Главная страница - Публикации

Всего за 8 секунд



Уходящий год запомнится столичным милиционерам многими происшествиями. Однако в череде фанатских погромов, избиений скинхедами иностранцев и прочих "бытовух", "заказух" и "чернух" в буднях московского ГУВД было достаточно и светлых событий. Как, например, создание комплексной автоматизированной системы управления, или, проще говоря, радикальное обновление службы "02". Легко запомнить - новая "02" начиналась в конце 2002 года. В 2003-м эта система должна заработать на полную мощность. "Но нам уже сейчас завидуют все полицейские Европы", - не без гордости заявили корреспонденту "Известий" в дежурной части ГУВД Москвы, где прессе впервые показали, как сегодня работает служба "02". Помещение операторов, принимающих звонки по номеру "02", - это новый светлый зал, украшенный на прошлой неделе нарядной елочкой. Других романтических признаков того, что здесь работает чисто женский коллектив, нет - сорок столов с компьютерами и телефонами да цифровое табло на стене. Впрочем, девушкам в милицейской форме не до романтики. На то, чтобы задуматься, помечтать, нет ни секунды - только что опущенная на телефонный аппарат трубка лежит одно мгновение, и вот уже снова приходится ее снимать: "Милиция, Миронова, здравствуйте, что у вас произошло?" На стене высвечиваются, сменяясь, электронные цифры: принятые сообщения (отсчет с нуля часов) и очередь из звонков. Очередь небольшая. Шестерка тут же сменяется пятеркой, и вот уже четверка. За сутки в среднем набегает до 36 тысяч звонков. И только 1200 из них - информация о действительно серьезных происшествиях. Поэтому еще недавно в случае беды до "02" было не дозвониться. Гражданам, чтобы сообщить о драке или грабеже, требовалось на это в среднем по пять минут. Наконец, когда на том конце провода отвечали, жертва или свидетель преступления сначала рассказывал все оператору центрального пульта, а потом ему советовали... позвонить в местное ОВД и вторично поведать там свою историю. Сейчас же, как уверяют в ГУВД Москвы, с этим покончено, а связаться с "02" удается за 8 секунд: "Можете сами проверить". Проверили - нам ответили через 7 секунд. Столь же быстро оператор внимательно выслушает звонившего. Со скоростью строчащего пулемета набьет в компьютер необходимые данные (фамилия, что, где и когда случилось) и "автоматом" переключит гражданина на пульт отделения, находящегося ближе всего к месту ЧП. А параллельно - пошлет туда же по компьютерной связи так называемую "электронную карту происшествия" со всеми внесенными туда сведениями. - Пока милиция не отреагирует на происшествие, эта карта не уйдет из компьютерной "охранной базы", - объясняет "Известиям" хитрости новой системы ответственный за ее внедрение начальник информационно-технологического центра мэрии Москвы Алексей Михайлов. - Карту видят на мониторах и в управлении милиции, которому непосредственно подчинен отдел, и на Петровке. Разобрались на месте в проблеме - карточка уходит в архив. Нет - продолжает мозолить глаза начальству. И я не завидую сотрудникам того отделения, которое подолгу не "закрывает" попавшие к ним дела. Кроме того, новая система позволяет следить в режиме онлайн за тем, что делается в отделениях милиции. "По видеомониторам, - говорит Алексей Михайлов, - можно даже увидеть, как пьют чай в любом ОВД". А в ближайших планах - установка видеокамер в каждом отделении милиции возле "обезьянников". Чтобы можно было проследить, насколько корректно там относятся к задержанным. Чтобы, как добавляет Михайлов, "милиционеры руки не распускали". Конечно, не в наблюдении за милиционерами главная задача "02". Одним из основных достижений стало то, что новой системе удается автоматически отсекать до половины ошибочных звонков на главный пульт. Они случаются, когда человек набирает семизначный номер, начинающийся, допустим, на 102. Но единичка у него не нажалась. А из оставшихся 18-20 тысяч звонков - большинство "справочного характера". Граждане интересуются, как позвонить в такую-то структуру МВД или как проехать на вокзал? Но и в этих случаях не "футболят", с терпением выспрашивают: а не случилось ли чего? Но примерно 20% - сообщения тревожные, явно по адресу. - Сейчас мы заводим в день 1200 карточек, - говорит Михайлов. - Регистрируются только тяжкие преступления. Но статистика говорит, что нужно заводить до 3000 карточек в день. И мы это сделаем. На плечах и.о. начальника службы "02" Алсу Деминой капитанские погоны. Она говорит о хороших условиях работы и естественных трудностях: "Мы из каменного века шагнули в XXI век. Но остается старая проблема - недокомплект". Штат операторов - 238 единиц. На сегодня - 30 свободных вакансий. Опять же, отмечает капитан Демина, коллектив женский, значит, случаются уходы в декрет... Девушки работают сутки через трое. И только три перерыва "на обед" - по 45 минут. Кто звонит по "02" кроме попавших в беду граждан? Телефонные террористы. Часто - школьники, "минирующие" свои школы. Разговор звонившего записывается, а номер его телефона появляется на мониторе компьютера. Учителя часто узнают хулиганов по голосу. "Но школы не идут нам навстречу, - сожалеет Алсу Демина. - Сначала они требуют найти безобразника, а потом стараются замять скандал". Боясь оторвать операторов от работы, руководитель службы "02" говорит за своих подчиненных, что тем иногда звонят, чтобы познакомиться, но чаще - чтобы наговорить гадостей милиции. "Звонят пьяницы, некоторых мы уже узнаем, - вздыхает капитан Демина. - Их бы привлечь за оскорбления, но нам не до этого". Пик звонков от сумасшедших на пульт "02" приходится на весну и осень. Зато сейчас, зимой, основная масса сообщений - о ДТП на дорогах. Пока звонящим автолюбителям приходится верить на слово. Но уже в наступающем году у дежурной части ГУВД в разных местах Москвы появятся видеокамеры. И подсоединят к единой информсистеме уже имеющиеся камеры ГАИ и Федеральной службы охраны. В новом году будет в ГУВД и электронная карта: по ней станут отслеживать перемещения по городу милицейских патрулей. А в перспективе - замена у 80 тысяч столичных милиционеров устаревших раций на цифровые. И тогда, по словам Алексея Михайлова, их уже не смогут подслушивать пока еще технически более оснащенные бандиты. Впрочем, признался Михайлов на прощание, зарубежные специалисты уже уверяли его, что внедренная в ГУВД Москвы автоматика и без того стала "самой мощной полицейской системой в Европе".

Александр МИТРОФАНОВ. "Известия" (Москва),30.12.02




Похожие по содержанию материалы раздела: МОСКВА ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ "Heimann Systems" на мировом рынке средств обеспечения безопасности Зарядка для хакера Форум безопасности Хакерюгенд Поезда в метро оснастят видеокамерами В чьих окопах сидят ЧОПы Инфофорум-2003 Главный милиционер России: кто им станет? ДЕСЯТЬ РЕЗИДЕНТОВ КОННАЯ МИЛИЦИЯ ЗАГЛЯНЕТ В КАЖДЫЙ ДВОР Выставка "SYSTEMS-2002" в Мюнхене Абсолютная метка Александр Корчагин: "Человека могут осудить на несколько лет, а в основе такого решения - заключение эксперта Роспатента" Хакеров ловят совместными усилиями Непрошеный гость ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС - БЕЗОПАСНОСТЬ Детектор лжи в законе СТОРОЖА ПОХИЩАЛИ ТО, ЧТО ОХРАНЯЛИ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация