Главная страница - Публикации

СПЕЦСЛУЖБЫ ДОЛЖНЫ КОНКУРИРОВАТЬ В БОРЬБЕ ЗА БЮДЖЕТ



Даже и не знаю: то ли смеяться, то ли плакать. Как будто и не было этих двенадцати лет - я имею в виду с провала августовского путча девяносто первого года, который наглядно продемонстрировал и идейные, и аналитические, и организационные "способности" КГБ; как будто и не было всех этих многочисленных дискуссий о том, как превратить главную карательную структуру советской власти в цивилизованную, работающую не только на себя и главных начальников, но и на общество службу; как будто мало писано-переписано, в том числе и автором этих строк, что главные опасности любой секретной службы - любой (!) в любой самой демократической стране - это ее: а) бесконтрольность; б) возможность самой решать, что является предметом государственной безопасности и от кого/чего эту безопасность надо защищать. Возвращение под сень Лубянки Федерального агентства правительственной связи (сформированного в начале 90-х из 8-го и 16-го управлений КГБ, а также 12-го отдела, занимавшегося подслушкой всех, в том числе секретных государственных линий связи, плюс войска связи), а также пограничников некоторые аналитики (неужто и сам президент?) немедленно стали сравнивать с только что созданным в США агентством внутренней безопасности. Уровень безграмотности этих сравнений не выдерживает никакой критики. Во-первых, упоминаемое американское агентство никоим образом не объединило под своей крышей все двадцать с лишним организаций, которые образуют разведывательное сообщество США. Как имела, скажем, разведка департамента юстиции или ЦРУ каждая своего начальника, так и имеет; как имели ФБР, НРО и все остальные каждая свой бюджет, так и имеют; как подчинялись они тем организациям, в состав которых входили, так и продолжают подчиняться: ФБР - департаменту юстиции, бюро разведки и исследований - государственному департаменту, администрация по борьбе с наркотиками - конгрессу США и так далее. Агентство внутренней безопасности получило: службу иммиграции и натурализации, таможню, береговую охрану, сельскохозяйственную инспекцию, какую-то еще мелочовку плюс - функции координатора информации о возможных террористических актах на территории США, которую должны предоставлять ему различные разведки, службы и проч. Впрочем, не могу не заметить, что ничего более бестолкового, чем создание новой или воссоздание старой бюрократической структуры ради борьбы с неэффективностью уже существующих бюрократических ведомств, представить себе нельзя. В этом смысле Буш и Путин - близнецы-братья. Только если первый создал агентство внутренней безопасности как дорогостоящее успокаивающее средство для нации, то второй воссоздал КГБ для удовлетворения аппетитов бюрократов в погонах. Вот именно в этом многообразии различных секретных служб, которые конкурируют друг с другом за бюджет, и есть главная защита общества от произвола спецслужб. Объединение их под одной крышей - это и есть воссоздание КГБ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но мало того, что различные спецслужбы конкурируют друг с другом (а значит, следят и доносят друг на друга); мало того, что над ними стоят гражданские ведомства и возглавляют их гражданские люди, - все они находятся под неусыпным контролем комитета по разведке конгресса США плюс еще и всяких других комитетов, распределяющих деньги, не говоря уж о многочисленных организациях гражданского общества. На закрытых слушаниях комитета по разведке главы секретных служб обязаны докладывать постатейно (!) расходы своих бюджетов - в противном случае они просто не получат деньги на следующий год. Жесткий детальный контроль за расходами секретной службы - второй, не менее существенный способ контроля. Можно, конечно, соврать и показать расходы на слежку как расходы на учебники - можно попытаться, но люди в комитете сидят на таких слушаниях не первый день. В штате комитета конгресса - эксперты, в том числе когда-то служившие в этих самых службах, поймают - хлопот не оберешься. Какая из гражданских организаций осуществляет у нас такой же надзор за Лубянкой? Нет такой. Предоставляемые в парламент бюджеты - это фикция. По существу, ФСБ (или КГБ - что правильнее) подчиняется одному (sic!) человеку - президенту Путину, который связан с организацией личной историей и корпоративной лояльностью. Сумеет ли Путин не стать заложникам корпорации - бо-ольшой вопрос. Захочет ли не стать? Наконец, обратите внимание, КАК была произведена эта операция по воссозданию КГБ. Чрезвычайно показательная история! Важнейшие для страны решения принимает один человек - президент, без всякого обсуждения в обществе, без подготовки соответствующей законодательной базы, без соблюдения процедуры, без расчета расходов и соответствующих изменений в бюджете, который, между прочим, уже принят и утвержден и не подлежит изменению, без выслушивания позиций оппонентов. Что это, как не волюнтаристское решение чиновника, который полагает, что ему все позволено, и не считает нужным аргументировать свои решения, кои, между прочим, производит за счет своих граждан? Если так - на третий год президентства, то что же следует ждать после переизбрания Путина на второй срок?

Евгения АЛЬБАЦ "Новая газета",17.03.03




Похожие по содержанию материалы раздела: Посчитаем? Телохранитель в законе Конкурс пожарной песни Охранника премируют в... милиции ДЕТЕКТИВ-ШОУ Хакер - тоже человек Сгорел компромат на петербургскую милицию КРИТИКУ ПЛАНА КОМПЬЮТЕРНОЙ СЛЕЖКИ НАЗВАЛИ "ИСТЕРИЧЕСКОЙ" Немигающим глазом Награды специального назначения "Хорошая" злость и поддержка жителей Как спасти свой мобильник от телефонных "пиратов" "Мы будем охранять нефтепровод и радарами, и всадниками" ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ НАРУШАЮТ ВСЕ ЧАЩЕ Управление "К" против киберпреступности Аферист брал в сообщники банкоматы Рэкетиры из РУВД Охрану автостоянок поручат радиолокаторам Безопасность с задором

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация