообещала она. ПАСПОРТ НАПРОКАТ. - Именно с помощью паспортов - как настоящих, так и поддельных - мошенники осуществляли свою деятельность, - говорит оперуполномоченный отдела по раскрытию мошенничеств МУРа Александр Ноздрин. Именно Александру и его коллегам удалось задержать группу из пяти человек, промышлявших в магазинах "Мир" и "М. Видео" на Чонгарском бульваре. Чаще всего преступники появлялись в магазине вместе с гражданами, соглашавшимися за сумму в 500 - 1000 рублей "сдать напрокат" свой паспорт и на пятнадцать минут побыть в роли заемщика. Доверчивые, а подчас остро нуждающиеся в деньгах или градусах люди до первых весточек из банка о том, что -де пора бы честь знать и заплатить положенное, спали спокойно. Но как только банк начинал требовать выплат от горе-заемщиков, они шли с заявлениями в милицию. Настоящие же преступники тем временем сбывали купленную на их деньги технику на столичных рынках. - Иногда мошенники снимали помещение в дешевых гостиницах, предварительно дав объявление о приеме на работу. Затем, пользуясь на время попавшими им в руки паспортами желающих устроиться на работу, переклеивали фотографии и шли получать кредит в ближайший магазин, оставляя граждан и без работы, и без документов, - продолжает Александр Ноздрин. Вычислили преступников по марке и номерам автомобилей, использовавшихся ими для транспортировки подставных лиц к месту преступления. Злоумышленников оказалось всего пять человек, а преступных эпизодов с их участием следствие насчитывает не меньше ста. Махинации с документами, которые проводила "злодейская пятерка" - наиболее типичная схема мошенничества в сфере потребительского кредитования, но не единственная. По словам милиционеров, последним "хитом" жуликов считается получение потребительских кредитов с помощью кредитных карточек. Мошенники выбирали "жертву", заманивали ее в магазин за покупкой в кредит и даже делали за него первый взнос. В результате клиент как добропорядочный плательщик получал от банка кредитную карту и право сделать с ее помощью еще одну покупку в кредит (на сей раз уже без первоначального взноса). Тут-то мошенники снова просили человека об одолжении: приобрести для них какую-то технику подороже по карте. Получив искомую технику за чужой счет, "доброжелатели" исчезали уже окончательно. ПРОЦЕНТ НЕВОЗВРАТА. В крупных московских "сетях" статистика "невозврата" существует. О ней можно судить хотя бы на примере процентных ставок первоначального взноса, который, согласно условиям, вносит заемщик потребительского кредита. - На величину первоначального взноса для различных групп товаров влияет множество факторов, в том числе и доля так называемого невозврата. Чем она больше у товара, тем соответственно большему риску подвергает себя банк, - говорит зампред правления банка "Русский Стандарт" Дмитрий Руденко. Теперь становится понятно, почему в магазинах сети "М. Видео" предоплата за мобильный телефон составляет 50 проц., а при покупке недешевого холодильника ставка первоначального взноса равняется лишь 15 проц. Чем-то сотовые аппараты особенно привлекают мошенников. Что касается величины процентной ставки по экспресс-кредитам, то у ведущих банков она составляет 29 проц. годовых в рублях. Конечно, это немало, но ведь в данный процент заложен риск невозврата. По словам Дмитрия Руденко, сейчас его доля составляет 7 - 8 проц., что несколько ниже того уровня, что закладывали ранее, когда данный вид кредитования только начинали осваивать. Ожидается, что с появлением конкуренции в этом сегменте рынка процентная ставка будет и дальше постепенно снижаться. Специалисты считают, что у рынка экспресс-кредитов в России - хорошее будущее. У заемщиков благодаря упрощению процедуры появился живой интерес к покупкам такого рода. Магазины бытовой техники констатируют рост продаж в кредит. В таких сетях, как "М.Видео", "Техносила", "Мир", уже до 30 проц. оборота приходится на кредитные программы. В свою очередь банки тоже заинтересованы в потребительском кредитовании. Большой риск? Но, видимо, несмотря на появление новых способов мошенничества, банки надеются найти против них адекватную защиту.

БОРИС ЧЖЕН. "Московские новости", 3.12.02




Похожие по содержанию материалы раздела: НАЛЕТЧИКИ ОБЧИСТИЛИ ЮВЕЛИРНЫЙ МАГАЗИН ЗА ВОСЕМЬ МИНУТ Трудно жить без пистолета Жулики заинтересовались вибраторами БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ "Мир" обеднел Всего за 8 секунд Нужны ли нам частные сыщики? Хакер бледный, хакер вороной Бдительность не помешает От звонка до звонка Гибрид пистолета с компьютером Серебряный хакер Зайдя в подъезд - улыбнись в видеокамеру Корпоративному шантажисту испортили отпуск АТАКА ШИРОКИМ ФРОНТОМ ПРЕЗРЕННЫЙ ЮЗЕР Улыбайтесь! За вами наблюдают КОРРУПЦИЯ В МИЛИЦИИ СМЕРТЕЛЬНА ДЛЯ ОБЩЕСТВА Зачем и кому нужна такая охрана

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация